ООД по познавательному развитию "Моя семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Петушкова Любовь Анатольевна

занятие о семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_moya_semya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Моя семья».

Воспитатель: Петушкова Л.А

Цели: Формировать интерес к своей семье, воспитывать любовь и бережное отношение к членам своей семьи.

Задачи:

Образовательные:

Учить составлять генеалогическое дерево.

Закреплять представление детей о семейных традициях.

Закрепить знания детей о домовом, как  обереге русских семей.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Продолжать упражнять детей в умении ориентироваться на листе бумаги.

Продолжать учить изготавливать поделки с опорой на пиктограммы.

Развивающие:

Совершенствовать структуру простого предложения.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье. Побуждать проявлять доброту, заботу о своих близких.

Словарная работа:

Расширять, обогащать и активизировать словарный запас по теме.

Оборудование:

Мультимедиатехника, фотографии, аппликация «Семейное дерево», пиктограммы последовательности изготовления оберега, заготовки для изготовления домового, пиктограммы традиций, магнитофон, липучки.

Индивидуальная работа:

С Савелием, Матвеем, Лизой – упражнять в умении рассказывать о своей семье

Предварительная работа:

Занятие по познавательному развитию «Моя семья».

Чтение книг о семье, разучивание стихов, загадывание загадок.

Оформление и работа с полочкой красоты: выставка портретов «Наши папы», «Наши мамы».

Работа с познавательными альбомами: оформление рассказов «Папы разные нужны», «Мамы разные важны» (о профессиях родителей)

Продуктивная деятельность: Изготовление подарков для пап, мам, бабушек и дедушек. Рисование портретов пап и мам.

Оформление альбомов «Традиции семьи»

Ход занятия

Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Они посмотрят, как вы выросли и чему вы научились. Давайте поздороваемся с гостями и больше на них отвлекаться не будем.

Проверьте свою осанку.

Сегодня к нам придет гость. А кто это вы сможете узнать, если отгадаете загадку.

Не игрушка заводная

Хоть пропеллер на спине.

Он живет, забот не зная,

Прилетает к детворе.

Правильно! Давайте послушаем, что он говорит.

Карлосон: – Здравствуйте, меня зовут Карлосон.

Я великий путешественник. Однажды я был в городе Стокгольме и там познакомился с одной шведской семьей по фамилии Свантесон. Я подружился с мальчиком по имени Сванте,  но в семье его звали малыш. Интересно, а куда же я сейчас попал?

- Уважаемый Карлосон, вы попали в город Лесной, и я предлагаю познакомиться с российскими семьями и подружиться с нашими детьми.

Карлосон: Как интересно! С удовольствием!

Ребята, сегодня каждый из вас составит свое семейное дерево и с его помощью расскажет Карлсону о своей семье. А чтобы вам было легче, я расскажу о себе, на примере моего семейного дерева.

Это я. Зовут меня Любовь Анатольевна. Я увлечена чтением книг.

Прикрепите, так же как я, свою фотографию на верхнюю веточку в красный кружок.

У меня есть младшая сестра. Зовут его Таня. Он очень любит водить  

- Расскажите о своих братишках и сестренках

(примерные ответы: У меня есть старший брат, он ходит в старшую группу «Почемучки» А у меня есть старшая сестра Настя, она учится в лицее)

Спасибо, прикрепите фотографии братьев или сестер, у кого есть, в зеленый кружок.

Это мой папа. Его зовут Анатолий Алексеевич. Он любит рыбачить и охотиться..

-Кто хочет рассказать о своем папе?

Благодарю, прикрепите фотографию папы в синий кружок.

А теперь немного о моей маме. Ее зовут Зоя Михайловна. Она любит выращивать цветы.

-Расскажите о своих мамах.

Спасибо, было очень интересно. Прикрепите фотографии своих мам в желтый кружочек.

Познакомьтесь с родителями моего папы: моими бабушкой и дедушкой. Отца моего папы, звали Алексей Емельянович, а маму моего папы, звали Таисия Алексеевна.

Прикрепите фотографии родителей папы в фиолетовый кружочек.

Родителей моей мамы звали Иван Демьянович, и Варвара Андреевна.

Прикрепите фотографии родителей мамы в оранжевый кружочек.

Кто хочет рассказать о своих бабушках и дедушках.

(примерные ответы: Моего дедушку зовут Кирилл Иванович, а бабушку Зинаида Петровна, но я их зову бабуля и дедуля)

Вот у нас и получилось замечательные  семейные деревья. И сейчас вы сможете рассказать Карлосону о своих семьях. (Рассказ о семьях двух детей) Молодцы, замечательные рассказы. Достаточно. Остальные ребята смогут познакомить Карлосона, со своими семьями вечером.

А сейчас немного отдохнем и станцуем и споем.

Физминутка «Взрослые и дети»

Карлосон: В семье малыша, есть замечательная  традиция. После обеда вся семья собирается у камина, пить кофе и делиться своими новостями.

В наших российских семьях, тоже много замечательных традиций которые передаются от поколения к поколению. Это самые разные обычаи и праздники.

В моей семье очень много традиций. Это и совместное празднование нового года, и дней рождений и разных праздников. А есть еще одна интересная традиция – это воскресные обеды. Обычно, в этот день бабушка стряпает пирожки с разными начинками. Мы садимся за общий стол, угощаемся, разговариваем обо всем. В конце обеда мы играем в разные настольные игры. Нам очень интересно друг с другом.

 Ребята, мы с вами обсуждали, при помощи каких пиктограмм мы обозначим наши традиции. Давайте их назовем.

Сейчас прикрепите в левый нижний угол сундучок традиций. Отметьте пиктограммами ваши семейные традиции.

А сейчас, Карлосон, дети познакомят тебя с некоторыми традициями своих семей.

Савелий, какие традиции существуют в вашей семье? (перечисление). Расскажи, пожалуйста, о вашей традиции «В здоровом теле – здоровый дух»  подробнее.

Рассказ Савелия:

Моя бабушка говорит «в здоровом теле – здоровый дух» и ведет активный образ жизни. Обычно, летом мы каждые выходные проводим на даче. Ходим по зеленой травке, дышим свежим воздухом, по воскресеньям паримся в бане. После бани пьем чай с травами. Зимой мы ходим в лес на лыжах или катаемся на снегокате.

Сейчас послушаем, какие традиции есть в семье Матвея. Расскажи нам о традиции празднование дня твоего рождения.

Рассказ Матвея:

Я хочу рассказать о традиции собираться на мой день рождения за большим праздничным столом. До прихода гостей мы с мамой и папой накрываем на стол. Когда все собираются, надевают красивые колпачки, мне дарят подарки, а мама выносит праздничный торт со свечками, и я их задуваю. Потом мне поют каравай, а вечером папа на улице запускает фейерверки. Я очень люблю эту семейную традицию.

Лиза, познакомь нас с традициями своей семьи.

Рассказ Лизы:

В нашей семье – традиция отмечать новый год обязательно с живой елкой. Елка большая и вкусно пахнет лесом. Наряжаем мы ее тоже всей семьей. Это очень весело.

Вы, молодцы, очень хорошо знаете традиции ваших семей. Сегодня во второй половине дня те ребята, которые захотят, могут рассказать о них Карлосону

Сейчас, мы вспомним еще об одном обычае русского народа -   изготовление оберега для семьи. Кто считался оберегом семьи?

(примерные ответы: На Руси покровителем дома считался домовой. Наши предки считали, что он живет за печкой. Чтобы в доме никто не болел и не попадал в беду, нужно домовому выставлять угощение Лучше всего – мед на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будет мир и покой.)

Я предлагаю сделать вам домового, который будет оберегать вашу семью.

Посмотрите, у вас на тарелочках лежат заготовки, которые понадобятся для изготовления оберега.

Положите заготовку из мешковины перед собой глазками вниз

На середину заготовки выкладываем синтепон

Собираем туловище домового, закрепляя резинкой вверху

На липучки прикрепляем руки и ноги

Приступаем.

Посмотрите, какие замечательные получились у вас домовые. Они  помогут сохранить в ваших семьях счастье, здоровье и любовь.

Карлосон: – Спасибо ребята. Мне было очень интересно начать знакомство с вашими семьями и их традициями. Теперь я полечу к моему другу  Малышу. Ему будет интересно изготовить оберег для своей семьи и свое семейное дерево. Я обязательно вернусь к вам. До свидания!

Карлосон улетел, но обещал вернуться, чтобы дослушать ваши рассказы о семьях.

Спасибо. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Проектная деятельность по познавательному развитию «Семь дней масленицы».

Россия как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры. Воспитывает у дошкольников ис...

Конспект НОД по познавательному развитию "Семья.Родословная."

Занятие проведено в рамках проекта"Семья и родословная"...

ООД по познавательному развитию "Семья глазами детей"

Данный материал в игровой форме углубляет представление ребенка о семье, ее истории, о том, где работают родители детей, как важен для общества их труд, формирует внимательное, заботливое отношение к ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию. «Семена и зерна»

Программное содержание:- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;- Выявить, какие растения, их плоды и семена человек может употреблять в пищу,...

Проект познавательного развития «СемьЯ» для детей второй младшей группы

Ведение Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина",  «Откуда я родом?».  Вопрос с виду простой,...