Конспект нод по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Древние животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Наталья Александровна Нарыгина

Программное содержание:

1.    Продолжать знакомить детей с древними животными, обитающими в океане (беспозвоночными, рыбами).

2.    Продолжать осваивать действие построения схемы внешнего вида древних животных, обитавших в воде (беспозвоночных и рыб).

3.    Познакомить со значением слов – мягкотелые, панцирные.

4.    Воспитывать интерес к истории образования жизни на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию экологических представлений в подготовительной группе

«Древние животные»

Подготовила: воспитатель

Нарыгина Н. А.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с древними животными, обитающими в океане (беспозвоночными, рыбами).
  2. Продолжать осваивать действие построения схемы внешнего вида древних животных, обитавших в воде (беспозвоночных и рыб).
  3. Познакомить со значением слов – мягкотелые, панцирные.
  4. Воспитывать интерес к истории образования жизни на Земле.

Оборудование:

  1. Листы бумаги с нарисованной эволюционной лестницей на каждого ребенка.
  2. Карандаши в стаканчиках.
  3. Нарисованная на доске эволюционная лестница и мел.

Ход занятия:

- Давным-давно, многие миллионы лет назад, наша Земля выглядела иначе чем сейчас. Повсюду сверкали ослепительные молнии, грохотал гром. Все кругом бурлило, клокотало, взрывалось, огромные языки пламени вырывались из-под Земли.

     Потом пошел дождь. Он шел, не переставая, в течении многих лет. Постепенно вода стекалась и образовался Мировой океан, который поглотил большую часть суши.

     Сегодня я предлагаю вам вновь отправиться в путешествие на машине времени. Приготовились, поехали.

- Вот мы и попали на нашу Землю, когда на ней только зарождалась жизнь.

- Первые живые существа появились в воде. Под воздействием солнечных лучей вода нагревалась. Океан стал похож на огромную тарелку с бульоном с тысячами различных приправ и специй. В этой теплой массе начали развиваться мельчайшие живые существа. Выглядели они вот так.

- Какого размера были первые живые существа? Формы?(Ответы детей)

- Как они передвигались? (Ответы детей)

- На какой ступеньке лесенки развития жизни на земле нужно нарисовать бактерию? (ответы детей)

- Почему? (Ответы детей)

- Нарисуй, Лена, бактерию на ступеньке лесенки на доске, а вы у себя на листочках.

     Дети зарисовывают бактерию на «лесенке развития».

- Иногда крошечные частички соединялись вместе и образовывали более сложные организмы: водоросли, губки, кораллы. (Воспитатель показывает указкой на слайде) Они стали пропускать через себя воду и выделять в воду кислород. Тем самым создали условия для появления первых животных. (Воспитатель показывает и рассказывает) Словно парашюты парят медузы, на дне океана россыпи морских звезд, украшают дно анемоны. Плавают усатое безобидное существо – трилобит, безопасные морские ежи.

- Как вы думаете, какое тело этих животных на ощупь? (Ответы детей)

- Какого они размера? Почему? (Ответы детей – много еды, нет хищников)

- С помощью чего они передвигаются? (Ответы детей)

- С какой скоростью они передвигаются? Почему? (Ответы детей – большого размера, неповоротливые, нет хищников, много еды)

- Чем  отличаются первые живые существа от бактерий и микробов? (Ответы детей)

- Всех этих первых живых существ можно назвать мягкотелыми, потому что у них было мягкое тело, много ног для передвижения, они были большие и неповоротливые. Их можно обозначить, вот таким значком. (Воспитатель рисует на доске значок, которым обозначаются мягкотелые животные)

- В каком месте лестницы развития можно нарисовать мягкотелых? Почему? (Ответы детей)

- Коля, иди нарисуй на доске, а вы , ребята, у себя на листочках.

- В то далекое время все животные жили мирно, дружно и сытно. А мы продолжим путешествие на машине времени.

    Прошли миллионы лет, наступили тревожные времена. Климат на земле стал меняться, стало холодать. Из-за изменения температуры пропало прежнее изобилие пищи. В воде появились первые хищники. Всем, кто хотел выжить, приходилось приспосабливаться к новым условиям. Животные стали одеваться в крепкие доспехи – панцири.

- Для чего у водных животных появились панцири, раковины? (Ответы детей)

- Зачем нужны им щупальца, лапы? (Ответы детей)

- Этих животных мы стали называть панцирными, и обозначить их моно вот таким значком. (Воспитатель рисует на доске знак) А чем они отличаются от мягкотелых? (Ответы детей)

- В каком месте лестницы развития мы нарисуем панцирных? Почему? (Ответы детей)

- Кристина, иди нарисуй значок панцирных на доске, а вы у себя на листочках. Не перепутайте ступеньки.

- А сейчас я предлагаю вам выйти из-за столов на ковер и поиграть в игру «Плавающие и не плавающие» Я буду называть животных,  если животное плавает – показываете рукой волну, если не плавает – присаживаетесь.

     Воспитатель называет слова (трилобит, муха, медуза, бактерия, сорока, морская звезда, губка, мак, кораллы, ложка, рак и т.д.), а дети в соответствии с названным правилом выполняют движения.

- Садитесь в машину времени, продолжим наше путешествие. Смотрите у живых существ появились не только панцири, раковины. Стали появляться рыбы, они еще большого размера, их тело стало покрываться чешуей, они обзавелись зубами, но челюсть их неподвижна. То есть они плавают с открытым ртом. Постепенно у них появились парные плавники. И плавники и чешуя помогают рыбам быстро передвигаться в воде, добывать себе пищу и убегать от хищников. Чешуя защищает мягкое тело от острых зубов хищников.

- Чем стали отличаться рыбы от панцирных? (Ответы детей)

- Для чего рыбам чешуя? Плавники? Зубы? (Ответы детей)

- Рыб мы обозначаем вот таким значком. (Воспитатель рисует на доске значок рыбы)

- На какой ступеньке развития мы их нарисуем? Почему? (Ответы детей)

     Воспитатель в течении занятия хвалит детей за правильные, полные и аргументированные ответы.

- Посмотрели мы с вами древних рыб, а теперь на машине времени отправимся дальше в путешествие. И куда мы с вами попали?(Ответы детей)

     Воспитатель показывает современных морских обитателей.

- Мы с вами путешествовали во времени, а теперь скажите мне, чем отличаются жители современного морского мира от древнего? (Ответы детей)

- Какие древние существа живут в наше время? (Ответы детей)

Дети должны отметить в своих ответах то, что некоторые древние существа исчезли, другие изменили внешний вид, размер, форму. Стали защищаться от хищников с помощью острых зубов, яда, иголок. Они стали быстрее передвигаться, научились прятаться. Но при этом сохранились и древние существа. Это морские звезды, только они стали ядовиты, морские ежи, змеи, некоторые рыбы, губки, водоросли, кораллы. Дети могут сами называть и других животных.

- А теперь нам пора возвращаться домой. Приготовились. Поехали.

     На экране картинка с видом р.п.Полтавки.

- Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать на машине времени? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».

Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"...

Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования.

представлены три занятия по развитию познавательной активности в эекологическом воспитании средствами моделирования...

Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»

Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»...