Конспект познавательной НОД «Насекомые» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лазовская Светлана Аркадьевна

1. Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

2. Задачи:

Образовательные:

·        Расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием.

·        Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого.

·        Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивающие:

·        Развивать воображение, логического мышления.

·        Развивать мелкую моторику пальцев рук.

·        Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года).

Воспитательные:

·        Воспитывать умение внимательно слушать сверстников.

·        Воспитывать бережное отношение к природе.

·        Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых.

·        Активизировать познавательный интерес к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной НОД «Насекомые» (с использованием ИКТ)

1. Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о насекомых.

2. Задачи:

Образовательные: 

  • Расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием.
  • Формировать умения выделять, подбирать характерные признаки, действия описываемого насекомого.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивающие:

  • Развивать воображение, логического мышления.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года).

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать сверстников.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых.
  • Активизировать познавательный интерес к природе.

3.Индивидуальная работа: 

  • Следить за речью детей, добиваться полных ответов.
  • Оказывать помощь при ответах на вопросы.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания: 

Ноутбук, проектор, слайды.

5. Предварительная работа: 

  • Беседа о бережном отношении к животным нашего края.
  • Наблюдение за насекомыми летом и осенью во время прогулок.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
  • Чтение художественной и природоведческой литературы.

Интеграция областей

Этапы деятельност-

ного подхода

Организация работы

Деятельность педагога

Примечания

ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

1.Введение в игровую ситуацию

 Аудиозапись «Звуки луга»

Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц.

Дети слушают аудиозапись

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

2.Актуализация опыта.

Как хорошо на лугу!

Сколько здесь цветов!

Слайд №2

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш). А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы).

 Каких насекомых можем встретить на лугу? Слайд №3 Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья.

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми.

Отгадайте загадки:

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

Слайд №4

Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск, и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

Слайд №5

Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

Слайд №6

Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

Слайд №7

Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

Слайд №8

Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Слайд №9

Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Слайд №10

Поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

Заяц, ёж, лиса, шмель.

Слайд№11

Трясогузка, паук, скворец, сорока.

Слайд №12

Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

Слайд №13

Лягушка, комар, жук, бабочка.

Слайд №14

Ответы детей

Дети отгадывают загадки

Дети выделяют лишнее слово и обоснуют свой ответ.

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

ОО Физическое развитие

3.Открытие детьми новых способов действий и знаний.

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

Слайд 15

  • Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.
  • Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.
  • Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.
  • Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая

Физкультминутка «Сороконожка»

Слайд №16

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик:

 Кап-кап-кап!

Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу!

И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром!

Ребята, а почему нельзя рвать цветы? Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? Как нужно вести себя в лесу, на поляне?

Дети находят подходящие слова, описывающие насекомое.

дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня

дети останавливаются и приседают.

дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи

дети останавливаются, трясут одной ногой

трясут другой ногой

дети топают ногами

Ответы детей

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Физическое развитие

4.Включение нового материала.

Энциклопедия

Слайд №17

На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений.  

Мы знаем божью коровку как маленького красного жучка с чёрными точками. На самом деле это насекомое имеет очень разнообразную окраску. 
На первый взгляд эти жучки кажутся мирными, но большинство из них активные и прожорливые хищники. Они уничтожают массу различных вредителей сада и поля - тлей, червецов, щитовок, мелких личинок и куколок, чем приносит огромную пользу хозяйству человека.

Гусеница - это личинка бабочки, которая вылупляется из яйца. У неё, в отличие от своей родительницы, очень непривлекательная внешность. Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. 

Сверху, на спине у жука два жёстких крыла, а под ними находятся два других - тонких, нежных и больших. При полёте жук производит своими крыльями знакомое нам жужжание, хотя голоса он не имеет. 

Скрываясь среди густой травы, это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У 
кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком, по перепонке в виде округлого зеркальца и издаёт стрекочущие звуки. Окраска кузнечика хорошо гармонирует с фоном травы, что сразу и не обнаружишь его. Насекомое отлично прыгает, дополняя передвижение полётом при помощи крыльев.

Листовидка по своей окраске и форме очень похожа на зеленый лист растения. Листовидка идеально приспособлена к окружающей среде. Кроме того, она отличаются очень малой подвижностью и способна целые часы сидеть неподвижно. Питается она исключительно растительной пищей.

Питаются муравьи беспозвоночными животными, нектаром цветов, грибами, семенами растений.


Комнатные 
мухи нам всем хорошо знакомы. Её глаза состоят из множества крошечных глазок, которые смотрят во все стороны. Изо рта у мухи высовывается хоботок, которым она всасывает жидкость. Тело мухи усеяно бесчисленными волосками. 

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчёлами. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами.

Пчела - это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. 
Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. Весной, летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека. 

Сверчок- это ночное насекомое питается растительными и животными остатками. Приятно услышать его удивительное "пение" среди зимних морозов.

У самого берега заросшего водоёма, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы

Давайте встанем и поиграем в интересную игру.

Я вам буду кидать мяч по очереди и говорить начало предложения, а вы это предложение должны закончить.

  • Муравей ползает, а бабочка...(летает)
  • Гусеница ползает, а кузнечик...(прыгает)
  • Бабочка летает, а улитка ...(ползает)
  • Червяк ползает, а стрекоза...(летает)
  • Кузнечик прыгает, а комар...(летает)
  • Паук ползает, а пчела...(летает)
  • Муха летает, а гусеница ...(ползает)
  • Сороконожка ползает, а муравей...(ползает)
  • Мошка летает, а бабочка...(летает)
  • Оса летает, а червяк ползает...(ползает)
  • Кузнечик прыгает, а гусеница...(ползает)
  • Бабочка летает, а муравей...(ползает)
  • Улитка ползает, а бабочка...(летает)
  • Стрекоза летает, а червяк...(ползает)
  • Комар летает, а кузнечик ...(прыгает)
  • Пчела летает, а паук ...(ползает)
  • Гусеница ползает, а муха...(летает)
  • Муравей ползает, а сороконожка…(ползает)
  • Бабочка летает, а мошка...(летает)
  • Червяк ползает, а оса ...(летает)

Дети слушают описание и рассматривают картинки насекомых на слайде.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос.

ОО Речевое развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Художественно-эстетическое развитие

ОО Социально-коммуникативное развитие

5.Осмысление содержания ситуации (рефлексия)

Вопросы к детям

Что нового мы сегодня узнали?
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от птиц?
Что случится, если не будет насекомых?
А сейчас располагайтесь на ковре, закройте глаза и представьте, что вы на лугу, что-то интересное увидели, кого-то встретили…  Релаксация под музыку «Звуки луга».

 Ответы детей

Дети располагаются на ковре и слушают музыку, закрыв глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого досуга с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе "Здравствуй, сказка!"

Данный досуг направлен на развитие творческого мышления и воображения и служит для закрепления приемов работы по системе ТРИЗ ( хорошо-плохо, метод  маленьких человечков, морфологический анализ, ...

Конспект НОД Рисование "Насекомые" с использованием нетрадиционной техники (рисование на камнях)

Конспект НОД Рисование "Насекомые" с использованием нетрадиционной техники (рисование на камнях)...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе

Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...

Конспект ООД по познавательному развитию "Насекомые" с использованием ЭОР

Конспект был представлен мной на 1 квалификационную категорию....

Конспект логопедического занятия "Насекомые" с использованием мнемотехники для детей с ЗПР

Цель: уточнить и обобщить знания детей о насекомых. Задачи:1. Расширять и активизировать словарь по теме «насекомые»; закрепить в речи названия насекомых, знания о их  строении, ...