Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жданова Наталья Ивановна
Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей с ТНР в старше - подготовительной группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом) 

Задачи:

 «Познавательно – развивающие»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- расширять представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), значимости научного труда для жизни общества в целом;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

    Речевые задачи:

      - Закреплять умение отвечать полным ответом;

      -закреплять навык подбора прилагательных;

      - автоматизация в речи поставленных звуков.

 «Социально - коммуникативные»

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

- развивать у детей навыки сотрудничества через экспериментирование;

- развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу, сообразительность.

«Физическое развитие»

- закреплять элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности;

- закреплять правила безопасного поведения во время проведения экспериментов;

- закреплять умение делать дыхательную гимнастику: не поднимать плечи, не надувать щеки, выпускать воздух тонкой струйкой.

«Художественно - эстетические»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением лаборатории, научных сотрудников, оборудования лабораторий, просмотр компьютерной презентации по данной теме, активизация словаря (лаборатория, эксперимент, лаборант, научный сотрудник, целлофан, струя воздуха).

Оборудование: шапочки, бахилы, названия залов лаборатории, пакеты, иголка, мольберт, карточки-правила  «Как вести себя в лаборатории?», стаканы по количеству детей, трубочки, Крышки от фломастеров, бутылочки, баночки по количеству детей, шарик, ёмкости,  наполненные водой, салфетки,  резиновая игрушка, кусок резины, баночки с разными ароматами. На каждого лист бумаги, клеенка, баночка с краской, трубочка, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!!!

В: теперь присаживайтесь на стульчики.

В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух) Если не назовут воздух – загадка:

Чем мы дышим?

Что мы не видим?

В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Качели вверх (вдох)

Качели вниз (выдох)

Крепче ты дружок держись!

В: Вы знаете сколько времени  человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. У нас есть несколько залов для проведения экспериментов. Чтобы войти в лабораторию необходимо надеть шапочки, бахилы.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Встаньте вокруг стола.

В: Опыты мы начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много можно здесь узнать

В: Итак, начнем наши опыты:

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать и почувствовать  воздух? »

В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?  (они надулись) Что в них находится? Какой он? (легкий, прозрачный, невесомый) Вы его видите?

В: Хорошо! Давайте проверим. У меня есть вот такая большая волшебная  острая иголка. Мы  осторожно проколим  мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

В: Для другого эксперимента нам необходимо проследовать в зал №2. Дети подходят к столу, где для каждого приготовлены прозрачные стаканчики с водой и трубочки для коктейля, салфетки.

 Эксперимент № 2  «Мы видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.)

Вывод:

 Когда дуем сильно, получается сильная струя воздуха, пузырьков больше и наоборот.

 С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей). Сейчас я вам докажу, что воздух можно услышать, для этого проходите коллеги в зал №3

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё я надую шарик, а вы подумайте, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?( Писк, шум)

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Эксперимент №4 «Имеет воздух вес?» Зал №4

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

( воздух)

Вывод: воздух  легче, чем вода.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Зал №5

Эксперимент № 5«УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному воздухом  из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами вдохнуть аромат, который я предложу и сказать, что так пахнет. Каждому ребенку предлагается свой аромат (конфета, лак для ногтей, кофе, духи, апельсин, чеснок, хлеб)

Вывод:

Сам воздух запаха не имеет, но может переносить ароматы.

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать? Зал №6 (круглый стол со стульчиками)

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.) Дети пробуют рисовать.

Итог:

В: Итак, вы сегодня узнали много нового провели множество опытов.

В: Какой опыт тебе понравился больше всего? (выслушиваются ответы 2 детей)

В: Что ты сегодня узнал нового? (2 человека)

 Как называется техника рисования воздухом? (1 человек)

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и ...

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля» эксперимент с воздухом

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)...