«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой» для детей младшей группы от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Развитие экспериментально- опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр- экспериментов с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры-эксперименты с водой и песком451.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Березка»

«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой» конспект Ермаковой С.И., воспитателя младшей группы детей               от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

 

                                                                           

                                                           

г. Радужный

«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой»

В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается ориентировочно — исследовательская деятельность. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков.)

Академик Н.Н. Поддъяков доказал: «Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Актуальность данной проблемы обусловлена ещё и тем, что в современной педагогике недостаточно внимания уделяется экспериментальной деятельности детей раннего возраста. Недостаточно методической литературы, разработанных перспективных планов, конспектов игр-занятий по данному направлению

Взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

Мы считаем невозможным развитие экспериментально- опытнической деятельности детей без участия воспитателя и поставленных м экспериментальных целей и задач т.к, без поставленных задач ребёнок будет просто манипулировать предметами. Для реализации этого раздела нами были разработаны перспективные планы, игры- эксперименты с песком и водой, для детей с 1,6 до 3-х лет направленные на развитие экспериментально- опытнической деятельности. Игры разрабатывались с учётом возраста и возрастных особенностей, от простого к сложному.

Важнейшим условием для организации практического экспериментирования является оборудование. В группе имеется центр «Вода-песок» наполненный прокаленным песком. Вначале ребенку доставляет большое удовольствие знакомиться с материалом через простые действия: пересыпание, просеивание, высыпание песка из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для этих целей предлагаем детям сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков, используем пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

C:\Users\Администратор\Desktop\опыты\DSCN0109.JPG

Для экспериментов с водой используем пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки, изготовленные из пенопласта и коры и т.д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой были изготовлены клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботимся о температуре (+ 18°, +20°), следим за длительностью игры и состоянием одежды детей.

В играх дети закрепляли знания о сухом (сыпется) и влажном (лепиться) песке («Сыпем, лепим»). Научились выкладывать формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши») самостоятельно определять качества песка — сухой, влажный. («В гости к мышке). Получали знания о свойствах воды — окрашиваться («Разноцветная водичка»), превращаться в лёд («Какая разная вода») познакомились с разной температурой воды («Кто разбудил китёнка») и т.д.

Кроме того, в своей работе мы использовали разнообразные методы.

Игровые — они ведущие в данном возрасте, без героя или сюрпризного момента не обошлась ни одна игра- эксперимент, дети с удовольствием помогали матрёшке найти бусинки, отсеивая сухой песок через сито. Взбивали мыльную пену для куклы («Мыльные пузыри). Делали снежные пирожные из снега для снеговика. Наши герои играли с детьми в подвижные игры- с целью снятия психомоторного напряжения и создания положительных эмоций. Дети показывали героям, как они умеют играть пальчиками (пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Ветер дует нам в лицо» и т.д). Наряду с игровыми использовались словесные методы — разъяснение, пояснение, объяснение, художественное слово (стишки, потешки, загадки), указание к действию. Используя репродуктивные методы, такие как зеркальные действия — «Налей водичку в стаканчик» и синхронные действия «Давай вместе, насыплем песок в ведёрко» развивали в детях уверенность в себе, умение повторить то, что делает взрослый.

Применяя исследовательский метод — наблюдение развивали внимание ребёнка. Наблюдая за происходящим экспериментом, ребёнок сам участвовал в элементарных опытах и экспериментах, делал на основе наблюдений элементарные, простейшие умозаключения — тем самым развивая мышление.

Главная задача опытническо- экспериментальной предметно- развивающей среды- формирование у ребёнка навыков практического экспериментирования как во время игры- занятия, так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду

на пол и т.д). C:\Users\Администратор\Desktop\опыты\DSCN0102.JPG

Свою работу я строила не только с детьми, но и родителями. На базе группы был создан родительский клуб «Маленький исследователь» в него вошли родители, желающие научиться экспериментировать, играть со своим ребёнком. Для них проводился конкурс «Игрушки для игр с песком и водой из бросового материала» по итогам конкурса был проведён мастер- класс по изготовлению понравившихся игрушек, где родители с удовольствием делились опытом по изготовлению игрушек из бросового материала. Вниманию родителей предлагались папки — передвижки «Игры с песком», «Игры с водой», «Картотека игр- экспериментов» все папки- передвижки получили положительные отзывы родителей.

Список литературы

- М.М. Маркова «Уголок природы в детском саду»  Владос 2010

- Е.С. Овечкина Н.А. Иванова «Экологические экскурсии в природу» Детство – пресс 2014

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада»

О.С. Ушакова  «Теория и практика развития речи дошкольника»  М: ТЦ «Сфера» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой

Цель: разработать и апробировать  конспекты игр - занятий по развитию опытно - экспериментальной деятельности детей , через использование игр – экспериментов с песком и водой.Задачи:1.На основе а...

Конспект ООД в младшей группе №1 на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности»

Интеграция образовательных областей: познавательное,  физическое, речевое развитие  и художественно-эстетическое развитие.Цель: развитие мелкой  моторики через разные виды деятельн...

Опытно - исследовательская деятельность детей раннего возраста через элементарное экспериментирование с водой. (Из опыта работы)

Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. И в своей работе по экспериментированию  с детьми раннего возраста  я провожу элементарные опыты с водой....

«Развитие любознательности и активности у детей раннего возраста через игры-экспериментирования с водой, песком и камнями»

В раннем возрасте происходит активное знакомство ребенка с окружающим миром. Все, что окружает малыша, - вещи, игрушки, растения, животные, вода, песок и многое другое - вызывает у него интерес. ...

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста, через использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»».

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нест...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...

Проект «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности».

          Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства - наибо...