«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста, через использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»».
статья по рисованию (младшая группа)

Кравченко Елена Евгеньевна

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в раннем возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kravchenko_e.e._1.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41»

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей у детей раннего возраста, через использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»».

Подготовила:

Старший воспитатель

Кравченко Е.Е.

Бийск, 2021

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста, через использование нетрадиционной техники рисования «Эбру».

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в раннем возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое. Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

 К творческим способностям относят:

- воображение,

- образное мышление,

- интуиция,

- фантазия,

- восприятие,

- инициативность,

- любопытство,

- возможность применять теоретические знания на практике.

Каждый ребенок по своей природе – творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.

Ранний возраст – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, представляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые воспитатели (педагоги) делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей. Ребёнок охотно вовлекается в продуктивную познавательно- творческую деятельность. В ней он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные формы и способы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника — творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно  участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь с взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной.

Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству. Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В ходе наблюдений, за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1.Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании;

2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3. Недостаточно знаний об окружающем мире.

Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно. 

Порой можно наблюдать, что детям для рисования не нужны краски или карандаши, они с удовольствием рисуют пальчиками на стекле, палочками на песке, разлитой на столе воде.

Поэтому, задачей педагогов становится умение сделать работу по развитию творческих способностей детей более целенаправленной, применяя разнообразные нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Для работы с детьми раннего возраста, как правило, используют такие нетрадиционные техники рисования как: рисование пальчиками, ладонью, трафаретами, штампами и т. д. Каждая техника – это своеобразная маленькая игра, которая приносит детям радость и положительные эмоции.

Одной из таких творческих игр является нетрадиционная древняя  техника рисования – Эбру, пришедшая к нам с Востока, в которой подразумевается использование в качестве полотна специально сгущенной  воды, на которую с помощью кисти наносятся краски и ловко преобразуются в причудливые узоры.

Что такое эбру? В персидском языке есть слова об (вода) и ру (на), соответственно "обру", значит "на воде". В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. 

1.Для рисования нужна вязкая вода:

Более доступный способ приготовления — этот варка клейстера. Для этого понадобиться крахмал, вода и клей ПВА. Из крахмала и воды нужно сварить негустой клейстер и дать ему остыть. Затем в клейстер добавить клей ПВА и хорошо перемешать, чтобы не было пузырьков.

Важно! Клейстер должен быть средней консистенции, т.к. краски будут растворяться в более жидком варианте, причем не сразу, а через некоторое время и работа будет испорчена на стадии завершения!

Так же используют желирующие вещества — желатин и агар-агар. Из них готовится негустое желе.

Также прекрасно подходит такая основа, как молоко, 2,5 % жирности. Молоко наливается в посуду, кисточку с краской опускается в молоко. Краска стекает и образует вокруг кисточки пятно нужного размера (так же можно капнуть краску из обычной аптечной пипетки). И так несколько раз.

Затем берется палочка (зубочистку, палочку от суши, спичку) и рисуются разные линии, узоры и т.п. На этой стадии уже можно остановиться, т.к процесс сам по себе увлекателен. Есть интересное дополнение: кончик ватной палочки смачивается жидкостью для мытья посуды и окунается в центр тарелки/тары, на 2-3 мм в глубину.

Нарисованное изображение тут же начинает меняться. Остается только наблюдать и удивляться!

2. Краска.

Также имеется в продаже. Она изготовлена на основе натуральных пигментов, воды и желчи. Специальная краска довольно жидкая, хорошо растекающаяся, практически подкрашенная вода.

В условиях работы в детском саду удобнее использовать акриловую краску или разведенную гуашь.

3. Емкость для основы.

Это может быть любая глубокая посуда, лучше всего подходит прямоугольный контейнер. Самый простой и бюджетный вариант — одноразовая тарелка.

4. Инструменты для создания рисунка.

Инструменты: кисти, расчески, гребни, зубочистки и т.п.

Кисти могут иметь разную толщину, в зависимости от вашей задумки. Детям в садике лучше раздать толстые кисточки: ими будет удобнее наносить капли, а обратным концом кисти делать разводы краски.

Бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, совсем тонкая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость).

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на молоке и создают тонкую пленку, а затем при помощи палочки всячески деформировать его, создавая удивительные узоры.

Здесь работа воспитателя заключается в приеме рисования "Рука в руке". Большинству детей показывают новое действие несколько раз, прежде чем они поймут, как оно выполняется. Показывая, обязательно подробно проговаривают всё то, что  делают. Как только воспитатель видит, что у малышей начало немного получаться, то можно ослабить свой контроль и уменьшить поддержку, или полностью убрать руки и дать им больше самостоятельности.  

После того, как рисунок готов переносят его на бумагу, так как в силу возрастных особенностей детей, они самостоятельно  этого сделать не смогут, то это делает воспитатель.

Детские работы в технике Эбру всегда получаются яркими и неповторимыми. Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития креативного творческого начала, воображения и моторики. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести на бумагу. Краски на воде во власти юных талантов творят чудеса.

Применение техники Эбру в работе с детьми раннего возраста позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

 Когда впервые воспитатель показала этот необычный способ рисования, дети так увлеклись, что образно говоря, в группе разгорелось настоящее пламя творчества. Так они и начали творить чудеса. С каждым разом получались новые и новые шедевры. Для педагога самое главное и приятное - видеть искрящиеся глаза детей и слова: «А можно еще, я еще хочу».

Каждый раз свои рисунки вывешивали в группе на стенде творчества, чтобы родители любовались работами своих детей.

В этом учебном году  продолжили   работу в данном направлении с новыми детьми в конце адаптационного периода.

Из проделанной работы можно прийти к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Рисование на воде – Эбру- представляет собой не просто нанесение красок на определенную поверхность, скорее это целая философия. Ведь Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а так же дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества. Картины всегда получаются необычными, каждое движение палочкой или кистью создает неповторимый образ. Восточная живопись является отличным способом развития моторики, творческого потенциала и воображения ребенка. Но не только детям эбру может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна. 

 Техника Эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности и выражению индивидуальности.

Дети - прирождённые художники, учёные, изобретатели - видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. Наша задача в развитии творческих способностей,
не ждать, что дети будут такими, как мы хотим. Поможем им стать не нами, а собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...