Викторина по экологии на тему: "Природа - наш общий дом" (с включением регионального компонента)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лазаричева Татьяна Викторовна

Конспект будет полезен воспитателям подготовительных групп. Викторина проходит в форме детской передачи, где дети смогут показать не только свои знания о природе родного края, но и умение объединяться в группы для выполнения заданий, вести диалог в форме интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_ekologii.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 викторины по экологии

(для детей подготовительных групп)

на тему «Природа – наш общий дом»

(с включением регионального компонента)

Задачи:

образовательные: актуализировать знания о живой и неживой природе, демонстрировать знание народных примет, пословиц о погодных явлениях, произведений изобразительного искусства; учить детей объединяться в группы для выполнения заданий, договариваться, высказывать общее мнение, отвечать на вопросы полными предложениями.

развивающие: активизировать мышление, развивать память, внимание, быстроту реакции, умение вести диалог в форме интервью.

воспитательные: воспитывать умение не перебивать друг друга, проявлять активность, инициативу, преодолевать застенчивость.

Методические приёмы: игра-викторина, деление на команды для выполнения заданий, использование ИКТ, мини-презентации, демонстрационного материала, вопросы к детям, обращение к их личному опыту, использование художественного слова, стимулирование с помощью смайликов, подвижная игра, игровое задание с движениями, ведение диалога в форме интервью, рефлексия, вручение памятных подарков.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, мольберты(2), эмблемы команд, табличка «жюри», разрезные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, обитающих в Чувашии , карточки с изображениями насекомых, две полянки из ткани, карточки с изображением растений луга и цветника, репродукции картин (Левитан «Золотая осень», Саврасов «Грачи прилетели»; чувашских художников: Данилов А.В. «Поля Чувашии», Лукиянов В.А. «Осенняя роща»), игрушка-микрофон, раскраски на экологическую тему (по количеству детей)

Ход:

Ведущий: Ребята, вы любите смотреть телевизор?

Дети: Да!

Ведущий: А что вы обычно смотрите?

Дети: кино, мультфильмы, детские передачи

Ведущий: А вы знаете, что 2016 год - это год российского кино. На телевидении снимается много интересных передач для детей на разные познавательные темы. А вы хотите стать участниками интересной телепередачи?

Дети: Да!

Ведущий: Есть такая детская передача «Это мой дом». В ней ребята из разных стран рассказывают о своём доме. Это очень интересно! Так как следующий год в России объявлен годом охраны природы , а природа-наш общий дом, я предлагаю эту тему для нашей с вами передачи.

Итак, вы готовы?

Дети: Да!

Ведущий: Это первая наша с вами передача, поэтому роль ведущего я беру на себя. А вам необходимо разделиться на две команды. Для этого, вы по очереди подойдёте ко мне и из чудесного мешочка достанете фишку. Она будет голубого или зелёного цвета.

 (дети выполняют)

Ведущий:Наши команды готовы!

Придумайте название своим командам и выберите капитанов

(дети выполняют)

Ведущий:Молодцы!

Нашу передачу пришли смотреть гости. Давайте поздороваемся с ними и пригласим двух гостей в жюри. Они справедливо будут оценивать ваши знания, а результаты отображать на мольберте с помощью смайликов.

               (выходят 2 педагога и садятся за отдельный стол)

Ведущий: Итак, мы начинаем! Команды готовы?

Дети:Да!

Ведущий: Природа окружает нас повсюду и сам человек-часть природы. Мы общаемся с природой в разное время года: и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады, и когда собираем букет из разноцветных  листьев

 (слова воспитателя сопровождаются слайдами)

Мы много гуляем, наблюдаем , исследуем, учим стихи о природе, рассматриваем картины.

А вот и первое задание командам:

«Назовите представленную пейзажную картину и кто её написал»

Когда я спрашиваю одну команду, другая должна молчать, не подсказывать, иначе получит штрафное очко.

(воспитатель по очереди показывает картины командам (по две), дети угадывают (Левитан «Золотая осень», Саврасов «Грачи прилетели».  Две картины чувашских художников: Данилов А.В. «Поля Чувашии», Лукиянов В.А. «Осенняя роща»)

Ведущий: Вы правильно назвали картины и получаете за это первые очки.

Во всех уголках нашей земли живёт много разных животных.

Задание №2 «Назови животное»

- Кого называют царём зверей?(льва)

- Лошадь в тельняшке (зебра)

- Кто является санитаром леса?(дятел)

- Сумчатый попрыгун? (кенгуру)

- Самое упрямое животное (осёл)

-У какого животного самая длинная шея? (у жирафа)

Ведущий: Кроме животных, природа – общий дом и для птиц. Их пение украшает нашу жизнь. Ребята, а много птиц живёт в лесу? А в городе? Как называют птиц, которые улетают от нас в тёплые края? А тех, что остаются с нами зимовать?

Задание №3 «Узнай птицу нашего края»

(дети из разных команд поочерёдно называют птиц и прикрепляют изображение к солнцу (если она перелётная) или к кормушке (если она зимующая).

Ведущий: Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. А теперь у нас игровая пауза, мы отдохнём, а жюри поработает!

(проводится подвижная игра «Совушка»)

Ведущий:Продолжаем нашу передачу. Конкурс капитанов.

Вопрос: Кто из представителей живой природы, кроме человека, является предсказателем погоды?(птицы, животные, насекомые)

Задание: Приведите примеры

(капитаны отвечают)

Вопрос: Каких насекомых можно встретить на наших прогулочных участках в детском саду?

(капитаны выбирают карточки с изображениями насекомых и называют их)

Ведущий:Мы благодарим капитанов за смелость, за то, что не растерялись, правильно отвечали и заработали для команд очки.

Следующее задание: «Подбери цветы и составь венок»

Ведущий: На моём столе лежат карточки с изображением растений луга и цветника. Я приглашаю троих детей с каждой команды для составления венка на ковре из цветов, растущих в одном месте. Выбирайте карточки и составляйте из них круг (венок) А мы вместе с жюри будем следить за правильностью выполнения задания.

(дети выполняют, а на экране появляются изображения полевых, луговых и садовых цветов )

Ведущий: Молодцы, вы справились! А мы продолжаем. Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Осень

Ведущий: Правильно. А сколько всего времён года?

Дети: четыре (зима, весна, лето, осень)

Ведущий:А вот и 4-ое задание:

«Кто больше знает пословиц о погодных и природных явлениях»

(команды по очереди называют пословицы: «Много снега-много хлеба», «Вьюги да метели в феврале налетели»,«Весна красна цветами, а осень пирогами», «Лето всю зиму кормит» и др.)

Ведущий: Молодцы!

Осень - время сбора урожая. Фрукты, овощи - это дары природы, они очень полезны для здоровья человека. Но и человек много трудится в природе. Я предлагаю командам показать друг другу с помощью жестов, движений какие виды труда выполняются осенью.

Это будет следующим заданием, пятым.

Ведущий: Действия будем сопровождать словами из известной игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем»

(команды договариваются и показывают, а жюри оценивает выразительность и точность движений)

Ведущий: Ребята, у вас здорово получилось. Природа очень много даёт человеку: это и свежий воздух и лекарственные травы и полезные ископаемые и продукты питания и многое, многое другое. Поэтому люди должны беречь природу, охранять. Давайте вспомним правила поведения в природе:

- Не ломать ветки деревьев и кустарников

- Убирать за собой мусор

- Не разорять гнёзда

- Не шуметь в лесу

-Не разводить костры и др.

Ведущий:Молодцы, вы хорошо знаете правила, важно, чтобы вы их выполняли.

Ребята, в детских мультфильмах, сказках часто главными героями являются звери и птицы.

Задание шестое

«Назовите русские и чувашские народные сказки, где кроме зверей и птиц есть роль человека»

Дети: «Три медведя»

    «Петух и хозяин»

    «Лисичка со скалочкой»

    «Маша и медведь»

    «Как собака подружилась с человеком» (чув.)и др.

(жюри оценивает, кто больше назовёт произведений)

Ведущий: С этим заданием вы здорово справились. Ребята, а вы знаете кто такие журналисты?

Дети: ответы детей

Ведущий: Люди этой профессии работают на телевидении, в издательстве газет, на радио. Они собирают информацию о каком-то событии в мире людей или природы, а потом рассказывают об этом в своих передачах, в статьях газет и журналов. Это очень интересная профессия

(на экране появляется фото работающего журналиста).

И я предлагаю нашим капитанам в следующем, последнем задании передачи выполнить роль журналиста. Вы должны подойти к гостям и задать им вопросы о природе, об их отношении к животному и растительному миру. 

Вспомните, как вы в группе играли в журналистов и брали друг у друга интервью по теме «Моя семья». Какие слова вы использовали в начале и в конце интервью.

Итак, приглашаем первого капитана для ведения диалога в форме интервью

(ребёнку в руки даётся игрушечный микрофон)

Пример: 

«Здравствуйте! Разрешите задать вам несколько вопросов о домашних животных. Расскажите нам пожалуйста кого вы любите больше: кошек или собак? А в вашем доме есть животное? Как его зовут? Вы любите с ним играть? А чем его кормите? Спасибо, вы очень интересно рассказали»

Пример:

«Здравствуйте! Разрешите задать вам несколько вопросов. Какое ваше любимое время года? А почему? А кому ещё в вашей семье нравится это время года? А вы много гуляете? А в парк ходите? Спасибо за интересный рассказ»

Ведущий: Молодцы, капитаны вы со своей задачей справились и добавили в копилку своих команд ещё одно очко. Из вас могут получиться хорошие журналисты.

А наша передача на тему «Природа – наш общий дом» подходит к концу. Мы предоставляем слово жюри

(объявляются итоги викторины)

Ведущий: Ребята, сегодня у нас получилась интересная передача, в которой вы были главными героями. Я надеюсь, что ваши знания об окружающем нас природном мире помогут вам беречь родную природу, не нарушать её законы!

(все дети получают небольшие памятные подарки, н-р раскраски на экологическую тему «Бабочки», «Растения луга», «Насекомые» и др.)

Ведущий: А в заключении мне бы хотелось прочитать стихотворение Золкиной Евгении «Моя планета»

Моя Планета – дом родной,

Мой дом, что всех милей.

В нём я живу, моя семья

И тысячи людей!

И чтобы дом наш процветал,

Светило солнце в нём,

Давайте вместе мы о нём

Заботиться начнём:

Будем беречь луга, поля,

Животных защищать,

Деревья в городах своих

Начнём мы все сажать!

И никогда мы воздух наш

Не будем загрязнять!

Отходы в реки и моря

Не станем мы сливать!

И свалки мусора, друзья,

Давайте уберём!

И вот тогда все вместе мы

Отлично заживём!

И солнце будет ярко нам

С небес в окно светить!

Планета вечно будет жить

И нам добром платить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с художественной литературой с включением регионального компонента

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой  для детей старшего дошольного возраста  с включением литературных произведений писателей Кубани....

Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)

В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...

Доклад "Этнокультурное образование дошкольников". С включением регионального компонента - анализа по ХМАО-Югра.

В данной статье раскрывается значимость задач этнокультурного образования и обосновывается необходимость начинать работу по обозначенному вопросу в дошкольном возрасте. Кроме того приводится анализ де...

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

"Включение регионального компонента в рабочую программу музыкального руководителя"

Доклад на тему: "Включение регионального компонента в рабочую программу музыкального руководителя" из опыта работы с фото-приложением....

Конспект НОД в старшей группе по теме «Ребенок и чужие люди» с включением регионального компонента.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Ребенок и чужие люди»с включением регионального компонента....