Методическая разработка НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Волшебный воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ионова Анна Владимировна

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu_ionova_a.v.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию  в средней группе на тему: «Волшебный воздух»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. 

Образовательные задачи:

  • расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;
  • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни;
  • расширять словарный запас  детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);

Развивающие задачи:

  • развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов;
  • развивать наблюдательность, познавательную активность.

Воспитательные задачи:

  • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким;
  • наблюдение за ветром, за движением облаков;
  • изготовление корабликов, вееров.

 Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: шарики с весёлым и грустным «лицами», таз - «море для корабликов», мультимедийная презентация «Как увидеть ветер».

Раздаточный: карточки с алгоритмами опытов со стаканчиком и емкостью с водой, полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки, кораблики и вееры, воздушные шары.

Ход НОД:

 За дверью звучит веселая музыка,   влетает воздушный шарик.

 - Здравствуйте ребята, я шарик, прилетел к вам в гости.

Воспитатель: Ребята посмотрите,  шарик прилетел к нам не один, он прилетел со своими друзьями- воздушными шарами. А какие они? ( обследования шариков детьми : по цвету, объему).

 А почему это шарик стал такой грустный?

Шар: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал –   грустным, а второй остался таким же веселым. Я не знаю, что случилось с этим шариком!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким грустным? (шарик сдулся). А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (шарик надо надуть, чтобы в нём было много воздуха).

Шар: А что такое воздух? Я лично никогда не видел воздух. Его же нет нигде. А вы ребята, видели когда - нибудь воздух?

Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Как вы думаете, чем мы здесь будем заниматься? Верно. Искать воздух, говорить о нём и  делать опыты, как настоящие ученые.

( Дети подходят к столу, где организована мини-лаборатория.)

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? Да, он невидим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой? Верно.  Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Шарику, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?

 Опыт 1. «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? Да, он пуст!

Воспитатель: Давайте сложим   его вот так (показ) Смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы наберём в пакет воздух и закрутим его! (Показ) Пакет полон воздуха, на что он стал похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке.

Теперь выпустим воздух из пакета (положить пакет на стол и прогладить его рукой). Каким стал пакет? (маленьким). Почему? Верно.  В нем нет воздуха.

 Воспитатель: Что мы сделали, чтобы увидеть воздух? Да. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили!

Опыт 2.  «Есть ли воздух в пустом  стакане»

 Посмотрите что это у меня в руках? (показывает   пустой стакан). Правильно, это стакан. На дно приклеен кусочек салфетки. Как вы думаете, есть там воздух или нет? А давайте проверим.   Посмотрите на зелёную карточку. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? Да, сейчас я переворачиваю стакан вверх дном, держу стакан ровно   и опускаю его в емкость с водой, до дна. Теперь стакан вынимаю из воды. Посмотрите, намокла ли салфетка. ( Нет, она сухая). Опустите свой стаканчик в воду ровно-ровно, не наклоняя его. Может быть,  у вас намокнет салфетка? Сухая?  Почему? Как вы считаете? Аня, правильно ли опустил стаканчик Максим? Как вы думаете , почему салфетка намокла у Насти?

Вывод: салфетка не намокла, потому что в стакане есть воздух, который не пускал туда воду.

А теперь рассмотрите синюю карточку. Что мы теперь будем делать? Правильно, опустим стаканчик в воду, наклонив его. Затем вынем и посмотрим, что произошло. Опускайте стаканчик. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Пузырьки воздуха имеют цвет? Конечно, воздух прозрачный. Скажите все вместе: прозрачный.

Воспитатель: А вот интересно, внутри человека есть воздух?  Давайте проверим!

 Опыт 3. « Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой».

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуем.  Что происходит?

 Да, выходят пузырьки!

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему?

 Правильно, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха - пузырьков меньше.

Так есть ли воздух   внутри нас?  Как мы это увидели? Конечно, мы дуем в трубочку, и он выходит!

Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм? Мы его вдыхаем. Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать движение воздуха? (Да, надо подуть или помахать чем-то).

Опыт 4. «Чувствуем воздух» с веером.

Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать движение воздуха с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

 Да, в лицо дует ветерок.

 Воспитатель: А ветер – это тоже движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер.

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

 Правильно, Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся,  значит, есть ветер. (слайды с ветром)

Воспитатель: А если деревьев рядом нет, а перед нами море, как узнать, дует ветер или нет? Конечно, ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.  

(слайды моря)

 Игра «Кораблики».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть с корабликами.

 Для этого подойдите к нашему маленькому морю, возьмите свои кораблики. Какое сейчас наше море? ( спокойное) Почему вы так решили? ( на море нет волн, вода не движется). А можно ли сделать так чтобы на море появились маленькие волны? (надо подуть на воду). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, может передвигать наши кораблики. Отправляйте  кораблики в путь, подуйте сначала слегка, а потом можно подуть сильнее. А сейчас ветер утих. А где же наш шарик?

Шар: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Если закрыть нос и рот, то ничего не случится? Попробуйте.

Воспитатель: Что ты, Шарик! Без воздуха можно задохнуться! Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.

 Шар: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

 Итог занятия:

-  А вы, ребята, что нового сегодня узнали? Вы чему- то удивились?

 - Что воздух бесцветный, мы его не видим.

 - Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

 - Без воздуха ничто живое не может жить.

 - А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.

Шар: И я хочу подарить шарики всем ребятам. Вы   помогли мне понять, что такое воздух. Это не обычные шарики. Их нужно надуть воздухом и посмотреть, какой формы  получатся шары. А завтра расскажете, какие шарики у вас получились. До свидания, ребята!

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. А потом на прогулку  - дышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(развитие речи,логическое мышление средняя группа)на тему:

Овощи и фруктыЦель: Обобщение знаний детей о многообразии овощей и фруктов, способах выращивания и сбора овощей и фруктов, способах переработки овощей и фруктов, о полезных свойствах овощей и фру...

«Педагогическая находка». Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы»

Формирование  у детей знаний о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное...

Методическая разработка занятия по математике в средней группе на тему: "Веселый счёт"

Цель: развитие математических и интеллектуальных способностей воспитанников посредством игры и находчивости....

Конспект ООД в средней группе на тему: «Волшебный воздух»

Конспект ООДв средней группена тему: «Волшебный воздух»...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Зимующие птицы» приоритетная ОО «Познавательное развитие»...