Конспект занятия с элементами экспериментирования "Бумага и её свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Прокопенко Ольга Сергеевна

Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. Уточняются и расширяются представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Дети знакомятся с  историей появления бумаги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._bumaga.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: «Бумага и ее свойства»


Задачи:
1. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. История появления бумаги. Использование бумаги в жизни человека.

2. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, не разглаживается,  рвется, впитывает воду, распадается, электризуется).

3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Материал:
Листочки бумаги разных видов на каждого ребенка. Предметы, изготовленные из бумаги. Ножницы. Емкость с водой. Оргстекло, бумажные человечки, шерстяная ткань. Презентация.  Чудесный сундучок.


Ход занятия:

Психологический настрой
• Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам. 
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.


Начнем наше занятие. Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
• А что в нем лежит нам подскажет загадка: 

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

 Что это? Догадайтесь сами!


Правильно ребята, это бумага.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой.

Этап восприятия и усвоения нового материала

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

(сопровождается показом презентации)

В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае две тысячи лет назад. Они делали бумагу так: в большой каменный сосуд клали кору деревьев, щепки, наливали воду и долго растирали, пока не получалась каша без комков. Потом эту кашу выливали на рамку с сеточкой из шёлковых ниток и трясли, пока каша не разольётся по всей сетке ровным тонким слоем. Вода стекала, и на сетке оставался тонкий лист бумаги. Его снимали, сушили.

В наше время бумагу делают приблизительно так же. Только всё это выполняет специальная машина для производства бумаги.

Что использовали люди для письма до появления бумаги?

Из чего делают бумагу?

Информационный этап

Где применяют бумагу? (ответы детей)
Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги свое название.
• Давайте поиграем с сундучком
Я листочки положила в разноцветный сундучок
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют его (например, калька) и рассказывают для чего ее используют).
Молодцы, все верно назвали.
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Какие предметы из бумаги вы видите?

 

Динамическая пауза

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

(Приседания)

Мотивационно-побудительный этап
А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать?

Но сначала  повторим правила поведения в  лаборатории . Нельзя…

Дети.  Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.

Воспитатель.  В лаборатории нужно…

Дети.  Слушать воспитателя и выполнять задания.

Практическая деятельность

Дети проходят к столам, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки разной бумаги.
Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)


1.А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».

2. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)

Сделаем вывод: Бумага не разглаживается, не становится прежней.

3. - Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

- Вся ли бумага режется?

Вывод : «Бумага легко режется ножницами»


4. А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
5.Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и распадается».
Ребята посмотрите на наш экран. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.

Странная вещь – обычная бумага. На ней можно писать, рисовать. Из неё можно сделать игрушки. Но у бумаги есть особый секрет. В ней прячется электричество.

Воспитатель показывает бумажный театр (маленькие человечки электризуются к оргстеклу). Предлагает попробовать детям. Значок «Бумага электризуется».


Заключительный этап

Бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относится к вещам, сделанным из бумаги. Сегодня на нашем занятии вы играли, работали в лаборатории и узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют – вся бумага мнется, не разглаживается, режется, рвется, намокает, электризуется).

Ребята, мы узнали так много про бумагу. А в сундучке есть для вас подарок: конфеты. Есть ли в бумага в этом подарке? Какая? (Упаковочная).

А наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по естествознанию "Воздух и его свойства"

Данное занятие разработано для детей логопедической группы с общим недоразвитием речи. В занятие включены элементы экспериментирования, интересные опыты с воздухом....

Конспект занятия с элементами игры по ознакомлению детей со свойствами воды в 1 младшей группе.

Конспект занятия с элементами игры по ознакомлению детей со свойствами воды в 1 младшей группе.Программное содержаниеОбразовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачн...

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Свойства птичьего пера"

Данное занятие проводится с разновозрастной группой детей с ОВЗ дошкольного возраста по теме «Свойства птичьего пера»....

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия с элементами экспериментирования «Свойства песка» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-талант», 04.05.2022

Свидетельство о публикации методического материала «Конспект занятия с элементами экспериментирования «Свойства песка» электронный журнал Академия развития творчества «АРТ-тала...

Справка от 10.05.2022 № 63057, о том, что публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования «Свойства песка» получила положительную экспертную оценку

Справка от 10.05.2022 № 63057, о том, что публикация «Конспект занятия с элементами экспериментирования «Свойства песка» получила положительную экспертную оценку...

Конспект занятия с элементами драматизации и с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком»

Конспект занятия с элементами драматизации и с элементами ИКТ на тему: «Суд природы над человеком» Программные задачи: • формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям по...