Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Карочкина Евгения Александровна

Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.

Задачи:

-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;

-Систематизировать знания детей о ярмарке;

-Закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества;

-Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление;

-Развивать выразительную речь;

-Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове;

-Сплачивать коллектив родителей и детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в рамках родительского собрания «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» « Ярмарка»

Цель: приобщение к русскому народному творчеству и культуре.

Задачи:

-Продолжать знакомить с русским народным творчеством с русским народным женским костюмом;

-Систематизировать знания детей о ярмарке;

-Закрепить понятия о видах и жанрах устного народного творчества;

-Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление;

-Развивать выразительную речь;

-Воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове;

-Сплачивать коллектив родителей и детей.

Повестка дня:

1. Вступительная часть «Приобщение к русской народной культуре».

2. Показательное занятие «Ярмарка».

3. Изготовление поделок совместно дети и родители.

4. Заключительная часть.

Предварительная работа с детьми:

Прослушивание русских народных мелодий, рассматривание русского народных костюмов, игрушек умельцев, заучивание народных потешек, пословиц и загадок, выставка русских народных поделок.

Словарная работа:

Ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрейка, кика.

Демонстрационный материал:

Куклы в русском народном костюме, элементы костюмов для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, лоток с лентами и бубликами с баранками, народные инструменты, игра «Карусель», элементы костюма медведя, воздушные шары.

Музыкальное оформление:Народные мелодии

1. Вступительная часть

«Приобщение к русской народной культуре».

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям фольклору, художественному промыслам, декоративным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений просеянных сквозь сито веков.

В устном народном творчестве, как,ни где сохранились особенные черты русского характера присуще ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к их нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре, каким-то образом, сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потехи, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные, жизненные недостатки, восхваляются положительные качества.

Глубокий духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

2. Занятие «Ярмарка»

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в группу, где за столом сидят куклы в русских народных костюмах.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие куклы в необычных костюмах сегодня вас встречают. Вам нравятся их наряды?

Воспитатель: Это старинные русские народные женские костюмы.

Как вы думаете, как называется такая одежда? (Платок, сарафан, рубаха, передник)

А еще душегрейка и кика. Хотите посмотреть?

Душегрея - это короткая одежда, которую украшали вышивкой и парчой. Ее предназначение греть, согревать. Кика- кокошник из парчи, украшенный жемчугом, и надевали только по праздникам.

Воспитатель: Кто запомнил, как называется головной убор? А еще, какое новое слово услышали?

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на ярмарку. Знаете, что это такое?

Хотите побывать на ярмарке?

Петрушка: - Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.

Я веселая игрушка, как зовут меня?

Дети: - Петрушка

Петрушка: - Почтенные господа, пожалуйте сюда.

Открываем балаган, предлагаем вам:

Кокошники, кушаки, сарафаны да портки,

Подходите, подходите, покупайте, что хотите.

Дети выбирают элементы костюмов, наряжаются.

Воспитатель: А вы, детушки, знаете, как называются эти наряды? (Ответы детей)

Петрушка: Подходи честной народ, все от мала до велика

Потеха пришла, смех, веселье принесла.

Скоморохи выходите, людей повеселите!

Воспитатель: Дети, кто такие скоморохи, знаете? (Это люди, которые смешили народ.)

Воспитатель: Кто хочет быть скоморохом? (Ответы детей). Сейчас вы наденете воротнички и колпаки, и будете плясать под задорную плясовую мелодию.

Скоморохи веселят.

Петрушка: Вот игрушки расписные, ладные, нарядные.

Они повсюду славятся, да и вам понравятся.

Воспитатель: подходите, выбирайте, да правильно называйте.

Дети покупают игрушки народных мастеров: семеновские матрешки, дымковские, филлимоновские, каргапольские игрушки

Петрушка: Дрессированный медведь может он плясать и петь.

Кто нарядится мишкой, получит коврижку.

Воспитатель: Кто хочет нарядиться мишкой? (Выбирает одного ребенка)

Мишка, мишка не ленись, добрым людям поклонись.

А теперь покажи, как ребята пляшут, как зарядку делают. Молодец мишка, вот и коврижка.

Петрушка: Эй, удалой народ, карусель вас ждет.

Подвижная игра «Карусель»:

еле, еле, еле, еле завертелись карусели… .

Петрушка: А вот коробейник весельчак и затейник

Продает бублики да баранки.

Денежку не вынимайте, а пословицу вспоминайте.

Воспитатель: Дети кто хочет быть коробейником? (Ответы детей)

Воспитатель: Подходите, кто знает пословицы, стихи, потешки.

Дети и родители рассказывают пословицы и получают товар.

Петрушка: Просто все молодцы, а теперь проверю я. Как отгадывать загадки про сказки, вы умеете друзья? (Ответы детей)

Петрушка загадывает загадки.

1. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. возле леса на опушке трое их живут в избушке

Там три стула и три кружки, три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

Петрушка: Молодцы, ребятки, умеете отгадывать загадки.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы обошли с вами ярмарку.

Что же это такое ярмарка? (Ответы детей)

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Что вам запомнилось? (Ответы детей)

Какие новые слова услышали? (Ответы детей)

Ярмарка – это народное гулянье, и где продают разный товар.

На ярмарке скоморохи веселят народ, показывают кукольные представления, где главный герой Петрушка.

Коробейники продают товар с лотков.

На ярмарке водили дрессированного медведя.

Устраивали карусели и разные забавы.

На ярмарку надевали праздничную одежду.

Петрушка: Молодцы ребятушки, вы были дружными, внимательными, любознательными, и вот вам подарочки от меня – воздушные шарики.

3. Изготовление поделок совместно дети и родители.

4. Заключительная часть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинные русские костюмы

Слайд 3

Душегрейка

Слайд 4

Кика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательному развитию (приобщение детей к русской народной культуре)"Ярмарка Город Мастеров"

Задачи: Обогащать и активизировать знания детей о мастерах родного города , народном промысле, вышивке, вязании, резьбе и росписи по дереву.Познавательное развитиеВоспитывать любовь к природе, уважите...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Анкета для родителей второй младшей группы в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Цель данной анкеты: узнать отношение родителей к целесообразности развивать в детях интерес к русской народной культуре, а так же их компетентность в этой области...