Конспект НОД в средней группе "Секреты воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Костаргина Лариса Викторовна

Цель данной работы - развитие познавательных способностей детей средней группы в процессе экспериментирования с водухом.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_okruzh._m._vozduh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Секреты воздуха»

по ознакомлению с окружающим миром

(познавательно – исследовательская деятельность)

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, познавательную активность.

Образовательная: учить объяснять простейшие опыты, вызывать у детей зрительные образы воздуха; расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.

 Воспитательная: воспитание нравственных чувств детей путем приобщения к окружающему миру; формировать знания о здоровом образе жизни; закреплять и конкретизировать что дыхание – основа жизни; способствовать освоению с детьми приемов дыхательной гимнастики и правил носового дыхания.

Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы, трубочки по количеству детей, горох, фрукты, воздушные шары по количеству детей, головной убор ученых.

Предварительная работа:

1. Игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»;

2. Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Толкманова; «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и согреем друг друга своими улыбками. Для этого поставьте ручки на пояс и произнесите слова: «Влево, вправо повернемся и друг другу улыбнемся».

- А как вы думаете, что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Дети: солнышко.

Воспитатель: Правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснемся друг-друга и подарим тепло своим друзьям. ( Дети становятся в круг, вытягивают руки, вверх соприкасаясь друг, с другом произнося слова: «Солнышко, солнышко мы - твои лучи. Быть людьми хорошими ты нас научи!»

Основная часть.

Воспитатель: Ой, ребята кто-то к нам стучится.

(Открывается дверь, влетает Винни-Пух с воздушным шариком)

Винни: Здравствуйте дети! Я летел на своем воздушном шарике к Мудрой сове и увидел, что у вас горит свет, вот и решил к вам залететь.

Воспитатель: Мы очень рады встрече с тобой Винни-Пух. Ребята, а на чем прилетел Винни - Пух?  И почему у Винни шарик называется воздушным?

Дети: Потому что в нем воздух.

Винни: А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, вам интересно узнать, что такое воздух и есть ли он? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха и поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.

- Но сначала я вас превращу в ученых с помощью волшебных слов:« Крибли, крабле, бумс».

 А, теперь, чтобы войти в лабораторию нам нужно отгадать загадки:

1. Для дыхания он нужен

С ветром, с вьюгой очень дружен

Окружает нас с тобой

Не поймать его рукой.

2. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно, молодцы, это ВОЗДУХ.  Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что такое лаборатория? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами  научимся проводить опыты и эксперименты. Я хочу рассказать вам одну тайну. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

- Давайте, проверим, правда, это или нет. А как вы думаете, что такое воздух? Правильно, это – то чем люди дышат. А кто еще дышит воздухом?

Дети: Растения, животные.

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух?

Дети: Нет, он невидимый.

Воспитатель: А может, его совсем нет? Давайте попробуем доказать, что воздух есть, просто мы его не видим. А для этого мы поиграем.

Игра «Поймай воздух ладонями»

Дети:  Как это сделать? Он ведь невидим. Поймать его нельзя. (Пытаются поймать)

Воспитатель: Я помогу вам поймать воздух. (Винни вместе с детьми подходит к столу)

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Дети подходят к столу с полиэтиленовыми пакетами.

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите какой он маленький. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож? (на подушку). Воздух занял место в мешке, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет?

Дети: В нем опять нет воздуха, он снова маленький.

Опыт с веером.

Воспитатель: А теперь, давайте с вами обнаружим воздух в помещении. Для этого возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер дует в лицо.

Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный. А еще, ветер это – давление воздуха.

- Вот мы с вами и открыли Первый секрет воздуха: Воздух невидимый, прозрачный, но его можно ощутить и с ним можно играть.

Игра «Парашютист»

У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая? (легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете, кто такие парашютисты, что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно воздух.

Воспитатель предлагает всем детям встать вокруг и взяться за края пленки.

Дружно все мы стали в круг, будем делать парашют

Друг за другом мы идем, парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем, парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют, легким воздухом надут.

Воспитатель: Здорово мы с вами поиграли с воздухом. Сегодня мы с вами узнали много интересного:

- вокруг нас везде есть воздух

- мы с вами дышим воздухом

- воздух невидим, но его можно найти разными способами

- с воздухом можно играть.

Воспитатель: Ребятки, скажите еще раз, для чего нам нужен воздух?

Дети: Воздух нужен нам, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте закроем нос указательным и большим пальцами, будто прищепками и проверим, сможем ли мы дышать.

Дети: Нет, мы задохнемся!

Воспитатель: Ребята, встаньте и положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох, а затем выдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и отпускается при выдохе (делаем несколько раз)

- Это наш Второй секрет воздуха. « Воздух необходим для дыхания». Но у этого секрета есть свои правила. Ребята, а вы умеете правильно дышать?

Дети: Умеем!

Воспитатель: Покажите. Молодцы, умеете, но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила:

1. Дышите носом

2. Не поднимайте плечи при вдохе

3. В дыхании активно должен участвовать живот.

- Чтобы закрепить эти правила, повторяйте вместе со мной:

Дышим носиком, вдыхаем,

Плечики не поднимаем,

Чтоб животик наш дышал

Нам здоровье сберегал.

Воспитатель: Ребята, а вот интересно, а внутри человека есть воздух? Как вы думаете? (высказывания детей).  Давайте пройдем за стол, где для вас приготовлены стаканы с водой и с горошинами на дне, а еще трубочки. Предлагаю  вам подуть в стакан с водой и сказать мне, что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: А что произошло с горошинами?

Дети: Они начали двигаться.

Воспитатель: Кто же нам помог оживить горошины?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Вот видите, воздух есть внутри нас. Мы дули в трубочки и он выходил из нас. Но чтобы подуть еще, мы снова вдохнем воздух,  а потом выдохнем через трубочки, получаются пузырьки.

- Ребята, сделайте вдох и выдох. Вы почувствовали какой- нибудь запах?

Дети: Нет (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: А как же так получается, что когда пекут пироги,  мы чувствуем запах. Оказывается воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

-А сейчас мы с вами поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Я завяжу платком глаза, а вы определите, какой предмет я поднесла к вашему носу.

Подведение итога.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли и не заметили, как наше время посещения лаборатории подошло к концу.

Давайте вспомним, какие секреты воздуха мы сегодня с вами открыли.

1. Воздух необходим для дыхания.

2. Воздух прозрачный, невидимый и не имеет запаха.

3. Воздух есть внутри нас.

4. Что ветер – это движение воздуха.

 Заключительная часть.

Воспитатель: За то, что вы рассказали  Винни-Пуху столько интересного про воздух, он приготовил для вас подарки – воздушные шары и предлагает с ними потанцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Воздух и его роль в жизни человека"

Конспект составлен на основе требований ФГОС...

Конспект занятия в средней группе "Воздухо-искатели"

Экспериментально -опытническая деятельность захватывает детей средней группы от начала до конца занятия.В гости к детям прилетает их старый знакомый Шар-Шарыч,он приглашает детей в свою лабораторию и ...

конспект занятия в средней группе "Воздух-невидимка".

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Уточнить знания детей об органах дыхания (нос, трахеи, бронхи, лёгкие)....

Конспект занятия в средней группе "Воздух"

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-комм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...

Конспект прогулки в средней группе "Воздух вокруг нас"

Образовательная область: «Познавательное развитие»Задачи: Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: с...

Конспект НОД в средней группе «Воздух и его свойства» (познавательное развитие: экология)

Цель: Формирование представлений о воздухе , его свойствах и значении.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху , его ...