Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло в подарок маме" (средняя группа)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проект
по опытно-экспериментальной деятельности
 
«Мыло в подарок маме»
 
средняя  группа
 
 
 
 
Воспитатель:
Жилина Г.В.
 
2016 г
Паспорт проекта
Тип проекта – познавательно-исследовательско-творческий.
Вид – групповой.
Длительность – краткосрочный.
Сроки проведения: 1 месяц (01.02. – 01.03.)
Режим работы: во время НОД и во время свободной  деятельности детей.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: в нашей жизни есть огромное количество привычных и в то же время абсолютно незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Мыло – одно из них. 
С самого раннего детства дети любят наблюдать и сами играть с мыльными пузырями. А откуда же берутся эти красивые, летающие шарики? Мы с детьми нашей группы решили узнать историю появления мыльных пузырей. Ребята узнали, что пузыри получают из мыла и воды. Им захотелось выяснить, откуда взялось мыло,  как оно уничтожает микробов и отмывает грязь, как можно самим изготовить мыло.
Проблема: можно ли самим сделать мыло?
Цель: развивать познавательную активность детей.
Задачи:
Развивать исследовательские умения и навыки;
Учить задавать вопросы, учить собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники – художественная литература, беседы с воспитателями и родителями, рассматривание иллюстраций);
Побуждать детей самостоятельно делать выводы, представлять свой опыт  в форме: 
рисунков, 
коллажа, 
альбома со стихами и загадками, 
книжек – малышек со сказками про мыло.
Дать знания о технологии изготовления мыла.
Актуализировать словарь детей понятиями, отражающими свойства мыла, его назначение;
Обогатить словарь терминами:
Мыло жидкое;
Мыло хозяйственное;
Мыльница;
Мыловарение;
Микробы;
Микроскоп.
Ожидаемый результат. 
У детей: расширение знаний о мыле как рукотворном продукте. Обогащение словарного запаса. Развитие  интереса к экспериментальной  деятельности. 
У родителей: приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, установление доверительных партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Полученные интеллектуальные продукты: методические разработки занятий по теме: 
Коллаж «Да здравствует мыло душистое»;
Альбом со стихами и загадками «Мыльные истории»;
Фоторепортаж «Как мы узнавали все о мыле».
Этапы проекта
 
Этапы Содержание ОД Предполагаемый результат   
I этап (подготовительный) Выбор темы, обозначение проблемы, определение цели и задач. Выбор возможных источников информации. Составление плана работы. Разработка домашнего задания для родителей. Наличие представлений  о целях и задачах проекта. Накопление информации по теме. Наличие четкого плана работы. Выполнение родителями совместно с детьми домашнего задания.   
II этап (практический) Оформление развивающей среды: книжный уголок, подбор иллюстраций, дополнение уголка экспериментирования необходимым оборудованием, подбор необходимых материалов для творческой и продуктивной деятельности. Изучение информационных источников. Проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта. Общая работа участников проекта Организованная познавательная, творческая, игровая, экспериментальная деятельность детей. Наличие методических разработок, игр, альбомов, иллюстраций по теме.   
III этап (презентативный) Обобщение и анализ полученных знаний о мыле, как продукте изготовленном самостоятельно в подарок маме. Подготовка проекта к защите и его презентация. Наличие методических разработок и продуктов проекта. Повышение уровня знаний и практических умений детей.   
 
 
Интеграция:
Коммуникация
Познание
Художественное творчество
Музыка
Двигательная активность
Трудовая деятельность
 
 
 
 
 
 
Интеграционное планирование по теме: «Да здравствует мыло душистое!»
 
Центр естествознания и ОБЖ
Выполнение правил безопасности: следить, чтобы мыло не попадало в глаза, рот, нос. Беседа «Чем полезно мыло». Дидактическая игра «Разложи по порядку», «Можно – нельзя». Центр «песок – вода»
Свойства мыла: пенится, скользкое, смывает грязь. Центр математики
Закрепление знаний о  геометрических фигурах. Игра «Волшебный круг».   
Центр книги
Чтение А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Хлюп – хлюп», С.Черный «Про Катюшу», З. Александрова «Купание», А. Кристинский, Н.Полякова «Закалдованная девочка», Й.Чапек «Приключения песика и кошечки», С.Маршак «Мыльные пузыри», В. Серова «Стирка». Исследуемое явление «Мыло»
Свойства мыла;
Воспитание культурно – гигиенических навыков;
Разновидность мыла;
Технология изготовления мыла;
Игры с мылом «Мыльные пузыри». Речевой центр
Пальчиковая игра «Мышка мыла лапки»;
Пальчиковая игра «Большая стирка»;
Пальчиковая игра «Про грязнуль»;
Пальчиковая игра «Мамины помощники».   
Центр изо – деятельности
Коллаж «Да здравствует мыло душистое»
Рисование по прочитанному.
Волшебное превращение «Нарисуй мыльного человечка». 
Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Центр музыкальный
Как можно сыграть песенку мыльных пузырей (использование детских музыкальных инструментов). Центр двигательный
Эстафета «Поможем маме принести покупки из хозяйственного магазина»;
Дыхательная гимнастика «Надуваем пузырь»;
Игра малой подвижности  «Надувайся пузырь».   
Центр кулинарии
Беседа о необходимости мыть руки перед приготовлением пищи и перед употреблением еды. Центр конструктивный
Строим город Чистоты Центр манипулятивный
Игры – эксперименты «Какой формы мыльце», «Водяные пузыри», «Делаем мыльные пузыри», «Много – много мыльной пены». «Мыльные пузыри из ладошек».   
Центр социализации
Праздник «Мамин день». Создание фотоальбома «Как мы варили мыло».
 
Ход реализации
I этап – подготовительный.
Цель: проектирование системы работы по теме.
 
Неделя НОД Самостоятельная деятельность Совместная деятельность   
I
(02.02 – 08.02) Чтение произведения     А. Барто «Девочка чумазая». 
Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». Рассматривание иллюстраций в книге                  К. И. Чуковского «Мойдодыр»,  А. Барто «Девочка чумазая»,  В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Строительные игры. Дыхательная гимнастика «Надуем пузырь». Чтение произведений             С.Капутикян «Хлюп – хлюп», С. Черного «Про Катюшу». Пальчиковая игра «Большая стирка». Словесная игра «Подбери слова».   
II
(09.02 – 15.02) Путешествие в город Чистоты. 
Беседа «О микробах». Занятие по математике «Раздулся вширь большой пузырь» Пальчиковая игра «Раздувайся пузырь». Настольная игра «Пройди по лабиринту».
Игра «Магазин хозяйственных товаров» Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Фотосессия «Полезное мыло». Дидактическая игра «Разложи по порядку» (правила мытья рук и ОБЖ). Чтение произведения З.Александровой «Купание» и А. Крестинского, Н.Поляковой «Заколдованная девочка».     
III
(16.02 – 22.02) Экспериментирование.
Коллаж «Да здравствует мыло душистое». Стихи руками «Мамины помощники». Сюжетно – ролевая игра «Семья». Чтение произведения Й.Чапек «Приключения песика и кошечки», стихотворения С.Маршака «Мыльные пузыри».  Игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку».   
IV
(23.02 – 28.02) Итоговое занятие «Сами делаем мыло в подарок маме» Хороводная игра « Мамины помощники». Рассматривание альбома «Сказки про мыло». Танец «Большая стирка». 
Чтение произведения В. Серовой «Стирка».
 
Работа с родителями
Довести до родителей важность проблемы;
Предложить родителям совместно с детьми выполнить домашнее задание по предложенной теме.
Задание 1: «Сочинение стихов о мыле или мыльных пузырях».
Цель: оформление альбома детско – родительского творчества.
 
Мыло
Умываться по утрам нужно всем,
В том числе и малышам.
Мыло в руки он возьмет,
И чистый в детский сад пойдет!
Саша З., 5 лет.
Задание 2: изготовление фотографий на тему «Как мы используем мыло дома».
Цель: организация фотовыставки в группе.
Наполнение библиотеки в группе книгами. 
 
II этап – практический.
Цель – реализация разработанной системы.
Беседа с детьми о мыле по следующим вопросам:
Что вы знаете о мыле?
Что хотите узнать о мыле?
Как мы будем это узнавать?
Ответы детей записаны в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй – с наводящими вопросами воспитателя, на третий – воспитатель предлагала ответы.
 
Что знаем о мыле? Что хотим узнать о мыле? Как мы это узнаем?   
Белое;
Скользкое;
Жесткое;
Может выскользнуть из рук;
Им можно мыть людей, посуду;
Им смывают микробов;
Его нельзя есть. Как можно сделать мыло?
Можно ли с мылом поиграть?
Что такое микробы? Прочитать в книгах;
Рассмотреть иллюстрации и картинки;
Спросить у родителей.
 
Познавательное занятие «Путешествие в страну Чистоты».
Задачи:
Учить навыкам исследовательской деятельности;
Познакомить детей с различными видами мыла, его свойствами (во взаимодействии с водой);
Подвести детей к пониманию:  для чего нужно мыло;
Закрепить навыки безопасного обращения с мылом;
Развивать речь детей.
Материал: мыло (жидкое, хозяйственное, белое, цветное) грязная кукла, красивая коробка, принадлежности для мытья куклы, королева – мыльница, запись музыки. (Конспект занятия см. Приложение 1).
Экспериментирование
«Какой формы мыльце».
Цель: закрепить представление о мыле, его полезных свойствах.
Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.
Описание: рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратить внимание на то, что человек, когда мылит руки, то может изменить форму мыла. Воспитатель берет мыло и хорошо намыливает руки, потом вмести с детьми рассматривает мыло и ищет, что изменилось в его форме. Предлагает детям продолжить эксперимент. В конце делается вывод, что стало с мылом, какой стала вода в тазу.
«Водяные пузыри».
Цель: закрепить знания о свойствах воды, развивать артикуляционный аппарат.
Материал: соломинки для коктейля,  емкость с водой.
Описание: предложить детям дуть в соломинку, один конец которой опущен в воду. Что получается? Предложить дуть сильнее, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание детей на том, какие пузыри при этом получаются. 
«Делаем мыльные пузыри».
Цель: познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленку, меняет цвет.
Материал: твердое и жидкое мыло, петельки для пузырей, трубочки для коктейлей, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание: воспитатель: «Как получают мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?» Ответы детей. Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания в стаканчике. «Что происходит»? Берут  другой стаканчик, смешивают жидкое мыло(3 ложки) с водой (1 ложка). Опускают петлю, рассматривают на петле мыльную пленочку, аккуратно дуют. 
Вывод: пленочка растягивается, получается пузырь. Пробуют выдуть пузырь через трубку для коктейля.
«Много – много мыльной пены».
Цель: закрепить знания о свойствах мыла при взаимодействии с водой.
Материал: емкость с водой, трубочки для коктейля, кусочек мыла.
Описание: дети один конец трубочки в воду с мылом и сильно дуют, наблюдая за появлением пены. Долго ли держится мыльная пена на воде? 
 «Мыльные пузыри из ладошек».
Цель: продолжить знакомство со способами выдувания мыльных пузырей. 
Материал: емкости с мыльной водой.
Описание: предложить детям, окунув руки в мыльную воду, сложить их соединяя пальчики попарно и чуть округлив, подуть в ладошки, стараясь выдуть мыльный пузырь.
Коллективная (итоговая) работа – коллаж
 «Что мы узнали про мыло».
Задачи:
Учить детей составлять коллаж из картинок, рисунков, сделанных в группе, фотографий;
Развивать умение вырезать, располагать и наклеивать картинки;
Совершенствовать мелкую моторику;
Развивать творческие способности, воображение.
Краткое содержание: в гости к детям приходит королева Мыльница и спрашивает, хорошо ли они помнят все, что узнали о мыле. Королева Мыльница предлагает  детям сделать большую картину про мыло,  повесить ее в группе и вечером рассказать родителям по картине, все, что они знают о мыле.
Дети вместе решают, что можно приклеить и как расположить, а затем выполняют работу.
 
III этап – презентативный.
Итоговая презентация «Делимся опытом изготовления мыла ручной работы»
Цель: поделится накопленными знаниями о мыле и о технологии изготовления мыла.
План мероприятий:
Пригласить детей подготовительной группы  и сотрудников ДОУ на презентацию;
Организовать выставку мыла ручной работы, изготовленного детьми совместно с воспитателем;
Выступление Леры Ю. с рассказом «Что мы узнали о мыле» с использованием коллажа;
Показ слайд – шоу о поэтапном изготовлении мыла ручной работы;
Вручение детям подготовительной группы и сотрудникам мыла в подарок.
Выводы: в процессе совместной деятельности воспитателя, детей  и родителей получены следующие результаты:
дети совместно с воспитателем обобщили и проанализировали знания о свойствах мыла и его свойствах во взаимодействии с водой;
у детей обогатился словарный запас; 
воспитатель продолжил развивать логическое и творческое мышление у детей; 
у детей закрепились  знания о геометрических фигурах; 
дети познакомились с технологией изготовления мыла; 
дети вместе с родителями подготовили  проекты на тему: «Мыло»;
дети совместно с воспитателем изготовили мыло в подарок маме.
 
 
 
 
Приложение 1
Познавательное занятие «Путешествие в страну Чистоты».
Задачи:
Познакомить детей с различными видами мыла, его свойствами (во взаимодействии с водой);
Подвести детей к пониманию, для чего нужно мыло;
Закрепить навыки безопасного обращения с мылом;
Учить навыкам исследовательской деятельности;
Развивать речь детей.
Материал: мыло (жидкое, хозяйственное, белое, цветное) грязная кукла, красивая коробка, принадлежности для мытья куклы, королева – мыльница, запись музыки.
Ход. Дети стоят полукругом.
Воспитатель: «Ребята, сегодня я решила отправиться в путешествие в страну Чистоты. Чтобы найти туда дорогу,  нужна карта. Вот она. (показываю). Вы согласны пойти со мной? Тогда отправляемся. (Под музыку идем по группе, подходим к красиво оформленной коробке). 
Воспитатель: «Ребята, посмотрите такая же коробка как на нашей карте. Посмотрим, что там? (читаю загадку).
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, 
Руки мыть не ленится.
Молодцы, догадались, что это мыло. А для чего нам нужно мыло? (Ответы). Вы много знаете о мыле? Давайте теперь посмотрим, что лежит в коробке. (Каждый берет себе из коробки какое – нибудь мыло). Что же мы достали из коробки? (мыло). Какое оно? (дети рассказывают: твердое, жесткое, темное, цветное, с запахом) каким станет мыло, если его намочить водой? (Скользкое, пенится). Молодцы, но нам пора идти дальше. Давайте сложим мыло в корзинку и возьмем с собой в путь, вдруг пригодится? Посмотрите на карту: куда мы пойдем дальше?» (к девочке – грязнуле). Идем под музыку. На столе стоят грязная кукла в испачканной одежде, ванночка с водой, полотенце.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите какая грязная кукла.  Помните, мы с вами читали стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»?  Может быть это стихотворение про эту куколку?  Вспомните как в стихотворении сделали девочку чистой? (Отмыли). Давайте мы поможем кукле. Будем ей помогать и заодно читать стихотворение. Что нам нужно, чтобы отмыть куколку? (Ответы). Вот и наша корзинка с мылом пригодилась». Отмываем куклу, вытираем, надеваем ей чистую одежду. Обговариваем, что грязную одежду постираем вечером  с использованием хозяйственного мыла.
Воспитатель: «Справились? Пора в путь. Смотрим на карту: к кому теперь пойдем? (если дети не догадываются, подсказываю. Уточняем значение слова «мыльница»). Под музыку подходим к месту, где находится королева – мыльница. 
Воспитатель: «Ребята, мы пришли в гости к королеве – мыльнице. Она главная в стране Чистоты. Королева следит за порядком и не любит грязнуль. Давайте расскажем ей, что мы сегодня узнали и запомнили  про мылои как помогли куколке».  (Ответы)
Королева – мыльница благодарит детей. 
 
Приложение 2
Беседа «Что такое микробы»?
Задачи:
Расширить кругозор детей сведениями о микробах;
Уточнить и закрепить знания о предмете личной гигиены;
Формировать культурно – гигиенические навыки;
Развивать речь; 
Воспитывать положительное отношение к ОБЖ.
Оборудование: иллюстрации, сундучок, волшебный мешочек.
Ход занятия
Воспитатель показывает рисунок увеличенной капельки воды с изображением микробов.
Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое? Это капелька воды. Видите, как здесь много черточек, полосочек, точечек. Это микробы. Что такое микробы»? (ответы детей)
Воспитатель: «Микроб – это значит очень маленький. Микробы есть везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле, но они такие маленькие, что человек их не видит, для этого существует специальный прибор – микроскоп. (Показывает иллюстрацию).
Воспитатель: «Микробы бывают полезные и вредные. Полезные микробы есть в кефире, йогурте, сыре. Но есть и вредные, из – за которых мы можем заболеть. А как же микробы попадают к нам в организм? (Ответы детей, воспитатель раздает детям лупы). Посмотрите на свою кожу. Сколько на ней бороздок, складочек, ямочек. Если в них попадет грязь, то там сразу появятся микробы. Ребята, а что же поможет нам прогнать их? (Мыло).
Правильно, мыло. Мыльная пена гонит прочь грязь и микробов, и наша кожа становится чистая, душистая и ароматная. А чистым быть очень приятно! Даже животные моются, чтобы быть чистыми. Я знаю одну мышку, которая очень любила мыть лапки. Я расскажу вам о ней, а вы повторяйте за мной движения». Пальчиковая гимнастика «Мышка мыла лапки».
Мышка мылом  мыла лапку – 
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь,  и краску.
Средний мылила усердно:
Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой – 
Кожа стала сразу красной.
А мизинчик быстро мыла – 
Очень он боялся мыла.
Е.Карельская
 Воспитатель: «Молодцы, помогли мышке вымыть лапки. Но оказывается, помочь избавиться от злых микробов может не только мыло. Попробуйте отгадать, что у меня в волшебном сундучке.
Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы на руках и на теле. (Достаю мыло).
Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы в волосах. (Достаю шампунь).
Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы во рту  и на зубах. (Достаю зубную пасту)
Воспитатель: «А теперь отгадайте, что в волшебном мешочке. (Дети на ощупь узнают мочалку, расческу и зубную щетку). Попробуйте соединить все эти предметы в пары и объясните, почему вы так решили.
Детская игра «Подбери пару».
Мыло – мочалка,
Расческа – шампунь,
Зубная паста – зубная щетка.
Воспитатель: «Молодцы, справились с заданием, теперь вы знаете, что такое микробы и как с ними бороться.
Литература: 
Афонькин С. «Когда, зачем и почему»? Петрозаводск «Карелия», 1993. 
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» М.: Акцидент, 1994.
Журнал «Дошкольная педагогика», №4, 2014 год.
                                                                                                
                                
Приложение 3
Рисование – опыт с  мыльными пузырями.
Задачи:                                                                                                                   Создать условия для экспериментирования с мыльной раствором. Показать и обучить новому нетрадиционному способу получения абстрактных изображений (выдувание разноцветных пузырей).                                    Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм.                                                                                                    Развивать фантазию, мышление, воображение. Развивать дыхательную активность, мышцы речевого аппарата.
Что необходимо приготовить:                                                                    Шампунь,  вода,   гуашь,   мелкие   баночки  или стаканчики, трубочки, белые листы    бумаги,    индивидуальные   клеёнки,  влажные салфетки, карандаш с губкой на конце.                                                  
Проведение:                                                                                                       Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (1:1), по консистенции он должен быть, как жидкая сметана. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получилась шапка из мыльных пузырей. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу. Дети фантазируют, на какой объект (растение или животного)  похож  мыльный рисунок. Ребёнок додумывает содержание рисунка и воплощает свой замысел в последующей работе в нетрадиционной технике с помощью «тычка».
Вывод:                                                                                                                 Рисовать  интересно  не  только  традиционными  способами  и    материалом,  а также нетрадиционной  техникой выдувания лёгкими. Необычное  рисование вызывает у детей особый восторг,  желание и творческую активность.
 
                                                                                                                   
Приложение 4
 Практическое занятие «Варим мыло в подарок маме»
Цель: познакомить детей с технологией изготовления мыла ручной работы.
Задачи:
Развивать моторику;
Развивать познавательные способности детей;
Развивать навыки совместной работы в коллективе
Посредствам изготовления мыла в подарок маме, развивать в детях желание делать ей приятные сюрпризы, лишний раз выражая тем самым любовь  к ней.
Материал: мыло детское, оранжевый пищевой краситель, мандариновое масло, вода, посуда, формочки, пищевая пленка.
Пошаговая инструкция изготовления мыла ручной работы:
Несколько кусочков детского мыла натереть на терке;
Добавить воды до получения однородной массы;
Дать полученной массе настояться;
Поставить на водяную баню и варить до получения массы, похожей на густую сметану;
Подготовить формочки, выстелив их пищевой пленкой; 
В готовую смесь добавить заранее подготовленный раствор оранжевого пищевого красителя и мандариновое масло;
Разложить готовую смесь по формочкам и дать высохнуть в течение нескольких дней;
Готовое мыло вынуть из форм и красиво упаковать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по опытно-экспериментальной деятельности

«Мыло в подарок маме»

средняя  группа

Воспитатель:

Жилина Г.В.

2016 г

Паспорт проекта

Тип проекта – познавательно-исследовательско-творческий.

Вид – групповой.

Длительность – краткосрочный.

Сроки проведения: 1 месяц (01.02. – 01.03.)

Режим работы: во время НОД и во время свободной  деятельности детей.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: в нашей жизни есть огромное количество привычных и в то же время абсолютно незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Мыло – одно из них.

С самого раннего детства дети любят наблюдать и сами играть с мыльными пузырями. А откуда же берутся эти красивые, летающие шарики? Мы с детьми нашей группы решили узнать историю появления мыльных пузырей. Ребята узнали, что пузыри получают из мыла и воды. Им захотелось выяснить, откуда взялось мыло,  как оно уничтожает микробов и отмывает грязь, как можно самим изготовить мыло.

Проблема: можно ли самим сделать мыло?

Цель: развивать познавательную активность детей.

Задачи:

  • Развивать исследовательские умения и навыки;
  • Учить задавать вопросы, учить собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники – художественная литература, беседы с воспитателями и родителями, рассматривание иллюстраций);
  • Побуждать детей самостоятельно делать выводы, представлять свой опыт  в форме:
  • рисунков,
  • коллажа,
  • альбома со стихами и загадками,
  • книжек – малышек со сказками про мыло.
  • Дать знания о технологии изготовления мыла.
  • Актуализировать словарь детей понятиями, отражающими свойства мыла, его назначение;
  • Обогатить словарь терминами:
  • Мыло жидкое;
  • Мыло хозяйственное;
  • Мыльница;
  • Мыловарение;
  • Микробы;
  • Микроскоп.

Ожидаемый результат.

У детей: расширение знаний о мыле как рукотворном продукте. Обогащение словарного запаса. Развитие  интереса к экспериментальной  деятельности.

У родителей: приобщение родителей к совместной деятельности с детьми, установление доверительных партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.

Полученные интеллектуальные продукты: методические разработки занятий по теме:

  • Коллаж «Да здравствует мыло душистое»;
  • Альбом со стихами и загадками «Мыльные истории»;
  • Фоторепортаж «Как мы узнавали все о мыле».

Этапы проекта

Этапы

Содержание ОД

Предполагаемый результат

I этап (подготовительный)

Выбор темы, обозначение проблемы, определение цели и задач. Выбор возможных источников информации. Составление плана работы. Разработка домашнего задания для родителей.

Наличие представлений  о целях и задачах проекта. Накопление информации по теме. Наличие четкого плана работы. Выполнение родителями совместно с детьми домашнего задания.

II этап (практический)

Оформление развивающей среды: книжный уголок, подбор иллюстраций, дополнение уголка экспериментирования необходимым оборудованием, подбор необходимых материалов для творческой и продуктивной деятельности. Изучение информационных источников. Проведение различных форм работ с детьми в ходе реализации проекта.

Общая работа участников проекта Организованная познавательная, творческая, игровая, экспериментальная деятельность детей. Наличие методических разработок, игр, альбомов, иллюстраций по теме.

III этап (презентативный)

Обобщение и анализ полученных знаний о мыле, как продукте изготовленном самостоятельно в подарок маме. Подготовка проекта к защите и его презентация.

Наличие методических разработок и продуктов проекта. Повышение уровня знаний и практических умений детей.

Интеграция:

  • Коммуникация
  • Познание
  • Художественное творчество
  • Музыка
  • Двигательная активность
  • Трудовая деятельность

Интеграционное планирование по теме: «Да здравствует мыло душистое!»

Центр естествознания и ОБЖ

Выполнение правил безопасности: следить, чтобы мыло не попадало в глаза, рот, нос. Беседа «Чем полезно мыло». Дидактическая игра «Разложи по порядку», «Можно – нельзя».

Центр «песок – вода»

Свойства мыла: пенится, скользкое, смывает грязь.

Центр математики

Закрепление знаний о  геометрических фигурах. Игра «Волшебный круг».

Центр книги

Чтение А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Хлюп – хлюп», С.Черный «Про Катюшу», З. Александрова «Купание», А. Кристинский, Н.Полякова «Закалдованная девочка», Й.Чапек «Приключения песика и кошечки», С.Маршак «Мыльные пузыри», В. Серова «Стирка».

Исследуемое явление «Мыло»

  • Свойства мыла;
  • Воспитание культурно – гигиенических навыков;
  • Разновидность мыла;
  • Технология изготовления мыла;
  • Игры с мылом «Мыльные пузыри».

Речевой центр

  • Пальчиковая игра «Мышка мыла лапки»;
  • Пальчиковая игра «Большая стирка»;
  • Пальчиковая игра «Про грязнуль»;
  • Пальчиковая игра «Мамины помощники».

Центр изо – деятельности

  • Коллаж «Да здравствует мыло душистое»
  • Рисование по прочитанному.
  • Волшебное превращение «Нарисуй мыльного человечка».
  • Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Центр музыкальный

Как можно сыграть песенку мыльных пузырей (использование детских музыкальных инструментов).

Центр двигательный

  • Эстафета «Поможем маме принести покупки из хозяйственного магазина»;
  • Дыхательная гимнастика «Надуваем пузырь»;
  • Игра малой подвижности  «Надувайся пузырь».

Центр кулинарии

Беседа о необходимости мыть руки перед приготовлением пищи и перед употреблением еды.

Центр конструктивный

Строим город Чистоты

Центр манипулятивный

Игры – эксперименты «Какой формы мыльце», «Водяные пузыри», «Делаем мыльные пузыри», «Много – много мыльной пены». «Мыльные пузыри из ладошек».

Центр социализации

Праздник «Мамин день». Создание фотоальбома «Как мы варили мыло».

Ход реализации

I этап – подготовительный.

Цель: проектирование системы работы по теме.

Неделя

НОД

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность

I

(02.02 – 08.02)

Чтение произведения     А. Барто «Девочка чумазая».

Рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».

Рассматривание иллюстраций в книге                  К. И. Чуковского «Мойдодыр»,  А. Барто «Девочка чумазая»,  В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Строительные игры. Дыхательная гимнастика «Надуем пузырь».

Чтение произведений             С.Капутикян «Хлюп – хлюп», С. Черного «Про Катюшу». Пальчиковая игра «Большая стирка». Словесная игра «Подбери слова».

II

(09.02 – 15.02)

Путешествие в город Чистоты.

Беседа «О микробах». Занятие по математике «Раздулся вширь большой пузырь»

Пальчиковая игра «Раздувайся пузырь». Настольная игра «Пройди по лабиринту».

Игра «Магазин хозяйственных товаров»

Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Фотосессия «Полезное мыло». Дидактическая игра «Разложи по порядку» (правила мытья рук и ОБЖ). Чтение произведения З.Александровой «Купание» и А. Крестинского, Н.Поляковой «Заколдованная девочка».  

III

(16.02 – 22.02)

Экспериментирование.

Коллаж «Да здравствует мыло душистое».

Стихи руками «Мамины помощники». Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Чтение произведения Й.Чапек «Приключения песика и кошечки», стихотворения С.Маршака «Мыльные пузыри».  Игра «Послушай загадку – нарисуй отгадку».

IV

(23.02 – 28.02)

Итоговое занятие «Сами делаем мыло в подарок маме»

Хороводная игра « Мамины помощники». Рассматривание альбома «Сказки про мыло».

Танец «Большая стирка».

Чтение произведения В. Серовой «Стирка».

Работа с родителями

  • Довести до родителей важность проблемы;
  • Предложить родителям совместно с детьми выполнить домашнее задание по предложенной теме.

Задание 1: «Сочинение стихов о мыле или мыльных пузырях».

Цель: оформление альбома детско – родительского творчества.

Мыло

Умываться по утрам нужно всем,

В том числе и малышам.

Мыло в руки он возьмет,

И чистый в детский сад пойдет!

Саша З., 5 лет.

Задание 2: изготовление фотографий на тему «Как мы используем мыло дома».

Цель: организация фотовыставки в группе.

  • Наполнение библиотеки в группе книгами.

II этап – практический.

Цель – реализация разработанной системы.

Беседа с детьми о мыле по следующим вопросам:

  • Что вы знаете о мыле?
  • Что хотите узнать о мыле?
  • Как мы будем это узнавать?

Ответы детей записаны в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй – с наводящими вопросами воспитателя, на третий – воспитатель предлагала ответы.

Что знаем о мыле?

Что хотим узнать о мыле?

Как мы это узнаем?

  • Белое;
  • Скользкое;
  • Жесткое;
  • Может выскользнуть из рук;
  • Им можно мыть людей, посуду;
  • Им смывают микробов;
  • Его нельзя есть.
  • Как можно сделать мыло?
  • Можно ли с мылом поиграть?
  • Что такое микробы?
  • Прочитать в книгах;
  • Рассмотреть иллюстрации и картинки;
  • Спросить у родителей.

                Познавательное занятие «Путешествие в страну Чистоты».

Задачи:

  • Учить навыкам исследовательской деятельности;
  • Познакомить детей с различными видами мыла, его свойствами (во взаимодействии с водой);
  • Подвести детей к пониманию:  для чего нужно мыло;
  • Закрепить навыки безопасного обращения с мылом;
  • Развивать речь детей.

Материал: мыло (жидкое, хозяйственное, белое, цветное) грязная кукла, красивая коробка, принадлежности для мытья куклы, королева – мыльница, запись музыки. (Конспект занятия см. Приложение 1).

Экспериментирование

  • «Какой формы мыльце».

Цель: закрепить представление о мыле, его полезных свойствах.

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание: рассмотреть кусочки мыла разной формы, обратить внимание на то, что человек, когда мылит руки, то может изменить форму мыла. Воспитатель берет мыло и хорошо намыливает руки, потом вмести с детьми рассматривает мыло и ищет, что изменилось в его форме. Предлагает детям продолжить эксперимент. В конце делается вывод, что стало с мылом, какой стала вода в тазу.

  • «Водяные пузыри».

Цель: закрепить знания о свойствах воды, развивать артикуляционный аппарат.

Материал: соломинки для коктейля,  емкость с водой.

Описание: предложить детям дуть в соломинку, один конец которой опущен в воду. Что получается? Предложить дуть сильнее, слабее, совсем слабо. Фиксировать внимание детей на том, какие пузыри при этом получаются.

  • «Делаем мыльные пузыри».

Цель: познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленку, меняет цвет.

Материал: твердое и жидкое мыло, петельки для пузырей, трубочки для коктейлей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание: воспитатель: «Как получают мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?» Ответы детей. Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания в стаканчике. «Что происходит»? Берут  другой стаканчик, смешивают жидкое мыло(3 ложки) с водой (1 ложка). Опускают петлю, рассматривают на петле мыльную пленочку, аккуратно дуют.

Вывод: пленочка растягивается, получается пузырь. Пробуют выдуть пузырь через трубку для коктейля.

  • «Много – много мыльной пены».

Цель: закрепить знания о свойствах мыла при взаимодействии с водой.

Материал: емкость с водой, трубочки для коктейля, кусочек мыла.

Описание: дети один конец трубочки в воду с мылом и сильно дуют, наблюдая за появлением пены. Долго ли держится мыльная пена на воде?

  •  «Мыльные пузыри из ладошек».

Цель: продолжить знакомство со способами выдувания мыльных пузырей.

Материал: емкости с мыльной водой.

Описание: предложить детям, окунув руки в мыльную воду, сложить их соединяя пальчики попарно и чуть округлив, подуть в ладошки, стараясь выдуть мыльный пузырь.

Коллективная (итоговая) работа – коллаж

 «Что мы узнали про мыло».

Задачи:

  • Учить детей составлять коллаж из картинок, рисунков, сделанных в группе, фотографий;
  • Развивать умение вырезать, располагать и наклеивать картинки;
  • Совершенствовать мелкую моторику;
  • Развивать творческие способности, воображение.

Краткое содержание: в гости к детям приходит королева Мыльница и спрашивает, хорошо ли они помнят все, что узнали о мыле. Королева Мыльница предлагает  детям сделать большую картину про мыло,  повесить ее в группе и вечером рассказать родителям по картине, все, что они знают о мыле.

Дети вместе решают, что можно приклеить и как расположить, а затем выполняют работу.

III этап – презентативный.

Итоговая презентация «Делимся опытом изготовления мыла ручной работы»

Цель: поделится накопленными знаниями о мыле и о технологии изготовления мыла.

План мероприятий:

  • Пригласить детей подготовительной группы  и сотрудников ДОУ на презентацию;
  • Организовать выставку мыла ручной работы, изготовленного детьми совместно с воспитателем;
  • Выступление Леры Ю. с рассказом «Что мы узнали о мыле» с использованием коллажа;
  • Показ слайд – шоу о поэтапном изготовлении мыла ручной работы;
  • Вручение детям подготовительной группы и сотрудникам мыла в подарок.

Выводы: в процессе совместной деятельности воспитателя, детей  и родителей получены следующие результаты:

  • дети совместно с воспитателем обобщили и проанализировали знания о свойствах мыла и его свойствах во взаимодействии с водой;
  • у детей обогатился словарный запас;
  • воспитатель продолжил развивать логическое и творческое мышление у детей;
  • у детей закрепились  знания о геометрических фигурах;
  • дети познакомились с технологией изготовления мыла;
  • дети вместе с родителями подготовили  проекты на тему: «Мыло»;
  • дети совместно с воспитателем изготовили мыло в подарок маме.

Приложение 1

Познавательное занятие «Путешествие в страну Чистоты».

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами мыла, его свойствами (во взаимодействии с водой);
  • Подвести детей к пониманию, для чего нужно мыло;
  • Закрепить навыки безопасного обращения с мылом;
  • Учить навыкам исследовательской деятельности;
  • Развивать речь детей.

Материал: мыло (жидкое, хозяйственное, белое, цветное) грязная кукла, красивая коробка, принадлежности для мытья куклы, королева – мыльница, запись музыки.

Ход. Дети стоят полукругом.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я решила отправиться в путешествие в страну Чистоты. Чтобы найти туда дорогу,  нужна карта. Вот она. (показываю). Вы согласны пойти со мной? Тогда отправляемся. (Под музыку идем по группе, подходим к красиво оформленной коробке).

Воспитатель: «Ребята, посмотрите такая же коробка как на нашей карте. Посмотрим, что там? (читаю загадку).

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Молодцы, догадались, что это мыло. А для чего нам нужно мыло? (Ответы). Вы много знаете о мыле? Давайте теперь посмотрим, что лежит в коробке. (Каждый берет себе из коробки какое – нибудь мыло). Что же мы достали из коробки? (мыло). Какое оно? (дети рассказывают: твердое, жесткое, темное, цветное, с запахом) каким станет мыло, если его намочить водой? (Скользкое, пенится). Молодцы, но нам пора идти дальше. Давайте сложим мыло в корзинку и возьмем с собой в путь, вдруг пригодится? Посмотрите на карту: куда мы пойдем дальше?» (к девочке – грязнуле). Идем под музыку. На столе стоят грязная кукла в испачканной одежде, ванночка с водой, полотенце.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите какая грязная кукла.  Помните, мы с вами читали стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»?  Может быть это стихотворение про эту куколку?  Вспомните как в стихотворении сделали девочку чистой? (Отмыли). Давайте мы поможем кукле. Будем ей помогать и заодно читать стихотворение. Что нам нужно, чтобы отмыть куколку? (Ответы). Вот и наша корзинка с мылом пригодилась». Отмываем куклу, вытираем, надеваем ей чистую одежду. Обговариваем, что грязную одежду постираем вечером  с использованием хозяйственного мыла.

Воспитатель: «Справились? Пора в путь. Смотрим на карту: к кому теперь пойдем? (если дети не догадываются, подсказываю. Уточняем значение слова «мыльница»). Под музыку подходим к месту, где находится королева – мыльница.

Воспитатель: «Ребята, мы пришли в гости к королеве – мыльнице. Она главная в стране Чистоты. Королева следит за порядком и не любит грязнуль. Давайте расскажем ей, что мы сегодня узнали и запомнили  про мылои как помогли куколке».  (Ответы)

Королева – мыльница благодарит детей.

Приложение 2

Беседа «Что такое микробы»?

Задачи:

  • Расширить кругозор детей сведениями о микробах;
  • Уточнить и закрепить знания о предмете личной гигиены;
  • Формировать культурно – гигиенические навыки;
  • Развивать речь;
  • Воспитывать положительное отношение к ОБЖ.

Оборудование: иллюстрации, сундучок, волшебный мешочек.

Ход занятия

Воспитатель показывает рисунок увеличенной капельки воды с изображением микробов.

Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое? Это капелька воды. Видите, как здесь много черточек, полосочек, точечек. Это микробы. Что такое микробы»? (ответы детей)

Воспитатель: «Микроб – это значит очень маленький. Микробы есть везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле, но они такие маленькие, что человек их не видит, для этого существует специальный прибор – микроскоп. (Показывает иллюстрацию).

Воспитатель: «Микробы бывают полезные и вредные. Полезные микробы есть в кефире, йогурте, сыре. Но есть и вредные, из – за которых мы можем заболеть. А как же микробы попадают к нам в организм? (Ответы детей, воспитатель раздает детям лупы). Посмотрите на свою кожу. Сколько на ней бороздок, складочек, ямочек. Если в них попадет грязь, то там сразу появятся микробы. Ребята, а что же поможет нам прогнать их? (Мыло).

Правильно, мыло. Мыльная пена гонит прочь грязь и микробов, и наша кожа становится чистая, душистая и ароматная. А чистым быть очень приятно! Даже животные моются, чтобы быть чистыми. Я знаю одну мышку, которая очень любила мыть лапки. Я расскажу вам о ней, а вы повторяйте за мной движения». Пальчиковая гимнастика «Мышка мыла лапки».

Мышка мылом  мыла лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь,  и краску.

Средний мылила усердно:

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Кожа стала сразу красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла.

Е.Карельская

 Воспитатель: «Молодцы, помогли мышке вымыть лапки. Но оказывается, помочь избавиться от злых микробов может не только мыло. Попробуйте отгадать, что у меня в волшебном сундучке.

  • Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы на руках и на теле. (Достаю мыло).
  • Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы в волосах. (Достаю шампунь).
  • Этот предмет нужен, чтобы уничтожить микробы во рту  и на зубах. (Достаю зубную пасту)

Воспитатель: «А теперь отгадайте, что в волшебном мешочке. (Дети на ощупь узнают мочалку, расческу и зубную щетку). Попробуйте соединить все эти предметы в пары и объясните, почему вы так решили.

Детская игра «Подбери пару».

Мыло – мочалка,

Расческа – шампунь,

Зубная паста – зубная щетка.

Воспитатель: «Молодцы, справились с заданием, теперь вы знаете, что такое микробы и как с ними бороться.

Литература:

  • Афонькин С. «Когда, зачем и почему»? Петрозаводск «Карелия», 1993.
  • Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита» М.: Акцидент, 1994.
  • Журнал «Дошкольная педагогика», №4, 2014 год.

                                                                                               

                               

Приложение 3

Рисование – опыт с  мыльными пузырями.

Задачи:                                                                                                                   Создать условия для экспериментирования с мыльной раствором. Показать и обучить новому нетрадиционному способу получения абстрактных изображений (выдувание разноцветных пузырей).                                    Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм.                                                                                                    Развивать фантазию, мышление, воображение. Развивать дыхательную активность, мышцы речевого аппарата.

Что необходимо приготовить:                                                                    Шампунь,  вода,   гуашь,   мелкие   баночки  или стаканчики, трубочки, белые листы    бумаги,    индивидуальные   клеёнки,  влажные салфетки, карандаш с губкой на конце.                                                  

Проведение:                                                                                                       Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (1:1), по консистенции он должен быть, как жидкая сметана. Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получилась шапка из мыльных пузырей. Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу. Дети фантазируют, на какой объект (растение или животного)  похож  мыльный рисунок. Ребёнок додумывает содержание рисунка и воплощает свой замысел в последующей работе в нетрадиционной технике с помощью «тычка».

Вывод:                                                                                                                 Рисовать  интересно  не  только  традиционными  способами  и    материалом,  а также нетрадиционной  техникой выдувания лёгкими. Необычное  рисование вызывает у детей особый восторг,  желание и творческую активность.

                                                                                                                   

Приложение 4

 Практическое занятие «Варим мыло в подарок маме»

Цель: познакомить детей с технологией изготовления мыла ручной работы.

Задачи:

  • Развивать моторику;
  • Развивать познавательные способности детей;
  • Развивать навыки совместной работы в коллективе
  • Посредствам изготовления мыла в подарок маме, развивать в детях желание делать ей приятные сюрпризы, лишний раз выражая тем самым любовь  к ней.

Материал: мыло детское, оранжевый пищевой краситель, мандариновое масло, вода, посуда, формочки, пищевая пленка.

Пошаговая инструкция изготовления мыла ручной работы:

  • Несколько кусочков детского мыла натереть на терке;
  • Добавить воды до получения однородной массы;
  • Дать полученной массе настояться;
  • Поставить на водяную баню и варить до получения массы, похожей на густую сметану;
  • Подготовить формочки, выстелив их пищевой пленкой;
  • В готовую смесь добавить заранее подготовленный раствор оранжевого пищевого красителя и мандариновое масло;
  • Разложить готовую смесь по формочкам и дать высохнуть в течение нескольких дней;
  • Готовое мыло вынуть из форм и красиво упаковать.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Мыло чудесное»

Программное содержание: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, жидкое). Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни; уточнить знания о геометрических формах (овальная, прямоугольная). В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать учить работать по алгоритму. Учить делать простейшие зарисовки при фиксировании результата опыта.

Подвести детей к понятию, что «чистота – залог здоровья»;

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предшествующая работа: знакомство со свойствами мыла во время умывания; упражнения в определении цвета окружающих предметов; проведение опытов «Тонет – плавает», «Легкий – тяжелый», «Поиск воздуха»; дидактической игры «Узнай по запаху». Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

Оборудование: посылка с кусками мыла разной формы, цвета и запаха; бутылочка с жидким мылом; конверт с картинками, изображающими последовательность умывания; три узкие дорожки; баночки с водой, трубочки, камешки, пёрышки; мультимедийный проектор для просмотра мультфильма

Ход.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого? Читаем: «Детям средней группы детского сада № 22 из страны Чистоты от Мойдодыра». Так она для нас! Интересно, что в ней. Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр? (Ответы детей) .

Вы сможете это узнать, если отгадаете загадку.

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

Этот наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнёт

И побежит, и потечёт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Чистыми, душистыми.

Узнали без труда? »

Правильно, это мыло. Теперь можно и посмотреть, берите по кусочку – кому какое мыло нравится. Здесь его много, всем хватит. Вот какой сюрприз от Мойдодыра!

- Ребята, зачем нужно мыло? (Умываться, мыть руки) .

- А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми. (С мылом будут руки чище) .

- Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого оно цвета?

- Есть у мыла запах? (ответ). Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка. Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.

- Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?

- Положите на стол все кусочки мыла. Посмотрите и скажите:

«Какой формы эти куски мыла? » (Прямоугольной и овальной формы). Давайте мыло овальной формы положим на синий поднос, а кусочки прямоугольной формы – на разноцветный поднос.

Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.

- Как вы думаете, почему бывает такое разное мыло? (Потому что людям нравятся разные запахи, цвета) .

Беседа по сказке К. Чуковского “Мойдодыр”:

– Ребята, а вы любите мылиться?

– А я знаю одного мальчика, который не любил умываться, он был грязнуля, вы его тоже знаете, он живёт в одной сказке. Сейчас мы с вами просмотрим отрывок из мультфильма.

– Как называется эта сказка?

– Какой был мальчик?

– Что же с ним произошло?

– Кто хотел помочь мальчику?

– Что посоветовал Мойдодыр мальчику?

– Чем закончилась сказка?

- Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.

Алгоритм, изображённый на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.

- Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру.

Смотрите, ребята, в посылке ещё одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте. Пойдём?

Вот первая дорожка. По ней мы пойдём, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей. Вот мы и пришли – открываем коробочку. Поглядим, что же в ней? (Дети нюхают, трогают, определяют, что это тоже мыло) .

- Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется? (Хозяйственное) .

- Давайте двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики. На пенёчке что-то лежит. Бутылочка. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? (Потому что оно течёт). А для чего оно необходимо? (Ребята по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей) .

Пойдем дальше. По этой дорожке мы пойдём на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли.

На столах стоят баночки с водой.

- Ребята, как вы думаете, что в баночках? (Вода). А как вы это определили? (Посмотрели, понюхали). Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.

- А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой? (Появится пена) .

Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.

- Какого цвета стала вода? (Мутная, непрозрачная).

Вывод: мыло, растворяясь в воде, делает ее мутной и ароматной.

- Мойдодыр предлагает провести опыт «У кого пена выше и пышнее? » Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.

Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.

- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды) .

Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Опыт «Подушка из пены».

- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим сначала на пену перо (оно держится, а потом камешек (он провалился, утонул). Почему? (Перо лёгкое, а камень тяжелый.)

- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены? (Лёгкие) .

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы.

Рефлексия:

- Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували? Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить. Ведь мы всегда веселимся, когда надуваем мыльные пузыри.

- А теперь я предлагаю всем встать в круг и взяться за руки, повторяя слова: « Раз, два, три, четыре, пять пора нам встречу завершать. За руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.

Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

Проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста"Огород на подоконнике"...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло в подарок маме" (средняя группа)

Проектпо опытно-экспериментальной деятельности «Мыло в подарок маме» средняя  группа    Воспитатель:Жилина Г.В....

Летний проект по опытно – экспериментальной деятельности «Чудеса, опыты, эксперименты» в средней группе

Актуальность Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопр...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Удивительный мир камней» в старшей группе.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности:" Удивительный мир камней" в старшей группе....