Летний проект по опытно – экспериментальной деятельности «Чудеса, опыты, эксперименты» в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Дольчанина Елена Серафимовна

Актуальность

 

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_i_eksperimenty.docx75.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Чановский детский сад №4

Чановского района Новосибирской области

Проект

по опытно – экспериментальной деятельности

 «Чудеса, опыты, эксперименты»

https://image.shutterstock.com/image-photo/little-boy-scientist-laboratory-educational-260nw-600150530.jpg

Подготовила:

Дольчанина Елена Серафимовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ Чановский детский сад №4

р.п. Чаны

2019г

Актуальность

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Тип проекта: опытно - экспериментальный.

 Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Срок реализации: Краткосрочный - 1 неделя

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и  способности к самостоятельному экспериментированию; приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми в домашних условиях.

Задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Развивать понимание взаимосвязей в природе.

- Развивать мышление, речь  в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

- Заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие об экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.

Предполагаемый результат:

Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, принятие активного участия в продуктивной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости.

1 этап: Подготовительный

Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов.

Подбор и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

Подбор наглядно-иллюстративного материала.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Составление конспектов тематических занятий по теме

2 этап: Выполнение проекта

Дата

Работа с детьми

Цель

Материалы  и оборудование для эксперименти-рования 

Работа с родителями

22 июля 2019 г     «День Света»                  

Беседа «Солнышко лучистое»

Формировать представление детей о том, то солнце является источником света и тепла; о пользе и вреде солнца для здоровья.

Зеркальце

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Предметы на участке (горка, скамейки, песок)

Консультация для родителей «Эксперименты с детьми в домашних условиях»

Пальчиковая игра «Солнышко»

Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук.

Опытно – экспериментальная деятельность: «Солнечные зайчики»

Познакомить с естественным источником света – солнцем;

происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность

Прогулка «Наблюдение за тенью»

Познакомить с природным явлением -  тенью. Рассказать о том, что, когда лучи солнце закрывает непрозрачный предмет,  появляется тень

Опытно – экспериментальная деятельность «Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы

Сюжетно – ролевая игра «Идем в теневой театр»

Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

Опытно – экспериментальная деятельность «Горячее – холодное»

Учить определять температурные качества веществ и предметов на примере нагретых солнцем предметов (горка, скамейки, песок)

23 июля 2019 г  «День воздуха»

Беседа «Воздух»

Познакомить  с понятием «воздух» и его свойствами

Бумажный веер

Вертушки

Емкость с мыльной водой, соломинки, игрушка

Предложить родителям провести дома эксперимент и зафиксировать его, принести фото в детский сад

Опытно – экспериментальная деятельность «Почувствуй воздух»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, выявить его свойство – невидимость

СОД по речевой деятельности «Где прячется воздух»

Расширить словарный запас детей, развивать познавательную деятельность, расширить знания о воздухе

Прогулка

Наблюдение за ветром

Повторить понятие «ветер», раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

Опытно – экспериментальная деятельность «Вертушка»

С помощью вертушки учить определять направление ветра

Чтение сказки «Как медвежонок ловил воздух»

Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к чтению

Просмотр мультфильма «Воздух везде»

Познакомить со свойствами воздуха

Дыхательная гимнастика «Подуй как ветерок»

Развитие речевого дыхания

Опытно – экспериментальная деятельность «Пенный замок»

Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на паруснике»

Побуждать играть сообща, самостоятельно выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

24 июля 2019 г  «День земли»

Беседа «Как песок может быть опасным»

Показать детям игры с песком и предупредить их, что играть с ним небезопасно.

 

Лупы, песок

Песок, сито, лейки, формочки, лопатки

Лопатки, грабли

Анкетирование для родителей «Детское экспериментирование в семье»

Опытно – экспериментальная деятельность «Рассматривание песка через лупу»

Познакомить детей со свойствами песка.

НОД по изобразительной деятельности «Тарелочка»

Расширить представления о свойствах глины, показать приемы лепки из глины, развивать моторику рук

Прогулка. Опытно – экспериментальная деятельность .

Опыты с  песком

Расширять кругозор детей, учить устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности. Закрепить свойства песка, почвы, глины

Чтение сказки «Как кусочек глины стал красивой глиной»

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.

Просмотр мультфильма «Глинька»

Познакомить с новой сказкой, доставить радость детям.

Отгадывание загадок про песок и глину

Развивать логику, мышление

Сюжетно – ролевая игра «Ищем клад»

Учить действовать в неожиданной ситуации, формировать поисковые навыки детей, закрепить знания о свойствах песка, умение определять предметы на ощупь, воспитывать дружеские взаимоотношения и взаимопомощь.

Прогулка. Опытно – экспериментальная деятельность Наблюдение за почвой

Познакомить со свойствами почвы.

25 июля 2019 г.  «День звука и цвета»

Беседа «Звук»

Дать первые представления о звуке, развивать слуховое внимание.

Музыкальные и шумовые инструменты

Стаканчики с водой, краски, кисточки

Стаканчики с водой, краски, кисточки

Памятка родителям «Что нельзя и что нужно делать для интереса детей к познавательному экспериментированию»

Опытно – экспериментальная деятельность «Звуки вокруг нас»

Формировать умение определять происхождение звуков, различать музыкальные и шумовые звуки

СОД по речевому развитию «Цветные сказки»

Закрепить  названия цветов, воспитывать любовь к чтению, усидчивость, формировать умение слушать без наглядного сопровождения.

Прогулка. Наблюдение за цветником

Расширять представления о цветах, рассмотреть какие есть цветы на клумбе. Назвать их цвет.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Формировать умение ориентироваться в пространстве, различать цвета основного спектра.

Просмотр мультфильма «Радуга»

Закрепить названия цветов радуги, их последовательность

Опытно – экспериментальная деятельность. «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красок.

Опытно – экспериментальная деятельность. Игры – опыты: «Прятки с водой», «Пейте куклы вкусный сок»

Познакомить с тем, что вода может менять цвет.

Подвижная игра «Жмурки»

Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве на слух.

26 июля 2019 г  «День воды»

Беседа «Вода вокруг нас»

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, о разнообразии воды в природе

Емкости  различной величины и формы, таз с водой

Таз с водой, бумажные кораблики, мыльные пузыри

Оформление фотоотчета «Юные исследователи»

Просмотр мультфильма «Круговорот  воды в природе»

Дать первичные представления о круговороте воды в природе.

Пальчиковая игра «Дождик»

Развивать речь, память, моторику рук

СОД по познавательной деятельности «Водичка - водичка»

Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. .
Развивать у детей любознательность, умение высказывать предположение и проверять его.

Воспитывать аккуратность при обращении с водой.

Опытно – экспериментальная деятельность. «Какую форму принимает вода?»

«Чем собрать воду?»

Выявить свойство воды -  текучесть

Чтение рассказа «Как Костя не умывался»

Познакомить с рассказом, помочь в понимании содержания, воспитывать усидчивость

Просмотр мультсериала «Мир в одной капле»

Дать первичные представления о значении волы в природе

Игры с водой.

«Лодочки плывут»,

«Мыльные пузыри»

Учить играть сообща, не ссорясь

Опытно – экспериментальная деятельность.

«Радуга»

Познакомить с природным явление «радуга». Показать, как получается радуга.

3 этап: Итоговый

Развлечение «Удивительные превращения» 

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность.

Задачи:
Обучающие: познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах); активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме недели.

Развивающие: развивать навыки проведения первых опытов; развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект опытно - экспериментальной деятельности «Чудеса «кока – колы»

Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека....

Проект опытно - экспериментальной деятельности «Чудеса «кока – колы»

Цель работы:Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.Задачи исследования:·         Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;·...

Проект опытно - экспериментальной деятельности «Чудеса «кока – колы»

Цель работы:Исследование вредного влияния кока-колы на организм человека.Задачи исследования:·         Наблюдать влияние кока-колы на чайный налет;·...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло в подарок маме" (средняя группа)

Проектпо опытно-экспериментальной деятельности «Мыло в подарок маме» средняя  группа    Воспитатель:Жилина Г.В....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Мыло в подарок маме" (средняя группа)

Проектпо опытно-экспериментальной деятельности «Мыло в подарок маме» средняя  группа    Воспитатель:Жилина Г.В....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Чудеса со снегом» (группа раннего возраста).

Развивать познавательный интерес детей, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, и...