Формы работы со старшими дошкольниками по повышению экологической воспитанности
статья

В статье говорится о формах работы с детьми по повышению экологической воспитанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_ekologicheskoy_vospitannosti_detey_cherez.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение экологической воспитанности  детей через

                                                                                                                               

ознакомление с природой родного края.

В старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме. Существует ряд методов, помогающих детям получить и усвоить знания это речевой, наглядно – образный, практический.                                                                                                                                                                                              

Одним из методов ознакомления детей с природой является  словесный метод. Он включает в себя рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседу. Словесный метод конкретизирует, пополняет, уточняет знания детей об уже известных им явлениях природы, фактах из жизни животных и растений. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут наблюдать в окружающей действительности (например, о водопадах, образе жизни зверей в дикой природе). При этом я  сочетаю словесный и наглядный методы, использую иллюстрации, презентации, видеофильмы. Слово помогает осознать связи и зависимости, существующие в природе.  Решить определённые задачи помогает рассказ воспитателя. Тема региональной природы мало звучит в методической литературе, поэтому часто приходится пользоваться разными источниками для составления рассказа для детей по изучаемой теме. Перед тем как донести рассказ детям убеждаюсь в достоверности фактов, стараюсь делать его динамичным, эмоциональным. В своей работе активно использую информационно- коммуникативные технологии.  Например, рассказ о Кавказском биосферном заповеднике сопровождала демонстрацией презентации. Детей очень заинтересовала информация о зубрах, я получила от них большой эмоциональный отклик.  Сразу было видно, что детей затронула дальнейшая судьба этих исчезающих животных.

Ещё одним методом обучения детей является беседа. Я использую два вида бесед – это предварительная и итоговая. Предварительную беседу использую перед наблюдением или экскурсией. Делаю это с целью уточнения знаний детей. А вот итоговая беседа проводится с целью систематизации и обобщения полученных фактов, их закреплению. При этом обязательно предоставляю вниманию детей разнообразный наглядный материал, это вызывает эмоциональный отклик, что помогает им закрепить  знания.

Чтение детской литературы направлено на сознание ребёнка, на его чувства. Книги о природе я использую в воспитательных и познавательных  целях. При помощи природоведческой книги можно увести ребёнка за пределы наблюдаемого в действительности, что значительно расширит его представления. Некоторые литературные произведения заставят детей задуматься, например, рассказ В. Танасийчука «Почему погибли киты» другие наполнят радостью, например стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».

В своей работе широко использую игры: дидактические, подвижные, творческие.

Дидактические игры направлены на расширение представлений о предметах и явлениях природы, растениях и животных, а также подводят детей к

                                                                                                                              умению классифицировать. Кроме образовательных задач, дидактические игры помогают развитию разнообразных умственных процессов, активизируют словарь. Участвуя  в таких играх как: «Почтальон принёс посылку», «Что сначала, что потом»,  «С какой ветки детки?», «Что здесь лишнее?» Ребёнок получает представления о свойствах и качествах предметов, учится умению обследовать их.                                                                 

 Настольно – печатные игры позволяют помочь детям формировать знания о растениях, животных родного края, явлениях в неживой природе. Обычно для проведения таких игр приглашаю детей подгруппами, что позволяет достаточно успешно систематизировать знания детей.

С целью закрепления знаний предлагаю детям словесные игры:  «Живое – неживое», «Что растёт в родном краю?». «Бывает или нет?»,  «Рыба, птица, зверь», «Живое – не живое» и т.д.

 Проводить их можно в любой удобный момент, так как они не требуют специального оборудования. С помощью словесных игр природоведческого характера происходит систематизация  знаний.

Игровые упражнения развивают наблюдательность, помогают различать предметы по признакам.  Игровые упражнения:  «С какого дерева листик», «Узнай на вкус», «Принеси желтый листик» создают детям положительный настрой, желание больше узнавать о родной природе.

Особенно нравится детям играть в подвижные игры. В подвижных играх дети подражают повадкам животных,  глубже усваивают знания, что способствует углублению интереса к родной природе.

Любимое занятие детей – игра. Творческие игры детей  - это отражение полученных знаний в ходе разных видов деятельности. Чем больше действий,  персонажей, сюжетов в одной игре, тем больше знаний накопили дети. Чтобы обогатить содержание творческих игр, показываю детям презентации о труде взрослых, читаю художественную литературу, провожу наблюдение за трудом взрослых. Использую строительные игры как метод ознакомления с родной природы. Для игр помогаю детям подбирать материал, который уже имеется на участке детского сада: песок, камешки, шишки, веточки.

Действенный метод по повышению экологической воспитанности  это труд в природе. Ведь в ходе него формируется заботливое, бережное отношение к объектам природы. Дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, способах выращивания, сезонных изменениях. В рамках экологической тропы детского сада создала несколько точек: «Огород», «Ягодник», «Аптека», «Клумба». Выращивая на точках экологической тропы овощи, ягоды, лекарственные растения, цветы, дети знакомятся  с условиями произрастания отдельных культур, ухаживают за посадками.  В процессе труда в природе, в заботе об объектах природы дошкольники учатся, не только выполнять трудовые действия, но и усваивают  экологически правильное поведение.
Используя в своей работе наблюдение как метод, решаю ряд задач. Это

                                                                                                                           

формирование у детей знаний о природе, умение наблюдать, сравнивать, делать несложные умозаключения,  при этом совершенствуются процессы анализа, повышается экологическая воспитанность. Наблюдение осуществляю подгруппами или всей группой. При этом стараюсь, чтобы оно проходило при повышенной умственной активности детей, заставляло их думать, вызывало интерес и бережное отношение к природе. Например, ведём наблюдение за деревом, определяем его высоту, характер                  расположения веток, состояние поверхности коры. В ходе наблюдения замечаем сломанную ветку и следы влаги на ней. Сок дерева вытекает на землю. Выстраиваем предположения, какие могут быть последствия для дерева, для окружающей природы, для человека.  Делаем вывод для чего необходимо бережно относиться к  деревьям.

Рассматривание картин, демонстрация презентации, учебных фильмов относится к группе наглядных методов. При использовании этих методов у детей конкретизируются представления о живой и неживой природе. При рассматривание картин, у детей появляется возможность более детально рассмотреть явление  или объект. Использую в своей работе серию картин «Добро пожаловать в экологию». Не всегда можно найти подходящие по теме занятия иллюстрации, поэтому самостоятельно выполняю презентации, согласно изучаемой теме. Показ их на большом экране интерактивной доски позволяет детям проникнуться темой, вызывает всплеск положительных эмоций. То же самое происходит и с показом обучающих видеофильмов. Ребёнок, наблюдая за динамично меняющимися картинками, может получить знания о росте и развитии растений и животных, которые протекают в природе более длительное время. Всё это помогает дошкольникам не только получить определённые представления, но и повысить свою экологическую воспитанность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

Доклад: "Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания"

Формы работы с детьми для решения задач экологического воспитания. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину...

Квест, как одна из форм работы со старшими дошкольниками

Квест, как одна из форм работы со старшими дошкольниками...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

Квест-технология, как инновационная форма работы со старшими дошкольниками на музыкальных занятиях.

laquo;КВЕСТ –ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».   У.Шекспира : «Вся жизнь игра, а люди в ней актёры»Уника...

" Основные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках работы по приоритетному направлению «Природа-наш дом» и с целью реализации годовой задачи «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе трудовой деятельности как средство воспи...