Конспект занятия для старшей группы по ознакомлению с окружающим на тему: " К истокам русской старины"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Буравцова Ольга Степановна

Цель: формирование представлений детей о быте и культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_istokam_russkoy_stariny.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «К истокам русской старины»

Подготовили и провели воспитатели старшей групп:

Новикова О.П.

Буравцова О.С.

Цель: формирование представлений детей о быте и культуре русского народа.

Задачи: - расширить представления детей о быте наших предков;

               - развить интерес к изучению культуры русского народа;

               - воспитывать любовь к Родине, гордость за свой народ и его культуру.

Материал: русские - народные костюмы для детей и воспитателей, предметы быта, игрушки (соломенные, деревянные, глиняные и др.), воссоздание в группе быта деревенской избы, картинки избы, печи.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и предметов быта русской избы, изучение традиций и обрядов русского народа, чтение русских народных сказок.

Ход занятия

Беседа

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в избу, добро пожаловать, низкий вам поклон, гости дорогие!

Сейчас мы говорим - построить дом, а раньше говорили – срубить избу. Почему так говорили? (Ответы детей) Да, верно! При постройки избы пользовались только топором, а использовали в основном сосну. Укладывая бревна друг на друга, возводили избу.

Важная и неотъемлемая часть любой избы – это печь! Она и кормила, и грела, и лечила, на печи спали, а еще в ней мылись. Все угольки из печи убирали, стелили солому брали воду и мылись. Натирались золой, так как мыла тогда еще не было и обливались водой.

Воспитатель : Ребята, а какие же предметы сейчас заменили нам печь?

Ответы детей: плита – на ней мы готовим, отапливаются квартиры батареями, спим мы на кроватях, а лечимся разными лекарствами…

Воспитатель: да, все совершенно верно.

За печкой располагался «бабий угол» там женщины готовили и отдыхали, растили детей. У мужчин был свой угол, его называли «задний», там ремонтировали и изготовляли утварь, плели лапти, вязали сети и там же отдыхали.

А собиралась семья вся вместе за столом, но у каждого там было свое место, во главе стола сидел хозяин семьи. Стол был  прямоугольной формы и накрыт скатертью.  На столе обязательно лежал хлеб и стояла солонка, наши предки верили, что соль защищала от враждебных сил.

На Руси говорили – «Без соли, без хлеба – половина обеда». Как вы думаете, каков смысл этой пословицы? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, обед не настолько сытный, хлеб и соль на столе – это символ благополучия в доме. Готовили в чугунном котелке, ставили его в печь используя ухват, еще называли его рогачем, видите, он похож на рога животного. Чугунок ставили на стол и все из него ели по очереди, начиная с деда. Тарелок тогда не было, а у кого они были, ставили их только по праздникам, так как были они дорогие. Каждому давали ложку, хлеб и так принимали пищу. А ложка из какого материала была изготовлена? (Ответы детей)

В разных частях нашей избы мы видим полотенца – это неспроста, они служили украшением. В праздники хозяйка доставала разнообразные полотенца и украшала ими избу.

Теперь ребята, переходим к символу русского быта – это самовар. Смотрите какой он важный и улыбается нам своими блестящими боками, на его голове резная крышечка, носик – краник. Какой важной работой занимается наш самовар?  

Дети: он кипятит воду для чая.

Воспитатель: правильно. Ребята, давайте немного отдохнем и про наш самовар споем.

Физкультминутка:

К самовару гости прибежали,

(дети стоят в кругу, один ребёнок посередине)

Дружно чашки наполняли:

( идут к середине круга, здороваются)

Вкусный чай у самовара,

(расходятся)

Он с ромашковым отваром.

(идут по кругу друг за другом)

Он с ромашковым отваром.

А теперь самое интересное, мы подходим с вами к игрушкам. Похожи они на ваши игрушки? (Ответы детей)

Игрушки делали своими руками, из подручного материала. Кукол делали из соломы, плели из льна, из лоскуточков и важно, чтобы лица у куклы не было. Наши предки – суеверные люди, боялись сглаза, а так как кукла постоянно находилась у своей маленькой хозяйки, без лица она ей никак не навредит. А вот с соломенной куклой играли так, ставили ее на какую-то ровную поверхность и хлопали ладошкой по поверхности, кукла двигалась – танцевала. Из дерева вырезали лошадок и других животных, из глины получались отличные свистульки. Появление новой игрушки в доме связывали с приходом счастья и благополучия и, поэтому к каждому празднику старались порадовать детей новой игрушкой. Ребята, а из чего в основном делают сейчас ваши игрушки? (Ответы детей)

Давайте поиграем с вами в игру. Вы уже знаете все виды декоративно -прикладного творчества. Перед вами лежат картинки с образцами работ, я называю виды искусств, а вы выкладываете картинки в том порядке, как я называю:  хохлома, жостовская роспись, городецкая, дымковская и гжель. Молодцы, все правильно! А теперь к каждой картинки, попробуйте, найти предметы в нашей избе и осторожно положите у нужной картинки.

Воспитатель: Все правильно, вы отлично справились с заданием.

Итог занятия:

Ребята, мы с вами погостили в русской избе, рассмотрели предметы быта наших предков, вспомнили некоторые обычаи и традиции.

А теперь, я вас приглашаю на чаепитие.

Загадки

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет.

                                   (Самовар)

Четыре ноги,

Два уха,

Один нос, да брюхо.    

                         (Самовар)


Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем...

                           (Чашку)


Чая Подружка.
Вместительное брюшко.
На брюшке – ушко.
                            (Чашка)

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота

                              (Печь)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый

                            (Хлеб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие по городу»

На занятии мы вспомнили с детьми, всё что видели во время экскурсии по городу, ёще раз закрепили знания о родном городе,...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим по теме: «Цветы»

Программное содержание. Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок:  стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются поле...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Детский сад».

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Детский сад».Задачи:Обучающие: показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые з...

План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Путешествие в Антарктиду».

Согласно календарно-тематическому планированию, в неделю, посвященную животным, обитающим в холодных частях света, можно использовать данный конспект для беседы с детьми...