Интеллектуальная игра "Колесо истории" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Роднова Светлана Анатольевна

"Колесо истории" интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_istorii.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«КОЛЕСО ИСТОРИИ»

детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: Обобщить сведения, полученные детьми в течение года; закрепить знания о стране, родном городе, государственных символах (герб); закрепить представление о многонациональности нашей Родины.

Обогащать речь детей образными выражениями устного народного творчества, предметами быта (самовар, чугунок).

Закрепить умение сопоставлять, анализировать; умение работать в коллективе.

Воспитывать патриотические чувства у детей на основе культуры народов Поволжья и любви к родному краю.

Материал и оборудование: Макет «Колесо истории»; разрезные картинки (герб России и г.Саратова); игра «Народы Поволжья»; сундучок; предметы современности и старины.

Предшествующая работа: Знакомство детей с представлением об образе Родины, родного края, русском народном промысле; наполнить их значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием, заучивание стихов о Саратове, Волге, чтение сказок, пословиц и поговорок народов Поволжья.

Ход занятия:

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра.

Весна нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нём игра.

Она наш друг большой и умный

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор, весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

-Ребята, любите ли вы играть?

-Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Колесо истории» родного края и посоревноваться в ней. В игре вы покажите свои знания о родном крае, его истории, культуре, народном творчестве. С помощью этого колеса (показываю его) мы сможем путешествовать по разным секторам, у каждого сектора есть своё название, которое подскажет нам, что нужно делать. Готовясь к игре, вы разделились на 2 команды, выбрали название и приветствие.

Итак, поприветствуйте друг друга, слово первой команде «Молодцы»: Приветствие -        Удальцы        народ весёлый,

Мы приветствуем вас всех!

                                      Пожелаем вам удачи,

       Пусть вас ждёт большой успех!

-Слово команде «Удальцы»:

Молодцов мы видеть рады,

 Все достойны вы награды,

        Дружим с вами с малых лет,

        Шлём вам пламенный привет!

Итак, мы начинаем. Старайтесь, будьте внимательными. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы и у какой команды их будет больше, та команда и победит в нашей игре. А поможет посчитать баллы в игре  Наталья Ивановна. Я вращаю колесо, оно останавливается на секторе – «Конверт». Я беру конверт.

Сейчас мы с вами узнаем, что же за задание приготовил нам этот сектор «конверт». (Открываю, зачитываю вопросы).

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Как называется наш родной город? (Саратов)
  3. На какой реке расположен г. Саратов? (Волге)
  4. Вы знаете, что у каждой страны и каждого города есть свой герб. Посмотрите на доску, вы видите герб г.Саратова и герб России.

Объясните, что они символизируют?

Ответы детей. (Герб Саратова: голубой цвет - речные просторы Волги, стерляди - изобилие рыбных запасов, чистоту рек)

Любимый город - волжская судьба.

Цвет голубой старинного герба,

Щит голубой, три стерляди на нём Нам говорят о промысле твоём. (Герб России)

  1. А сейчас я предлагаю каждой команде «Кто быстрее соберёт герб?» (из разрезанных картинок). Команда удальцов собирает герб г.Саратова, а команда молодцов - герб России.
  2. Знаете ли вы стихи о Саратове, о Волге. Дети читают стихи о Саратове.

Славный город наш Саратов Сколько лет и зим?

Ты заботой рук умелых Молод и красив.

На заре, как золотые паруса,

               Взмыли в небо новых зданий корпуса.

             Нам мила твоих проспектов красота,

Это всё - мои заветные места,

                                         Это детство - край отцов-

                                         Наш родимый кров.

Путь реки большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут её рекою Волгой - Матушкой, кормилицей родной!

- А мне сейчас подскажут, сколько баллов набрала каждая команда:

1 балл получает команда «Удальцов»  (или «Молодцов»).

Вращаю колесо во второй раз. Останавливается на секторе «Книга» - историческая справка». Смотрим, какие задания приготовил нам этот сектор. Итак, вопросы из истории каждой команде.

1.

  • Как называлась наша Родина в старину? (Русь)
  • Как называется край, в котором мы живём? (Поволжье)
  1. Задания о природе.
  • Перед вами на столе лежат картинки с природой родного края. Вам

нужно убрать лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

  1. Вы знаете, что наша Родина многонациональная. В Поволжье сейчас тоже живут люди разных национальностей.

Назовите коренных жителей Поволжья? (Русские, татары, мордва, чуваши)

  1. Вы знаете, что у каждого народа есть свой национальный костюм. Предлагаю каждой команде выбрать костюмы Поволжья.

Подведение итогов II сектора.

Вращаю колесо третий раз, останавливается на секторе «Перо»- устное народное творчество.

  1. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Какие красивые сказки писали разные народы Саратовского края. Попробуйте отгадать название сказки, и какой народ её написал.
  1. «Был у женщины единственный сын. Отличался он силой небывалой и крепким здоровьем. На состязаниях не было ему равного по ловкости и силе. И не было во всей округе батыра, которого не победил бы он» (Татарская сказка «Турай - батыр»)
  2. В какой сказке жил портной Шиветь? (Мордовская сказка «Юрт- ава»)
  3. Как называется сказка, в которой главный герой - Земля - богатырь, Дуб - богатырь, Гора - богатырь? (Чувашская сказка «Как богатыри солнце и месяц от змея спасли»)
  4. «Рассказала девица Баба - яге про жениха своего, а та ей:

«Ничего, милая, ничего. Это горе - не беда, и уж коль ты дошла сюда, то и до жениха своего дойдёшь. А живёт он теперь у синя моря за тридевять земель, и уже за царевну сосватан. Ну, да я тебе помогу, а пока садись к очагу» (Русская народная «Финист- ясный сокол»),

  1. -Разные народы прославили себя трудом.

«Труд - основа жизни», «Дело мастера боится» - говорили они. Предлагаю детям продолжить пословицу, поговорку и сказать, какой народ её придумал.

  1. Труд человека кормит, а лень портит. (Русская)
  2. Одна пчела - много мёду не принесёт. (Чувашская)
  3. Дерево дорого плодами, а человек делами. (Татарская)
  4. Без труда не вынешь - рыбку из пруда. (Русская)
  5. Работа страшна глазами, а не руками. (Чувашская)
  6. В основе труда - золотая руда. (Татарская)
  7. В родном краю - как в раю. (Мордовская)
  8. На родной стороне и камушек знаком. (Мордовская)

Подвожу итог этого сектора.

В четвёртый раз вращаю колесо, останавливается на секторе                                      -  «Волшебный сундучок».

-У разных народов в каждом доме были волшебные сказочные вещи. Назовите сказочные вещи (скатерть-самобранка, ковёр- самолёт..).Вот такой волшебный сундучок появился и на нашей игре. Чтобы узнать, что в нём лежит, вы должны отгадать загадки. Тот, кто отгадает, достаёт предмет из сундучка, и говорит, когда этим предметом люди пользовались: в старину или в настоящее время.

Загадываю загадки для детей:

  1. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кричит,

Всем пить чай велит. (Самовар)

  1. Сяду на конь и поеду в огонь. (Чугунок)
  2. В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)
  1. Ходит - бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл - там пыли нет Пыль и сор - его обед. (Пылесос)

  1. То назад, то вперёд Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море! (Утюг)

  1. Ежедневно в 7 утра

Я трещу: вставать пора! (Будильник)

Вот закончились загадки, и наш сундучок, наверное, пустой… (показываю сундучок детям). Нет, в нём что-то ещё лежит, - говорят дети. Давайте посмотрим, что же это. Это волшебная грамота  (открываем её, читаем - «Загадки» сундучка для гостей).

  1. Когда первый город строили, во что первый гвоздь вколотили? (В шляпку).
  2. Чем хлеб в печку сажают? (Лопаткой)
  3. По чему наши предки в лаптях ходили? (По земле)
  1. Что в избе не увидишь? (Тепло)
  2. Какую посуду нельзя наполнить? (Полную).

Подводим итог сектора «Волшебный сундучок».

  • Итак, наша игра подошла к концу. Сейчас мы с вами подсчитаем сколько очков набрала каждая команда в нашей игре «Колесо истории родного края». Итак, победила команда ...., которая отвечала более правильно, точно и быстро, поэтому они и выиграли.

Вручаю им призы.

  • Похлопаем им, они, молодцы. Другая команда им чуточку уступила, не огорчайтесь, ведь это игра, может быть, в другой раз повезёт и вам. Давайте, похлопаем и им. Команда победителей получает приз - вот эти замечательные книги, которые дополнят нашу библиотеку в группе.

     Я благодарю всех за участие в нашей игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!"

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, а...

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...

Проект "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОО"

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и...

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Методические рекомендации для педагогов: Дидактические упражнения для формирования  интеллектуальной готовности у детей старшего дошкольного возраста ....