ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (старшая группа) по теме

Закутилина Валентина Дмитриевна

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intelektualno.doc47 КБ
Microsoft Office document icon intelektualno.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗННАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Закутилина, воспитатель МДОУ № 20 «Дельфин»

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.  

 Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание  развитию общих интеллектуальных способностей. [4]

Цель  интеллектуального развития детей, это  создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.[2]

Педагоги в своей работе должны  учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать  познавательное содержание образования, осуществлять  деятельностный  подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального  развития детей.

  Поэтому в  детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей  определяются  следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст.  Воображение признается  центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).[1]

 В связи с этим одним из приоритетов работы дошкольных образовательных учреждений  должно быть стимулирование развития детского мышления, его гибкости и подвижности, формирование творческого воображения как универсальных компонентов познавательных и творческих способностей дошкольников. На это дошкольным образовательным учреждениям целесообразно делать специальный акцент, так как такой подход является одним из путей подготовки  будущих «Королевых», умеющих нестандартно мыслить и предлагать оригинальные пути решения сложных научных и технических проблем. Все это требует совершенствования организации работы с детьми и методики обучения, направленных на формирования умственной активности детей, самостоятельности и творчества поисково-познавательного характера.[3]

Педагогам  детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

  • На основе приемов ТРИЗ (круги Луллия, морфологическая дорожка);
  • Использованием моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
  • В процессе проведения развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
  • В процессе  сенсорного и эмоционально-эстетического («родственное» отношение) восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • Средствами устного народного творчества, особенно сказок;
  • Посредством изобразительной деятельности;
  • Применением разнообразных нетрадиционных художественных техник рисования, лепки, аппликации;
  • Использованием современных нетривиальных изобразительных материалов (шариковый пластилин, масса для моделирования, краски 3 в 1, и др.).

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что «фантазеры» не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

           Основным результатом  целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия  познавательного процесса предполагает  выход на следующие результаты.

Для детей:

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

  • Подготовка ребенка к школе.
  • Развитие у детей логического мышления.
  • Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Создание  модели  интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит   вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы  детьми.

        

Литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.

Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.

Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.



Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗННАВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Закутилина, воспитатель МДОУ № 20 «Дельфин»

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте формировать у детей творческое отношение к окружающему миру и к своей деятельности.  

 Основная задача педагогов ДОУ – подготовка ребенка к школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Темп умственного развития старших дошкольников является весьма интенсивным и динамичным. Интеллектуальная сфера ребенка приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Они овладевают простейшими приемами обобщения, систематизации и классификации. Поэтому важно уделить основное внимание  развитию общих интеллектуальных способностей. [4]

Цель  интеллектуального развития детей, это  создание условий, поддерживающих и развивающих познавательную активность и общие интеллектуальные способности дошкольников, формирующих познавательные потребности и мотивацию детей, дающих возможности реализовывать индивидуальные познавательные интересы.[2]

Педагоги в своей работе должны  учитывать логику развития общих умственных способностей дошкольников, интегрировать  познавательное содержание образования, осуществлять  деятельностный  подход, создавать мотивационно – развивающую среду для интеллектуального  развития детей.

  Поэтому в  детском саду необходимо создать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания другого человека, художественное восприятие);

наглядно-образной памяти, как способности создавать и сохранять детальные, наглядные представления об окружающем мире;

наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей  определяются  следующие задачи:

Расширять представления детей о “большом мире” через осмысление основных понятий (время, знак, символ, знаковые системы).

Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.

Одним из структурных компонентов интеллектуальных и творческих способностей являются воображение и мышление, которые относятся к числу высших познавательных процессов. Ученые определяют, что наиболее чувствительным, сензитивным периодом развития мышления является дошкольный возраст.  Воображение признается  центральным новообразованием также дошкольного детства. А именно формирование этих психических процессов, как правило, упускается из виду. В то время, как известно, что дети, способные к игре воображения и мышления, имеют более высокий показатель интеллекта и легче преодолевают трудности. Отсюда понятна важность развития у детей дошкольного возраста воображения (особенно воспринимающего, вспоминающего, фантазирующего его видов) и мышления (образного, объемно-пространственного, творческого, элементов логического).[1]

 В связи с этим одним из приоритетов работы дошкольных образовательных учреждений  должно быть стимулирование развития детского мышления, его гибкости и подвижности, формирование творческого воображения как универсальных компонентов познавательных и творческих способностей дошкольников. На это дошкольным образовательным учреждениям целесообразно делать специальный акцент, так как такой подход является одним из путей подготовки  будущих «Королевых», умеющих нестандартно мыслить и предлагать оригинальные пути решения сложных научных и технических проблем. Все это требует совершенствования организации работы с детьми и методики обучения, направленных на формирования умственной активности детей, самостоятельности и творчества поисково-познавательного характера.[3]

Педагогам  детских садов важно осмыслить, что когда развитие воображения и мышления дошкольников становится предметом специального педагогического руководства, происходит резкое повышение уровня когнитивного их развития.

Пути развития воображения и мышления дошкольников разнообразны. Их формирование может быть обеспечено:

  • На основе приемов ТРИЗ (круги Луллия, морфологическая дорожка);
  • Использованием моделирования (сенсорные, понятийные, предметные, предметно-схематические, графические и другие виды моделей, алгоритмы);
  • В процессе проведения развивающих и интеллектуальных игр и упражнений;
  • В процессе  сенсорного и эмоционально-эстетического («родственное» отношение) восприятия предметов и явлений окружающего мира;
  • Средствами устного народного творчества, особенно сказок;
  • Посредством изобразительной деятельности;
  • Применением разнообразных нетрадиционных художественных техник рисования, лепки, аппликации;
  • Использованием современных нетривиальных изобразительных материалов (шариковый пластилин, масса для моделирования, краски 3 в 1, и др.).

Безусловно, могут быть реализованы и другие способы развития воображения и мышления дошкольников.

Следовательно, предоставляя детям свободу творческой активности, которая проявляется в том, что «фантазеры» не следуют готовым штампам и образцам, у них активизируется потребность находить собственные оригинальные и смелые решения, желание свободно выражать свое отношение к окружающему, формируются предпосылки интеллектуальной инициативы.

           Основным результатом  целенаправленной работы должен стать переход от игровой интеллектуальной деятельности к познавательной, и к моменту поступления в школу, у дошкольников должно быть сформировано желание учиться, стремление овладевать учебными навыками.

Условия взаимодействия  познавательного процесса предполагает  выход на следующие результаты.

Для детей:

  • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

  • Подготовка ребенка к школе.
  • Развитие у детей логического мышления.
  • Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Создание  модели  интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволит   вариативно использовать интегративный метод обучения в учебно-воспитательном процессе и добиться хороших результатов усвоения программы  детьми.

        

Литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Т. А. Игнатьева Развитие ребенка. Психические, физические, интеллектуальные способности – Феникс, 2005.

Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.

Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...