Исследовательский проект "Космос" и презентация проекта
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Арунова Альвина Михайловна

 Проект был создан для детей подготовительной группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Космос»

            Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая человека  природа, но и неизведанный мир Вселенной. Она привлекает  внимание человека, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.  И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».  В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно  (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.).Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Космос».

Перед нами возникла проблема:

Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древних  цивилизаций до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта:

Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической компетентности детей, творческого потенциала и становление  субъективного оценочного отношения к окружающей действительности.

Гипотеза:

Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут стать источником познания и умственного развития дошкольников.

Участники проекта:

- воспитанники (дети старшего дошкольного возраста МБДОУ  «ДС» «Берёзка» п.Пурпе)

- педагоги (старший воспитатель, воспитатели старших групп)

- родители детей.

 

Условия  реализации проекта:

- создание развивающей среды

- выбор оптимальных педагогических воздействий

-создание системы деятельности(ОД, совместная деятельность со взрослыми)

-эрудиция педагога

Этапы работы над проектом

1этап

- выявление первоначальных знаний детей о космосе

- информирование родителей о предстоящей деятельности

- подбор литературы о космосе, плакатов, фотографий

Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2014 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия».

 Функции кабинета: Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.

Развивающая среда кабинета:

модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Космос будущего».  

 

2 этап

   1. Составление перспективного плана проекта

 

Работа с детьми

Формы

тема

Место проведения

количество

1.Экскурсии

 Выставка рисунков

ДК «Строитель» п.Пурпе

4 раза в год

2.Наблюдения

Согласно плану

Территория детского сада

систематически

3.Занятия кружка

Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

Планетарная комната

«Волшебная астрономия»

1 раз в неделю

4.Занятия по познавательному развитию (по теме)

Согласно плану воспитателей

Планетарная комната, групповая комната

1 раз в месяц

5.Сюжетно-ролевые игры

Тема «Космос»

Групповая комната

систематически

6.Праздники 

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

7.Развлечения


Согласно плану кружка «Волшебная астрономия»

 

Планетарная комната

1 раз в квартал

Работа с родителями

8.Консультации

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

Родительские уголки

1 раз в квартал

9.Открытое занятие кружка

по теме занятия

Планетарная комната

Январь, май

10.Дни открытых дверей

«В гости в «Волшебную астрономию»

Планетарная комната

1 раз год

11.Праздники

«Большое космическое путешествие» (посвящен Дню космонавтики)

Музыкальный зал

апрель

12.Экскурсия

«Жизнь космонавта»

 Выставка, посвящённая «Дню космонавтики»

1 раз в год

13.Выставки, конкурсы

День космонавтики

Выставочный зал ДОУ

1 раз в год

Работа с воспитателями

14.Консультации

«Как познакомить дошкольника с наукой астрономия»

Методический кабинет

1 раз

15.Мастер класс

«Опыты и эксперименты на тему «Космос»»

Планетарная комната

1 раз

15.Смотр конкурс макетов

«Солнышко»

Мини-музей в планетарной комнате

1 раз в год

16.Беседы

«Познавательные странички»

Методический кабинет

систематически

17.Работа библиотеки

Литература по теме

Методический кабинет

систематически

2 этап работы – практический

Практический этап работы складывается из ряда направлений:

•        работа воспитателей с детьми;

•        взаимодействие с родителями и социумом.

Результаты проекта

  • Презентация проекта «Космос»
  • Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.

По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Ресурсы:

Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями.

Научно-методические: Введение в науку «Астрономия». Методические рекомендации к блоку познавательное развитие.  КОИПКРО, Кострома 2002.

Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил.

Кадровые: педагог (старший) по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников.

Автор:  старший воспитатель МБДОУ «ДС» «Берёзка»п.Пурпе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на конкурс исследовательских работ и проектов "Я-исследователь" "Олимпийские игры.Как все начиналось"

Презентация на городской конкурс  исследовательских работ и проектов "Я-исследователь" "Олимпийские игры.Как все начиналось"...

Познавательно-исследовательский, художественно-эстетический проект "В гостях у Песочной Феи" (презентация)

В своей работе с дошкольниками я использую развивающие и обучающие игры на песке.  По моему мнению, игры с песком – это современный подход в развитии детей дошкольного возраста. Все дети с больши...

Презентация проекта "Технология исследовательской деятельности в ДОУ"

Цель:Развитие у детей познавательной активности наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию; формирование бережного эмоционально-окрашенного отношения к при...

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

Презентация.Проект исследовательски -творческий «Книга и я – верные друзья».

Проект исследовательски -творческий «Книга и я – верные друзья». Практический этап.Книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовн...

Исследовательский практико-ориентированный проект. «Экологическое воспитание детей через собственную исследовательскую деятельность» «Красная книга республики Башкортостан».Презентация.

    Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?       Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической п...

Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...