Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию Зачем зимой снег
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чичкова Ольга Милиевна

Конспект НОД «Зачем зимой снег»
по познавательно-исследовательской деятельности
с использованием элементарной исследовательской деятельности (экологическое образование) в старшей группе.

 

Задачи:

Познавательное развитие

·        Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в процессе исследования.

·        Развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и заинтересованно слушать произведение; общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми; самостоятельность.

Речевое развитие

·        Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

·        Активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Социально-коммуникативное развитие

·        Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elem_issledovaniya_chichkova.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«ПЛАНЕТА ПРОФИ»

Лицензия 63Л01 №0001730 рег. № 6194 от 09 ноября 2015г

__________________________________________________________________________

Корпоративный центр дополнительного профессионального образования

Направление    «Образовательная деятельность экологического содержания в реализации ФГОС ДО»

Итоговая работа

на тему: «Элементарная исследовательская деятельность как практический метод экологического образования дошкольников»

Слушатель: Чичкова О.М./______________

Преподаватель:  Бабич Е.В./________________

Тольятти 2017 г.


Введение

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации [1].

Именно поэтому экологическое образование становится неотъемлемой частью дошкольной педагогики. У педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка?

Как известно, ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности. Как считает Рыжова Н. А., для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды детской деятельности, что отражается, соответственно, и в методических подходах [3].

Одним из методов экологического образования авторы считают элементарную исследовательскую деятельность. Использование элементарной исследовательской деятельности стимулирует интерес детей к природе, становится источником радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Такая деятельность помогают уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, понять на первый взгляд сложные явления природы, осознать причинно-следственные связи. В ходе элементарной исследовательской деятельности у детей формируется познавательный интерес к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. В исследовании раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.


Теоретическая часть

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

Значение элементарной исследовательской деятельности заключается в том, что:

  • в ней проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы;
  • она оказывает положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
  • у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
  • кроме того, такая деятельность способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
  • в элементарной исследовательской деятельности ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.

Элементарный опыт (элементарная исследовательская деятельность), по мнению П.Г. Саморуковой, – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях [4].

Элементарную исследовательскую деятельность можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в элементарной исследовательской деятельности:

  1. опыты с объектами неживой природы;
  2. опыты с растениями;
  3. опыты с животными;
  4. опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения:

  1. в групповой комнате;
  2. на участке;
  3. в лесу, на поле и т.д.

3. По месту в цикле:

  1. первичные;
  2. повторные;
  3. заключительные и итоговые и др. [2].

Для того чтобы элементарная исследовательская деятельность имела положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

  • четкость формулировки целей и задач;
  • предъявление задач в определенной последовательности: сначала простые, затем более сложные;
  • предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемы;
  • для того чтобы результаты исследования были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
  • разработка или использование четко выстроенной программы работы на год.

Этапы организации и проведения элементарной исследовательской деятельности:

  1. Подготовительный этап. выбор темы исследования Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.
  2. Начало исследования. Выделение и постановка проблемы Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес
  3. Основной этап. Выдвижение гипотезы; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарной исследовательской деятельности.
  4. Заключительный этап. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов [4].

Итак, мы рассмотрели определение элементарной исследовательской деятельности, ее значение для экологического образования в ДОУ, виды данной деятельности по разным признакам и принципы организации. Данная деятельность является важным методом экологического образования дошкольников.


Практическая часть

Экологическое образование дошкольников осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Рассмотрим, как на практике в ДОУ может применяться элементарная исследовательская деятельность.

Примером могут быть занятия по программе «Наш дом — природа», в ходе которых ребенок (при помощи взрослого) выдвигает свою гипотезу, затем проверяет ее на практике и в заключение делает выводы, обобщает полученные результаты, сравнивает их со своими предположениями. Например, во время опытов со льдом и водой педагог предлагает детям высказать свои предположения о том, что происходит с кусочком льда при опускании в емкость с водой. Дети высказываются: «утонет, растает, будет плавать, ничего не будет» и т.п. Не оценивая эти высказывания, педагог предлагает каждому ребенку проверить свои предположения в ходе исследования. Дети выполняют опыт, наблюдают за его ходом, а затем воспитатель просит дошкольников определить, чьи предположения оказались верными, а чьи — нет. В конце занятия результаты обсуждаются и обобщаются детьми совместно с воспитателем.

Другим примером является создание взрослым ситуаций, в которых ребенок должен проявить свои знания, умения и навыки. Так, на занятиях блока «Вода» педагог знакомит детей с необходимостью экономии воды и причинами такой необходимости (тема «Почему воду нужно беречь»). Через некоторое время после завершения работы по блоку воспитатель оставляет в группе водопроводный кран не полностью закрытым (ненадолго!) и наблюдает за реакцией и поведением детей. Другой вариант: во дворе на траве оставляется «мусор». Воспитатель во время прогулки наблюдает за реакцией детей. Элементарная исследовательская деятельность связана с принципом системности, так как предполагает разработанную систему постепенно усложняющихся задач.

Мы предлагаем для примера конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементарной исследовательской деятельности детей.


Конспект НОД «Зачем зимой снег»
по познавательно-исследовательской деятельности
с использованием элементарной исследовательской деятельности (экологическое образование) в старшей группе.

Задачи:

Познавательное развитие

  • Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в процессе исследования.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и заинтересованно слушать произведение; общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми; самостоятельность.

Речевое развитие

  • Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
  • Активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Материалы и оборудование: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», запись песни «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

Методы и приемы: практические: демонстрация опыта, исследовательская деятельность, физкультминутка; наглядные: презентация «Откуда берется снег»; словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Ход НОД.

Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, что вы все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку: Бел как мел, с неба прилетел,

Зиму пролежал, в землю убежал (снег).

Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...

Мы всегда радуемся первому снегу... А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)

Игра «Хорошо - плохо».

Давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». Что бывает хорошего от снега, а что плохого? (Дети: хорошо - лепим снежную бабу, снеговиков, строим горки и снежные крепости, катаемся с горок, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д. Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки; если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть; не может проехать машина, может застрять в снегу; холодно и т.д.)

Рассматривание снежинок.

Воспитатель: А вы знаете, из чего состоит снег? (Дети: из снежинок.) А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок. (Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке и предлагает рассмотреть её.) Сколько лучей у снежинки? (6 лучей.) Какого цвета снежинка? Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной. Хотите, мы проведем опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белый?

Демонстрация опыта.

Лист прозрачной упаковочной пленки посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезать его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета.

То же происходит в природе со снегом и льдом. Все дело в солнечном луче. Снег отражает лучи, и поэтому его мы видим белым.

Но если снежинки по отдельности прозрачные, то почему все вместе они дают эффект белого? Потому что снежинки с неба летят хаотично и падают друг на друга, образуя снежный покров из нападавших друг на друга снежинок. Все вместе снежинки перестают быть прозрачными и начинают отражать солнечный свет. Белые равнины снега очень красивы и приятны для глаз.

Просмотр презентации о том, где и как в природе образуется снег.

Воспитатель задает вопросы: - Что такое снежинки, Где образуются снежинки? Все ли снежинки долетают до земли'? Как падают снежинки? Почему нет двух одинаковых снежинок? (Ответы детей: -Снежинки - это кристаллы льда, они образуются высоко в небе, не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе, снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.)

Физминутка.

Воспитатель: а давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).

Чтение сказки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете о том, что снег защищает? Послушайте сказку, которая называется «Зачем зимой снег».

«Зачем зимой снег»

Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило – ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал: Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал: Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это?

Тетерев. Не бойся, это я – тетерев – черныш - шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной на снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или – тьфу, чтобы не сглазить! – волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы – кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился). Заяц. Нет, вредная! Тетерев. Полезная! Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что? Заяц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь – Мышка. Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост! Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них – запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь – опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна - красна пришла. Ручьи зажурчали. Птицы поют: «Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод». Пшеница шепчет. «Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!»

Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался – ничего не поделаешь – проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост – культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Воспитатель: - Кто спорил о том. что снег это хорошо или плохо? -Почему для Зайца снег это плохо? -Почему для Тетерева снег это хорошо? -Кого просили Тетерев и. Заяц рассудить спор? -Что отвечали животные? -Кто выиграл, спор? Почему? - Для чего лее зимой снег? (Дети: - Между собой поспорили Заяц и Тетерев. - На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса. - Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло. - Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек. - Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом. - Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают. - Под снегом животным и растениям тепло.)

Итог.

Воспитатель: Помните, в начале занятия мы играли в игру «Хорошо - плохо»? Вы говорили, что снег – это и плохо, и хорошо. А как бы вы ответили теперь? (Ответы детей)

Да, ребята, снег зимой очень важен для природы, для всех ее обитателей. Он не только радует людей, но и приносит много пользы растениям и животным.

Элементарная исследовательская деятельность.

Цель: Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, действительно ли под снегом тепло. Мы с вами будем исследователями. В начале прогулки мы закопаем бутылки с водой в снег, а в конце вынем их, и посмотрим, что получилось.

(Объясняет, что надо сделать: налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Дети самостоятельно выполняют задание под руководством воспитателя, в конце прогулки отвечают на вопросы о том, что получилось и почему.)


Заключение

Итак, мы выяснили, что главное достоинство элементарной исследовательской деятельности заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление, поэтому рассматриваемая нами деятельность, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Элементарная исследовательская деятельность стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного процесса. Ребенок учится делать выводы, самостоятельно овладевает представлениями о том или ином явлении. Результатом реализации работы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, умений, на получение продуктов детского творчества.

Как замечает Рыжова Н. А., экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. Таким образом, мы можем сказать, что в элементарных исследованиях происходит экологизация деятельности дошкольника, т.е. обогащение ее содержания за счет экологического компонента [3]. Можно сделать вывод, что важной составляющей экологического образования является элементарная исследовательская деятельность.


Список литературы

  1. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие./ Николаева С.Н. - М., 2001.
  2. Одинцова, Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. / Одинцова Л. - М.: Сфера, 2012.
  3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду./ Рыжова Н.А. - М.: Карапуз, 2000.
  4. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Саморукова П. Г. – М.: Просвещение, 1991.

Оглавление

Введение        2

Теоретическая часть        3

Практическая часть        5

Заключение        11

Список литературы        12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны правила дорожного движения?»

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию«Зачем нужны правила дорожного движения?»Автор: Французова Елена Михайловна, воспитатель оздоровительной группыМесто работы: МБДОУ №54 г. Армав...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Зачем нужны правила дорожного движения?»

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Вос...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»

Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в пр...

Конспект занятия «Зачем зимой снег?»

Конспект занятия «Зачем зимой снег?»                                          ...