Занятие по экологии "Экологические цепочки в лесу ".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данилова Татьяна Олеговна

Занятие по экологии "Экологические цепочки в лесу ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_otkrytoe_zanyatie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Занятие по экологии, с применением ИКТ технологий, в подготовительной группе «Экологические цепочки».                      Воспитатель- Данилова Татьяна Олеговна, МБДОУ Д/С№8, группа  подготовительная «Б»,«Русалочка».

Разработка занятия по  образовательной программе "Игровая экология" на  тему: "Экологические цепочки" . К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки».

                                           Тема: «Экологические цепочки»

Цели:

Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;

Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое  мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;

Воспитания интереса  и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

 Расширение кругозора детей о жизни животных леса.

Задачи образовательной деятельности

Образовательные:

Дать

знания о том, что животные леса по виду корма делятся на

травоядных, хищников и всеядных.

Формировать

элементарные представления о взаимосвязях обитателей

леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Развивающие:

Развивать

умение составлять экологические цепочки, аргументировать

свои действия.

Стимулировать

познавательный интерес детей.

Воспитательные:

Воспитывать

добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.

Воспитывать

бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса» ,картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»,экскурсия в лес  на территории д/сада, дидактическая игра «Пищевые цепочки»,чтение детской энциклопедии на тему «Дикие животные леса»,рисование на тему «Пожар в лесу»,лепка из пластилина и природного материала « Лесные звери на поляне»;сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий, в лесу; беседы на тему- «Планета Земля в опасности!», «Берегите природу !»;

открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.

Материал: посылка, наполненная яблоком, листом дуба, желудями, семечками,

сухими грибами, мелкими животными; картины с животными леса и

карточки схемы с кормом для животных ; картина леса с цепочкой питания

животных; настольная игра «Пищевые цепочки»; фланелеграф с фигурками

травы, зайца и волка.

Оборудование: компьютер,  проектор, экран, презентация  «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству детей).

Этапы НОД:

1

Организационный момент

Ребята,

послушайте загадку:

Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)

Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это

особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и

животных. (дети слушают и отгадывают загадку)

2 Показ посылки

(Рассматривание посылки)

Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на них написано «Корм для

животных». Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте

заглянем (открываю коробку).

Ребята,

Посмотрим, что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист

дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и

называют.)

3

Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами

Вы знаете, какие животные этим  питаются в лесу?

Сейчас

я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.

В лесу живет заяц.Чем он питается ? Ответы детей (травой, веточками деревьев, корой

Деревьев).Правильно,ребята, Заяц питается растениями, поэтому относится к группе животных

травоядных. На карточке у зайца стоит зеленый кружок, это обозначает

травоядное животное.

Лось чем питается в лесу?( грибами, ягодами,

корой деревьев). Он тоже питается

растениями,это  травоядное животное.

Белка чем питается ?( питается орехами, ягодами, грибами, шишками) Это травоядное

животное.

Дети,мы с вами назвали

Животных, которые питаются растениями, это

травоядные.

Повторите как называются животные, которые питаются растениями?

Есть в лесу животные, которые питаются мелкими  животными, а иногда и крупными.

Волк чем питается? Ответы детей:

(питается зайцами, оленями, кабанами). Это животное- хищник

и

отмечен красным кружком.

Лиса

(питается мышками, зайцами). Она тоже хищница.

Рысь

живет в нашем лесу и питается зайцами, северными оленями, лосями,

Тоже отмечено на карточке красный кружок – хищник.

Дети,

животные, которые питаются другими животными- хищники.

Повторите, как называются эти животные?

Дети,

но есть животные, которые кушают и растения и животных и

называют их всеядные.

Медведь чем питается? Ответы детей :

(питается: грибами, ягодами, травой, корешками,

Мышам). Еж питается орехами,

орехами, яблоками, корешки, мышами-всеядное.        

                                       

II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».

- Ребята, давайте поиграем. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета - это  листочки, желтого - гусеницы, голубого - птицы, розового – кошки.

Задание: определите,  кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.  

– Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся  построение?  (Ответы детей:  листья поедают гусеницы; гусеницами  питаются птицы;  на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).

- Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня мы с вами поговорим об экологических цепочках. «Экологические цепочки».

- Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно,  нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.

В доказательство я  вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов - чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.

- Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера?  (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении).

Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?

Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Дети  на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).  

Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Раз, два, три, четыре, пять,        (Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять.            (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает             (По поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает,                    (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!»               (Раскрыть пальцы веером, большой - отвести вниз)

Глядь -                                          (Развести руками)

А червячков уже и нет!              (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

Физкультминутка - динамическая пауза «Покажи верно»

Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.

Дидактическая игра «Накорми животных»

На слайде презентации показаны картинки животных и корм.  

Детям предлагается каждому животному подобрать корм.

(Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,

волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).

- Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?

1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц);

2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел);

3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь);

4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).

Загадки о животных.

Воспитатель загадывает загадки о животных, а дети отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.

******

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ежи)

******

Они крикуны ужасные,

На ножках ласты красные. (Утки)

******

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)

******

Вьется веревка, на конце - головка. (Змея)

******

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

******

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)

******

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…. (Скворец).

******

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

******

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. От нас зависит судьба братьев наших меньших. Поэтому давайте будем беречь и любить природу!

1  Ребёнок:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

******

2 Ребёнок :

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!..

III. Итоги .

- На какие группы делят всех животных. На  каком главном  признаке основано это деление? Приведите примеры.

- Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.

- Расскажите о правилах поведения в природе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Пищевые цепочки в лесу"

Тема: "Пищевые цепочки в лесу"Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "Лес".Задачи: формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса        ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".

Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...

Конспект занятия в подтотовительной группе на тему "Цепочки в лесу".

Данное занятие направлено на формирование знаний у детей о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества...

Конспект занятия по экологии на тему "Пищевые цепочки в лесу"

Конспект содержит материалы по закреплению материалов о взаимодействии растений, насекомых, птиц и животных в экосистеме "Лес". Здесь находятся задания по определению пищевых цепочек в лесу,...

Конспект занятия по экологии №18 в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Пищевые цепочки в лесу»...

Конспект занятия на тему: "Цепочки в лесу"

Конспект занятия по экологическому развитию в подготовительной к школе группе....