Конспект и презентация занятия в рамках проекта "Янтарь - солнечный камень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аверьянова Елена Николаевна
Смола времён, в себя вбирая, с коры текла…
И солнца жар застыл в ней, грея и играя…
О, удивительный янтарь !

Цель проекта: знакомство с декоративным камнем – янтарём.
Задачи проекта: 
- раскрыть тайну происхождения янтаря; узнать секреты его добычи; изучить свойства камня, проведя опыты; выяснить, где применяется янтарь;
- развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность;
- воспитывать уважение к родному краю, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Предполагаемый результат:
- дети узнают, что янтарь - это окаменевшая смола древних деревьев; как его добывают; где применяется камень;
- дети научатся осуществлять эксперименты, опыты; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.91 КБ
Файл zanyatie.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Янтарь - солнечный камень».
Старший дошкольный возраст.

Цель

Знакомство с янтарем и изделиями из него, формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира.

Задачи

- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;

- расширять знания детей о родном крае.

- продолжать развивать диалогическую речь;

- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

- воспитывать умение дружно работать в коллективе.

Оборудование и материалы 

Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, свечка, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, CD-диск с записями звуков моря.

Предварительная работа

Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря.  Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации.

Интеграция

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

 Приветствие. Психогимнастика «Передай улыбку соседу».

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае живете вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область.  Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему.

Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает) 

«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Хочу все знать». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашем музее камней есть этот солнечный камень, и прошу вас написать: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Почемучкин. Р. S. Посылку откроете, когда будете писать ответ. Это гостинец от моего дедушки».

Воспитатель: Что за солнечный камень? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.

 (Звучит шум морских волн).

Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью.

И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите!

(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

 Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарем.

Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.

Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают  редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.

 (Запись шума моря, показ презентации).

Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола  хвойных деревьев, которые росли  на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая  смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в  солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море.

 Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем  лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку.  Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.

Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный  Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.

Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают  красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.

Физкультминутка

 По песочку мы идем                  (дети идут с высоко поднятыми ногами)

 В нем янтарь сейчас найдем.    (наклоняются, как будто за янтарем)

Свой янтарик сохраним,            (прижимают к сердцу) 

В наш музей передадим.            (Вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

Один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.

(Воспитатель произносит волшебные слова, звучит музыка).

Вот мы и дома. Ребята, в нашем мини-музее есть целая экспозиция, посвященная янтарю. Пройдите к столам и посмотрите на экспонаты музея. Я предлагаю вам рассмотреть янтарь через лупу.

(Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлены лупы и кусочки янтаря для каждого ребенка).

(Дети изучают янтарь, описывают цвет, форму).

Воспитатель:  И так мы узнали, что янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты.

Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнёт плавиться, выделяя ароматные пары.

Янтарь в пресной воде тонет, а в солёной всплывает, потому что он  легче морской воды.

Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнёт притягивать к себе тонкую бумагу.

(Воспитатель вместе с детьми проводит опыты)

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Чем мы с вами занимались? Что нового узнали? Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.

Мы собирали янтарь.

Мы узнали, что такое янтарь.

 Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам дедушка Почемучкина. Здесь лежит записка. «В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита! Не болейте!»

(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо всем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Счастливое детство» Калининградская область, город Советск. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Янтарь - солнечный камень». Старший дошкольный возраст. воспитатель: Аверьянова Елена Николаевна

Слайд 2

Цель Знакомство с янтарем и изделиями из него, формирование эстетического восприятия красоты окружающего мира. Задачи - познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря; - расширять знания детей о родном крае. - продолжать развивать диалогическую речь; - развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы. - воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области. - воспитывать умение дружно работать в коллективе. Оборудование и материалы Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, свечка, кусочки шерстяной ткани. Технические средства (ноутбук), презентация «Камень, рожденный деревом», посылка, CD -диск с записями звуков моря. Предварительная работа Чтение книг, рассматривание иллюстраций о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», создание презентации «Камень, рожденный деревом». Подбор музыки и звуков природы к презентации. Интеграция «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Слайд 3

Приветствие. Психогимнастика «Улыбнись соседу» Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живет. То куда-то вдруг уйдет, То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)

Слайд 4

Работа с картой Калининградской области «Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина».

Слайд 5

Получение посылки от Почемучкина «Почемучкин в своем письме просит рассказать о солнечном камне».

Слайд 6

Волшебное путешествие «Перенеслись на берег Балтийского моря, где каждый найдет свой янтарик».

Слайд 7

Просмотр презентации «Камень, рожденный деревом» «Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне».

Слайд 8

Физминутка По песочку мы идем В нем янтарь сейчас найдем . Свой янтарик сохраним, В наш музей передадим.

Слайд 9

Работа в мини-музее «Экспонаты» музея дети рассматривают через лупу, изучают янтарь, описывают цвет, форму.

Слайд 10

Опыт с огнем Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнёт плавиться, выделяя ароматные пары.

Слайд 11

Опыт с водой Янтарь в пресной воде тонет, а в соленой – всплывает, потому что он легче морской воды.

Слайд 12

Опыт с шерстяной тканью Если потереть янтарь о кусок шерстяной ткани, то он начнёт притягивать к себе тонкую бумагу.

Слайд 13

Итоговая беседа Дети рассказывают о том, что нового они узнали.

Слайд 14

Сюрпризный момент «В этой ягоде содержится янтарная кислота»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация занятия по Лего-конструированию «Прогулка по городу".

Закрепить представления детей о зданиях и сооружениях улиц, о достопримечательностях родного города.  Что за чудо из чудес?У меня конструктор есть.Говорят, что помогает,И меня он развивает.В...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках проекта «Все профессии важны, все профессии нужны» для детей подготовительной группы с ТНР с фотоотчётом и презентацией

Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:- Активизировать словарь детей о профессиях и инструментах.-Продолжать учить детей строить распростр...

Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...

Конспект итогового открытого занятия в рамках месячника педагогического мастерства "Краеведение" по проектной деятельности

Цель: закреплять у детей знания о зданиях и архитектуре села, его истории, природе родного края....

Конспект открытого просмотра занятия в рамках допобразования " По следам любимых сказок".

Для педагогов представлен конспект занятия в младшей группе в рамках кружковой работы по театрализованной деятельности. Занятие можно провести как досуг или развлечение. Оно поможет творчески раскрыть...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в рамках реализации программы "Приключения будущих первоклассников"

Технологиия личностно-ориентированного обучения. Предоставление воспитанникам разноуровневых заданий объединеных общим сюжетом и тематикой....