Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проблема проекта:

• Как можно увидеть воздух?

Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность и алгоритм организации этой деятельности.

Задачи:

·                     Развитие творческих способностей         ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.

·                     Развитие поисковой деятельности ребенка:

- способности к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей, путем создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями.

·                     Систематизация знаний о свойствах воздуха;

·                     Совершенствование уровня накопленных практических навыков в процессе экспериментирования с объектами неживой природы;

·                     Активизировать речь ребенка;

·                     Учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_-_kopiya2.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - исследовательский проект  по

естественно — научному направлению для детей

 старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"

Проблема проекта:

• Как можно увидеть воздух?

Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность и алгоритм организации этой деятельности. 

Задачи:

  • Развитие творческих способностей         ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом.
  • Развитие поисковой деятельности ребенка:

- способности к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

- умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей, путем создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями.

  • Систематизация знаний о свойствах воздуха;
  • Совершенствование уровня накопленных практических навыков в процессе экспериментирования с объектами неживой природы;
  • Активизировать речь ребенка;
  • Учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем.

Тип проекта: краткосрочный.

Назначение проекта

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами.

   Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребенку элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать «ситуацию успеха», оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Идея проекта: развивать познавательную активность, применяя полученные знания в повседневной жизни.

Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.

Предварительная работа:

  1. Свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями.
  2. Знакомство с понятиями: воздух прозрачный, невидимый, легкий
  3. Знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников.
  4. Использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;

– рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
– наблюдение за предметами, планирование эксперимента;

Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию.

Этапы работы над проектом:

1 этап –подготовительный (одна неделя)

А) Постановка проблемы:

На первом этапе реализации проекта, поисково-аналитическом или подготовительном, исходя из интересов детей, проводилось анкетирование родителей, обсуждение целей, задач проекта с родителями, создание условий необходимых для реализации проекта. Затем обозначили проблему: где найти воздух? Что хотели бы узнать о нем?

Б) Сбор копилки информации по теме:

Как и из каких источников мы можем получить информацию о воздухе?

В) Составление картотеки ( систематизация материала)

Применение воздуха.

2 этап – основной (3 недели)

А) Составление модели обобщенных знаний

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:
– беседы (где найти воздух; свойства воздуха;  как работают предметы; что умеет воздух), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты (воздух  в природе)
– игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.); 
– экспериментально-исследовательская деятельность «Как увидеть воздух?»

– проявление действий воздухе в природе 
– тематические занятия: «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка);

Часть проекта была реализована в совместной деятельности детей с родителями. Были изготовлены объемные макеты «Ветряной мельницы», «Воздушного змея».

Б) Создание продукта

Поэтапное решение проблемной ситуации:

  1. Где найти воздух;
    – Как работают вещи, благодаря воздуху;
    – Что умеет воздух.
    2. Обсуждение результатов экспериментирования.
    3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы
    4. Практическая деятельность, направленная на получение результата
    5. Итоги работы. Разрешение проблемы.


6. Определение новых проблем.

3 этап. Подготовка к презентации.

Активизировали языковой материал, побуждали интерес к проблеме  как и где обнаружить воздух с помощью экспериментирования.

4 этап (одна неделя). Презентация результатов исследовательской деятельности.

1. Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом

3. Презентация «Воздух невидимка».

4. Опыты и эксперименты с воздухом.

А) Постановка новой цели, проблемы.

5 этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению со свойствами воздуха:

– создание библиотеки по проблеме;
– подбор видеоматериала о свойствах, применении воздуха;
– оформление экспериментальной книги
2. Показатели уровня овладения ребенком экспериментальной деятельности стало на 50% выше. Для ребенка был важен не столько результат, сколько процесс работы в ходе экспериментирования. А для нас, как педагогов, важно не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. 
3. Участие родителей ребенка в реализации проекта изменилось на 35%.
4. Создание системы работы по ознакомлению детей со свойствами воздуха, его использования в природе, в быту.

  • Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: ребенок, родители, педагоги.
  • Оценка заинтересованности ребенка, его успешности в данном деле отслеживалось через наблюдение и анализ детской деятельности, опыты, непрерывная образовательная деятельность, беседы.
  • Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей ребенка происходило через индивидуальную работу.
  • Оценка деятельности педагогов отслеживалась по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.

Оборудование и материалы:

 Мыльные пузыри, мешки полиэтиленовые, стаканчики, соломинки, сахар-рафинад, губка. 
Познавательная литература, картины и иллюстрации, видеоматериалы, фотоаппарат, материалы для продуктивной деятельности, компьютер.

Автор: воспитатель МБДОУ д\с №3 «Рябинка» г. Инза Разумовская О.А.

    Здравствуйте, меня зовут Шперлак Александр, мне 6 лет. Я хожу в детский сад № 3 «Рябинка» города Инза.

     К нам в детский сад приезжали клоуны и показывали развлекательное шоу с мыльными пузырями. После представления мне захотелось понять, как же они смогли сделать такие  большие пузыри? Что у них внутри и как они образуются?  Я спросил у Ольги  Александровны, она объяснила, что мыльный пузырь – это тонкая плёнка мыльной воды, наполненная воздухом. Мы выдуваем воздух, и получается пузырь.

    Мне стало интересно, как и где  еще можно увидеть воздух? Я решил узнать все о воздухе поподробнее. С этим вопросом я обратился к  своей семье. Папа говорит, что воздух можно увидеть в шинах автомобиля,  для того чтобы машины перевозили груз и людей. Мама говорит, что воздух находится в воздушных шариках. Моя бабушка - ответила, что толстый слой воздуха находится вокруг Земли. Эта оболочка называется – атмосфера, в этой воздушной среде живем мы- люди, многие животные и растения.

   А я выбрал свой ответ и думаю он правильный: воздух находиться везде вокруг нас. Если  не будет воздуха, то все живое  может погибнуть.

С Ольгой  Александровной у нас была экскурсия в библиотеку. Из книг и журналов мы получали информацию о воздухе, а  так же смотрели познавательные мультфильмы.

 Так и началось наше исследование воздуха.

Для начала Ольга Александровна предложила выяснить, есть ли в нашей группе воздух, ведь мы его не видим, не можем почувствовать руками. Чтобы это выяснить мы положили одну ладошку на грудь и почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас.

Если воздух не видим, мы его не можем потрогать руками, можем ли мы его поймать? Для этого эксперимента нам потребовался полиэтиленовый пакет. Пакет был тоненький. Мы набрали в него воздух и закрутили. Пакет наполнился воздухом, и стал похож на подушку. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Как вы думаете, внутри человека воздух есть? И это мы проверили. Взяли стаканы с водой и соломинки для коктейля. Мы выдували воздух через соломинку в воду. В стакане появились пузырьки воздуха. Это выходил воздух из  лёгких. Потом мы попробовали не дышать, закрыли нос и рот, но у нас ничего не получилось. Мы поняли – без воздуха жить нельзя.

А если мы подуем через соломинку на ладошку, то ощутим легкий ветерок. Воздух движется. 

Ольга Александровна показала и рассказала нам, что воздух может помогать людям. Например: воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается и молит муку. С помощью воздуха переносятся семена.  Значит воздух можно почувствовать. Движение воздуха называется ветром.

А есть ли в воздух в предметах? Чтоб доказать мы провели следующие эксперименты. Взяли обыкновенную губку, и опустили ее в воду, чуть надавили на неё, в воде появились пузырьки. Тоже самое проделали и с сахаром-рафинадом. Через некоторое время тоже появились пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Ольга Александровна показала нам, что воздух работает в электро бытовых предметах: как пылесос, фен, насос, вентилятор.

А теперь я представляю вашему вниманию результат исследования на тему «Воздух невидимка».

По итогам экспериментов сделали следующие выводы и зарисовали на альбомных листах:

1.Воздух не видим и не имеет цвета.

2. Воздух не имеет своей формы, его нельзя потрогать.

3. Воздух есть внутри нас, он жизненно необходим – мы дышим воздухом!

4. Воздух движется, и мы можем его почувствовать.

5. Воздух находится в различных предметах.

 Теперь я знаю, что воздух – это хитрый невидимка, который всегда есть там, где кажется, что его нет.

Мы любим в детском саду играть с воздушными шарами, и мыльными пузырями, на свежем воздухе играем в подвижные игры.

На этом мои исследования воздуха-невидимки не заканчиваются. У меня еще много вопросов, например, «Есть ли вес у воздуха?» или  «Почему не тонет подводная лодка?». А для того чтоб узнать, я буду находить ответы в энциклопедиях, познавательных фильмах, и в интернете. А  мои презентации  в будущем  представлю в школе на уроках окружающего мира в разделе «Воздух».

                                   Спасибо за внимание.

Литература:

  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  • Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  • Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
  • Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  • Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
  •  Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  • Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  • Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
  • Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  •  Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  • Веракса, Н.Е, Галимов, О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012- 80 ст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста в формировании целостной картины мира

Эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Важнейшими задачами воспитания ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».

Конспект образовательной деятельности по  познавательному развитию для детей  старшего  дошкольного возраста по теме: «Воздух - невидимка».Цель: развивать познавательные способности дет...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

«Фитбол - гимнастика» ПРОГРАММА дополнительного образования естественно - научной направленности для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возраст...