Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тельнова Нина Владимировна

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazychok-_pomoshchnik.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Язычок - помощник».

Цель: Расширять представление детей об органе чувств – языке, о его назначении путём экспериментирования.

Задачи:

- Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкусов продуктов.

- Формировать умение определять вкусовые зоны языка, вкусовые ощущения.

- Развивать познавательную активность.

- Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.

- Расширять и активизировать словарный запас словами: опыт, грейпфрут, горчица, смайлик, вкусовые сосочки, основание языка.

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

- Формировать умение согласовывать движения с текстом.

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Демонстрационный материал:

- Игрушка Незнайка.

- Схематическое изображение языка с вкусовыми зонами.

- Зеркало.

Раздаточный материал:

- Зеркала.

- Набор продуктов питания: дольки мандарина и грейпфрута, кусочки лимона и солёного огурца, сахар.

- Тарелки под продукты.

- Ватные палочки по количеству детей.

- Стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.

- Несколько блюдец с сахаром.

- Несколько блюдец с лимонным соком.

- Несколько блюдец с солью.

- Несколько блюдец с горчицей.

- Весёлые и грустные смайлики по количеству детей.

Ход ООД:  

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка.

Незнайка:  Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку:

Всегда во рту,

А не проглотишь.  

Дети: Язык.

Незнайка: Верно. А зачем он нужен? Уши нужны чтобы слушать, глаза - чтобы видеть, а язык зачем? Скажите мне, я не знаю…

Воспитатель:  Ребята, давайте поможем Незнайке выяснить, для чего нужен язык и почему его называют нашим помощником. Возьмите зеркала, с ними вам сейчас будет легче  работать. Проведём такой опыт: прижмите язык к низу рта и попробуйте поговорить без его помощи.

Дети, смотрясь в зеркало, прижимают язык к низу рта и пробуют произнести какое - нибудь слово.

Воспитатель: Произнесите звук «л» и звук «ж».        

Дети произносят звуки и определяют положение языка.

Воспитатель: Где находиться язычок, когда мы произносим звук «л»?

Дети: Между зубов.

Воспитатель: А когда звук «ж»?

Дети: Внизу рта.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Для чего нам нужен язычок?

Дети: Чтобы мы могли говорить.

Воспитатель: Да, язык нужен  для того, чтобы мы могли говорить.

Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт - узнаем, для чего ещё нам нужен язык. Вам нужно узнать с закрытыми глазами, что вы съели.

Дети закрывают глаза, воспитатель по очереди даёт им попробовать дольки мандарина.

Воспитатель: Что это?

Дети: Мандарин.

Воспитатель: Правильно. Открывайте глаза. Мандарин был теплый или холодный?

Дети: Тёплый.

Воспитатель:  Ребята, что мы выяснили: с помощью языка мы определяем теплоту продукта.  А ещё язык помогает переворачивать  кусочки пищи при жевании.

Воспитатель:  Давайте немножко отдохнём.

Дети встают в круг.

Физкультминутка: « Веселый язычок».

(Скачут как лошадки по кругу):

На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
Цок – цок – цок, мой язычок,
      (цокают язычком)
Скачет - скачет мой дружок.

Язычок мы свой не прячем,
Как лошадка ловко скачем.    

(Руками изображают колокольчик):

На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
Дин – дон - дон, дин – дон - дон,-  
(произносят вместе с воспитателем)

Язычок мой говорит.
Язычок мой говорит,
Колокольчиком звенит.

(Поднимают руки вверх, качают ими влево - вправо):

На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
У-у-у, у-у-у.                   
(произносят «у-у-у»)                 
Язычок мой не горюет,
Он, как ветер, дует, дует.

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Продолжим наши опыты. Мы знаем, что язык помогает нам говорить, определять теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании, а в чём ещё он нам помогает? (Ответы детей).

Воспитатель: Язык помогает нам определить вкус продуктов. Вот мы сейчас с вами этим и займёмся - будем определять вкус разных продуктов.

Воспитатель по очереди раздаёт детям на пробу кусочки лимона, солёного огурца, сахара и грейпфрута. Вкус каждого продукта выясняется.

Воспитатель: Что это вы попробовали?

Дети: Лимон.

Воспитатель: Какой он на вкус?

Дети: Кислый.

Воспитатель: А это что вы попробовали?

Дети: Сахар.

Воспитатель: Какой он на вкус?

Дети: Сладкий.

Воспитатель: А это что?

Дети: Огурец.

Воспитатель: Какой он на вкус?

Дети: Солёный.

Воспитатель: А это, кто знает, что вы попробовали? (Ответы детей).

Воспитатель: Это грейпфрут. Он какой по вкусу?

Дети: Горький.

Воспитатель:  Молодцы. А кто - нибудь знает, что помогает язычку определять вкус? (Ответы детей).

Воспитатель:  Язык определяет вкус, а помогают ему в этом вкусовые сосочки, которых очень много на язычке.

Воспитатель открывает схематическое изображение языка.

Воспитатель:  Давайте, проведем еще один опыт. Возьмите ватную палочку, смочите её в воде, затем обмакните в блюдце с сахаром и приложите палочку поочередно к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.

Воспитатель демонстрирует эксперимент, дети повторяют за ним.

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, где живут «сладкие сосочки»?

Дети: На кончике языка.

Воспитатель: Правильно.  (Показывается на схеме расположение «сладких сосочков»).

Теперь возьмём другую ватную палочку. Обмакнём её в лимонный сок и опять приложим к тем же местам: к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.

Воспитатель подсказывает, где находится лимонный сок, дети выполняют задание.

Воспитатель: Скажите, где живут «кислые сосочки»?

Дети: Сбоку, ближе к кончику языка.

Воспитатель: На боковых частях языка, ближе к кончику языка. (Показывается на схеме расположение «кислых сосочков»).

Возьмите следующую ватную палочку, обмакните её в воду, а потом в соль. Приложите ватную палочку к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.

Воспитатель подсказывает, где находится соль, дети выполняют задание.

Воспитатель: Где живут «соленые сосочки»?

Дети: Сбоку, ближе к основанию языка.

Воспитатель: На боковых частях языка, ближе к основанию языка. (Показывается на схеме расположение «солёных сосочков»).

Возьмите последнюю ватную палочку, обмакните её в горчицу. Приложите ватную палочку к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.

Воспитатель подсказывает, где находится горчица, дети выполняют задание.

Воспитатель: Где живут «горькие сосочки»?

Дети: У основания языка.

Воспитатель: Правильно, у основания языка. (Показывается на схеме расположение «горьких сосочков»).

Рефлексия:

Воспитатель: Скажи, Незнайка, понял ты теперь, для чего нужен язык и почему его называют помощником?

Незнайка: Понял.

Воспитатель: А вы, ребята, поняли?

Дети: Да.

Воспитатель: И для чего же нужен язык? (Ответы детей).

Воспитатель: Язык нужен для того, чтобы мы могли говорить, с помощью языка мы определяем вкус и теплоту продукта. А ещё язык помогает переворачивать кусочки пищи при жевании.

Воспитатель: У вас на столах лежат два смайлика – весёлый и грустный. Если вам понравилось занятие, выберите весёлый смайлик, а если не понравилось, грустный.

Дети выбирают смайлики.

Воспитатель: Объясните свой выбор.

Воспитатель узнаёт у детей, почему они выбрали соответствующий смайлик.

Воспитатель: Видишь, Незнайка, как много нового мы сегодня узнали.

Незнайка: Да, спасибо, что помогли мне узнать, зачем нужен язык. Я теперь всегда к вам буду приходить, если что- то не пойму. До свидания, ребята! До новых встреч!

Воспитатель: До свидания, Незнайка! Незнайка ушёл и вы, ребята, свободны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии "В стране Вообразилии"

Интегрированное занятие с педагогом-психологом для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с элементами арт-терапии....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

Конспект по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

Цель: создать условия для открытия новых знаний в исследовательской деятельности. ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательная область: «Познание» Тема: «Помощники человека»

Формировать представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром. Воспитывать желание беречь свое здоровье, умение ухаживать за своим телом....