проект "Природа нашего края"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гулиева Надежда Алексеевна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека.  В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно  относится к растениям  и животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_nashego_kraya.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Природа нашего края

Аннотация проекта:

Проект «Природа нашего края» направлен на  детей среднего возраста,  краткосрочный реализуют воспитатели средней группы.  Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека.  В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно  относится к растениям  и животным.

Актуальность проекта:  

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.Проект  направлен на развитие познавательной активности детей, представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе, о жизни животных и птиц. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно, и с помощью родителей воспитателей искать информацию, проводить практическую работу и делать соответствующие выводы.

Обоснование необходимости проекта:

По результатам  опроса и рисуночного теста выявилась проблема:

наши дети экологически  не воспитаны, т.е не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Тип проекта:Познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта: 1 неделя

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.

Задачи:

1.Образовательные:

-Систематизировать знания об окружающем мире.

-Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края.

- Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

2.Воспитательные:

-Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

3. Развивающие:

-Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

-Развивать художественное творчество.

Интеграция:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Партнеры проекта:

Берёзовский краеведческий музей

Ожидаемые результаты проекта:

-Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.

-Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

-Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

-Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

-Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Продукт проекта:

1.Выставка рисунков «Природа нашего края»

2.Настольная игра

3. Альбом «Природа нашего края»

4. Альбом «Ознакомление с природой в детском саду»

5. Картотека дидактических игр

Методы реализации проекта

Наглядные  (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, просмотр презентаций)

Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорного материала )

Практические (экологические игры, опыты, труд в природе)

Ресурсы проекта:

- информационные

      музей

-материально- технические

       огород на окне

       наглядный  и демонстрационный материал

       презентации

       картинки

       библиотека книг в группе

 - кадровые

        воспитатели

        дети

        родители

        музыкальный руководитель

-технические

       компьютер

       принтер

       фотоаппарат

       интернет

План реализации  проекта

1 этап – подготовительный

Мероприятия

Цель

Результат

Ответственные

1

 Субъективный опыт детей:

«Что мы знаем о природе?»,

«Что вы хотите узнать о природе?»,

«Где мы можем найти информацию?»

Уточнить объем знаний детей о природе весной

У детей недостаточно полные знания о жизни диких животных, птицах,  деревьях, весенних явлений природы

Воспитатели

2

Диагностика

по

рисункам детей

Уточнить объем знаний детей о природе

Начало проекта:

Низкий-80%

Средний-15%

Высокий-5%

В конце проекта

Низкий-18%

Средний-50%

Высокий-32%

воспитатели

3

 Разработка проекта  

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы

Воспитатели

4

Родительское собрание

Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью.

Определение объема помощи родителями по теме  проекта. Анкетирование.

Воспитатели

2этап – основной

1.

 ООД: Познавательное развитие

1. «Дикие животные весной»

2. Беседа по теме: «Что такое природа?»

3. Речевое развитие:

«Природа нашего края»

4.Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация «Животные»

Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенности внешнего вида и образа жизни.

Сформировать понятие природа и не природа, живая и неживая.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать речь детей. Формировать представления о взаимосвязях в природе.

Учить отрывать небольшие куски цветной бумаги. Аккуратно наклеивать на образец. Развивать быстроту, ловкость движений

Слушают, задают вопросы

У детей формируется понимание того, что обитатели природы живые существа о них нужно заботиться; радоваться красоте природе

Знакомство с информацией.

Отгадывание загадок.

Загадки о животных.

Подвижная игра «Рыжая лисичка»

Воспитатели

дети

Воспитатели

дети

3

Настольная игра:  «Дорога на лесной праздник»

Вызвать интерес к игре, развивать познавательный интерес, учить детей доброте, бережному отношению к природе

Называют деревья, знают правила поведения в лесу

Родители

Дети

воспитатели

4

Экскурсия в краеведческий музей

Познакомить детей с разными видами животных

обитающих в нашем крае

Детям очень понравилось

Воспитатели дети

родители

5

Опытно – экспериментальная деятельность

1. Посадка лука

2. Сравнить веточки елки и березы с листочками

3. Рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о природе

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, учить создавать ситуацию опыта.

Учить узнавать и различать деревья

хвойные и лиственные

Обогатить представления об окружающем мире, к природе. Способствовать развитию познавательного интереса                

Освоение нового знания, дети устанавливают причинно-следственные связи.

Сравнение внешнего вида веточек и найти отличия

Сформированы правила поведения в лесу

Научились использовать журналы, энциклопедии для пополнения собственных знаний о природе.

Воспитатели, дети

 дети, воспитатели

Воспитатели, дети.

3 этап – заключительный.

1.

2.

Родительское собрание экологическая викторина «Счастливый случай»

Театральное представление

«Как медвежонок счастье искал»

1.Повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

2.Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

3.Содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада

Продолжать развивать интерес

к

природе

Анализ анкет,

Обобщение уровня экологических знаний

Сформированы представления о празднике Исполнение стихов, пословиц, народных игр про природу

Воспитатели, родители

Воспитатели

Дети

Родители

Муз рук-ль

3.

Подвести итог проекта

Обработка и оформление материалов проекта

Презентация проекта перед родителями и воспитанниками

Воспитатели

Подведение итогов.

В заключении хотим  сказать, что работая над проектом

У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они стали  ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.

С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

 Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

         Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

    Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

    В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

 Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Литература

1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.

2.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.-96с.

3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.-240с.

4.Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.-140с.

5. Кобзева, Т.Г, Холодова, И.А, Александрова, Г.С. –Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.-330с.

6.Николаева С.Н Экологическое воспитание в детском саду. Юный эколог.

Программа экологического воспитания в детском саду.

Москва-синтез 2010. - 112 с.

Статьи из журналов

1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2.Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

Экологические игры

1.Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

2. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

3.Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"

Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...