Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме:
    Конспект занятия по проведению экскурсии в старшей группе «Весенняя поляна здоровья»

    Антонова  Надежда Николаевна

    Экскурсия в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx26.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по проведению экскурсии в старшей группе      «Весенняя поляна здоровья»
    Задачи.
     Образовательные
    : продолжать формировать у детей представление о том, что поляна  – это сообщество лекарственных  растений;
    обогащать словарный запас детей названиями  лекарственными растений, формировать диалогическую речь.
    Познакомить с лекарственными растениями родного края;
    на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране;
    разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
    Развивающие: развивать умение замечать и правильно называть лекарственное растения;
    познакомить с особенностями мать-и-мачехи, подорожника, крапивы, одуванчика;
    уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе.
    Рассказать детям, что на поляне среди травы живут насекомые.
    Воспитательные: воспитывать осознанное, бережное отношение к лекарственным травам, формировать умение правильно вести себя на «Поляне  здоровья», эстетическое восприятие природы.
    Предварительная работа. Беседа о лекарственных растениях и их значении в восстановлении здоровья;
    рассматривание иллюстраций на тему «Лекарственные растения», «Насекомые».
    Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
    Загадывание загадок о лекарственных травах  и насекомых.
    Ход экскурсии.
    Воспитатель.
    - Ребята, посмотрите
     на экран и определите, какое сейчас время года.
    Дети
    . Весна.
    Воспитатель. Правильно, весна. По каким приметам вы это определили?
    Дети. Птицы прилетели  из тёплых краёв и проснулись  насекомые,  солнышко  ярко светит, тает снег и текут ручьи; появились проталинки.
    Яркое  голубое  небо, светит солнышко.
    Воспитатель. Молодцы! Весна – красна на земле хозяйничает!          
    Сегодня на улице прекрасная погода и я предлагаю вам отправиться на экскурсию
    . Послушайте загадку и отгадайте,  куда мы пойдём:
    Есть в лесу такое место,
    Где растут трава, цветы,
    Земляника  на варенье,
    Где побегать любишь ты.
     Воспитатель. Что это такое?
    Дети. Поляна. 
    Воспитатель. Так куда мы пойдём?
    Дети. На полянку.
    Воспитатель. Правильно. Мы пойдём на весеннюю полянку, там, где растут лекарственные травы, поют птицы, прыгают кузнечики и другие насекомые.
    Становитесь друг за другом. 
    Быстрые  ножки, быстрые ножки
    Побежали  по дорожке
    Топ-топ, прыг - скок.
    Воспитатель. Вот мы и на поляне. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво!
    От яркого  солнца земля оттаяла, много луж,  журчат ручьи, громко щебечут птицы – вестники весны, много влаги.
    Весна вступила в свои права.
    А победить  зиму весне помогло ….Как вы думаете, что помогло?
    Дети. Солнышко! Потому что весной солнышко светит ярче и пригревает сильнее.
    Воспитатель. Правильно!
    Игра с солнышком.
    Солнышко, солнышко,
    Ярче свети!
    (Потянуться руками вверх, встать на носки.)
    Яркие лучики
    К нам протяни.
    (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
    Ручки мы вложим в ладошки твои,
    (Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.)
    Нас покружи, оторвав от земли.
    (Покружиться парами.)
    Вместе с тобой на полянку пришли .
    (Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руку).
    Воспитатель.
    А что вам нравится на поляне?
    Дети. Много цветов и травы.
    Воспитатель. Да, нас окружает много лекарственных растений и первоцветов. Одни весенние растения цветут, а другие ещё только показались  из – под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свёрнутыми листьями, другие согнутым стебельком. И много силы в этих ростках. Каждый день расцветают новые цветы.
    Воспитатель. А на что похожа поляна?
    Дети. На ковёр, на скатерть, на платок.
    Воспитатель. Ребята, какого цвета поляна?
    Дети. Жёлтого, зелёного.
    Воспитатель. Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
    Дети. О золотом луге.
    Воспитатель. А почему он так называется?
    Дети. На нём росло много жёлтых одуванчиков.
    Воспитатель. На что похож одуванчик?
    Дети. Одуванчик похож на золотой шар.
    Воспитатель. Давайте найдём одуванчик среди растений нашей поляны и поздороваемся с ним. (Дети находят одуванчики и рассматривают его).
    Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он.
    Одуванчик  - лекарственное растение. В нем большая кладовая витаминов.
    Их употребление быстро восстанавливают силы человека.
    Листья одуванчика собраны в разетку и растут всё лето. Из листьев  молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье.  Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они  начинают  зеленеть весной на солнечном пригреве.
    А чуть позже зажигаются в траве жёлтые «фонарики»
    Послушайте стихотворение «Одуванчик»
    Уронило солнце лучик золотой.
    Вырос одуванчик первый, молодой.
    У него чудесный золотистый цвет,
    От большого солнца маленький привет.

    Воспитатель. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.
    Золотой и молодой
    За неделю стал седой,
    Спрячу – ка в карманчик
    Бывший  одуванчик.
    Игра «Одуванчик»
    Дети делятся на две команды и строятся друг за другом.
    Каждый участник держит какую- нибудь часть цветка: сердцевину, стебелёк, лепестки.
    На расстоянии 5-6м от команд кладут обруч. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и выкладывают в нём из деталей одуванчик.
    Побеждает команда, собравшая одуванчик первой.
    Воспитатель. Сегодня ярко светит солнышко, оно вас  встретило на поляне  и предлагает  ещё поиграть с ним.
    Пальчиковая игра «Ах! Уж ясно солнышко»
    Ах! Уж ясно солнышко (разводят руки в стороны)
    Припекло, припекло (руки поднимают вверх)
    И повсюду золото (постепенно опускают руки вниз, сжимая и разжимая кулаки)
    Разлило, разлило.
    Ручейки на улице (ладонями изображают волнообразные движения)
    Всё журчат, всё журчат.
    Журавли курлыкают (ладони подносят ко рту, изображая игру на дудочке)
    И летят, летят (руки в стороны – вверх – вниз).
    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку  о каком растении, которое растёт на поляне   пойдёт речь?
    Загадка. Растёт зелёный кустик,
    Дотронешься – укусит,
    Не огонь , а жжётся.
    Дети. Крапива.
    Воспитатель. Найдите на поляне крапиву.
    Дети находят и рассматривают.
    Воспитатель. В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди готовили щи из крапивы в трудные годы войны.
    Воспитатель. Какие ещё вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «зелёной аптекой» Почему? (Ответы детей.) Верно! Такие лекарства помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные.
    Сегодня мы познакомимся так –же с мать-и-мачеха, это растение помогает нам на прогулке.
    У этого растения два лица: весеннее и летнее. «Весеннее лицо» - жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Её озорные жёлтые огоньки словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет – зазеленеют луга, леса. Эти жёлтые огоньки называют цветками, в каждом – множество крошечных цветочков, собранных вместе.
    Давайте его найдём и рассмотрим.
    Листья крупные, круглые.
    Приложите к щёчке  лист гладкой стороной.
    Что вы почувствуете?
    Дети. Прохлада.
    Воспитатель. А теперь приложите шероховатой стороной.
    А что вы почувствовали сейчас?
    Дети. Тепло.
    Воспитатель. Почему растение так названо? Как вы думаете?
    Дети. Мать – теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха – холодная, гладкая его сторона. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.
    Воспитатель. Какие ещё растения растут на поляне?
    Отгадайте загадку. Скромный , невзрачный цветок
    Вдоль дорожек он растёт.
    Только вовсе не цветёт.
    Многим из нас невдомёк,
    Что отыскалось лекарство
    Кровь остановить им можно.
    Что за травка? –
    Дети. Подорожник. Почему он так называется?
    Дети. Его можно встретить вдоль дороги.
    Воспитатель. Верно! Кто знает,  в каких случаях нам поможет это замечательное растение. (Ответ детей) Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт.
    Игра «Знатоки»
    Поочередно показываю лекарственное растение. Дети должны назвать ту часть растения (корень, лист, плод, цветок), которая используется в лечебных целях.
    Например: подорожник – лист, ромашка – цветок и т.д.
    Игру можно усложнить  вопросами:  От каких болезней  помогает? Где растёт?

    Воспитатель. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
    Дети. Бережно и осторожно.
    Воспитатель. Давайте запомним правила сбора лекарственных растений.
    1. Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
    2. Срезать или собирать необходимо только ту часть, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
    3. Сбор следует производить только в определённое время.
    4. Незнакомые растения собирать не следует.
    5. Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых, а тем более брать  в рот красивые ягодки.
    Воспитатель. Ребята, на поляне нельзя шуметь, нельзя рвать много цветов, ловить насекомых…Почему? (Ответы детей.)
    А вот  смотрите : шмель приземлился на жёлтый глазок мать – и – мачехи. Для чего? (ответ детей)
    Воспитатель. Правильно, чтобы собрать нектар. В цветках мать – и- мачехи для пчёл и шмелей накрыт прекрасный стол, причём в то время, когда других цветущих растений ещё нет. Обратите внимание на окраску цветов. Какая она? (Ответы детей.) А для чего такая яркость?
    Дети. Чтобы привлечь внимание насекомых.
    Воспитатель. Шмели и пчёлки помогают первоцветам размножаться.
    Каким образом?
    Дети. Опылением. Они разносят пыльцу на своих лапах.
    Послушайте загадку.
    На поляне, возле ёлок,
    Дом построен из иголок.
    За травой не виден он,
    А жильцов в нём миллион.
    Дети. Муравейник.
    Воспитатель. Всем известно, что муравей – санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит, лес здоровый.  Муравейники нельзя разорять, нельзя совать в них палки, нельзя давить муравьёв. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом – кто соломинку тащит, которая больше муравья в несколько раз, а кто с жуком дерётся, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему муравейники следует охранять.
    Воспитатель. Посмотрите, каких насекомых вы ещё видите? (Ответ детей.).
    Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз, как красива наша поляна весной. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда.
    Вы – настоящие друзья природы.
    Я хочу вам напомнить, что
    Природа нам щедро дарит красоту. А красоту надо любить и ценить. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придём в детский сад, нарисуем весеннюю поляну. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на поляне.
    Скажем поляне:
    «До свидания, до новых встреч!»
    Работа после экскурсии. Обобщить знания, полученные после экскурсии, через беседу, чтение рассказов о лекарственных растений, проведение викторины «На лесной поляне». Из рисунков сделать панораму.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе: "Весеннее дерево".

    Цели: продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием нетрадиционных методов рисования, Познакомить с методом рисования при помощи трубочки, развивать воображение.Материал:  альбомн...

    Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Весенние трели"

    Программное содержание: Формировать у дошкольников пред­ставления о птицах и птенцах. Познакомить с характерными особен­ностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц. Побуждать детей узнавать и ...

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Весенние цветы"

    Цель: Закрепление знаний у детей о весенних цветах, развивать коммуникативные навыки, воспитывать любовь к природе.Задачи: 1. Расширять словарь детей через речевые игры.2. Развитие связной речи: ...

    Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе. «Весеннее дерево»

    Цель:  Продолжать закреплять умение  выполнять работу в нетрадиционных техниках.Художественное творчество:Ø Закрепить умения детей рисовать  в нетрадиционной технике рисования « кл...

    Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Весенние цветы»

    Цель занятия:  познакомить детей с рисованием нитками, развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге, способствовать возникновения интереса к экспериментированию, закреплять...

    Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе"Весеннее дерево"

    Конспект занятия в старшей группе по теме " нетрадиционные техники рисования" (кляксография+экспериментирование)" Весеннее дерево"Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу ...

    Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: «Весенние цветы – первоцветы».

    Задачи:• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;• Продолжать развивать связную речь;• Вызвать у детей положительные эмоции.• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живом...