Лепбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых
методическая разработка по окружающему миру по теме

Мехрякова Светлана Владимировна

Знакомство с лепбуком, его целями, видами и способами изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk1.doc42 КБ
Файл prezentatsiya2.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Лепбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых


Мехрякова Светлана Владимировна

Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия педагогического коллектива будут ненапрасными. Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Исходя из всего выше сказанного, «…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка…»

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, т. е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО Организация должна:

  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Сегодня я хочу познакомить Вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.  

Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Зачем нужен лэпбук?

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
  • Это просто интересно, в конце концов!

Я хочу сделать лэпбук. С чего мне начать?

Советую сначала сделать лэпбук по уже готовым шаблонам. Но если вы уже решили сделать свой собственный проект — начнем с темы. Тема может быть любая - книга, календарь, весна, великий праздник – День Победы и т. д. После того, как вы определились с темой, советую взять блокнот и ручку и быстренько набросать план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек.

Содержание лепбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лепбука, на мой взгляд, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лепбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лепбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка Выполнила: Мехрякова Светлана

Слайд 2

Интересной формой совместной работы детей и взрослых является создание лепбука . Дословно лепбук ( leptop ) – «наколенная книга». Это сравнительно новое средство обучения из американской педагогики и представляет собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме. Это даже не средство обучения, а особая форма организации учебного материала или своеобразная форма детской отчетности .

Слайд 3

Основа лепбука - папка или другая прочная основа (картон, половина ватмана, на которую наклеены маленькие книжечки - раскладушки, книжечки-гармошки, кармашки, в которые можно положить разрезные картинки, пазлы , раскраски, стихи, загадки, маленькие рассказики, ребусы и т. д.

Слайд 4

Чем стала привлекательной данная форма работы? Во-первых , лепбук помогает ребенку по своему желанию систематизировать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во-вторых , это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лепбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжечку, в создании которой он принимал участие. В -третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию (это относится к детям старшего дошкольного возраста) .

Слайд 5

В-четвертых, задания варьируются в зависимости от возраста детей: малышам - кармашки с карточками или фигурками животных; старшим детям - задания , которые подразумевающие умение читать или писать. И вообще, это просто интересно!

Слайд 6

Как создать Лепбук ? Технология знакома тем, кто учился еще в советской школе, когда не было соцсетей . В лепбуках что-то есть от девических тетрадей с анкетами и тайными кармашками, в которых прятали любимые стихи, слова песен и фото любимых артистов, различные выражения . Начинаем с выбора темы. Это может быть любая тема: летний отдых, домашние питомцы, увлечения детей, тема недели, литературные произведения, а так же частные, например -" Ворона", где собирается подробная информация , характеризующая эту птицу со всех сторон и т. д.

Слайд 7

После того, как мы выбрали тему, мы должны набросать план нашего лепбука , который поможет нам полностью раскрыть тему. Детские планы и планы взрослого могут отличаться кардинально, особенно у старших дошкольников -даже одну и ту же тему ребята раскроют каждый по-своему, но общий план они могут использовать. Например , план лепбука на тему " Осень": 1. Кармашек с осенними стихотворениями. 2. Кармашек с загадками. 3. Конверт с осенними листьями. 4. Корзинка с плодами осени. 5. Кармашек для новых слов. 6. " Календарь погоды".

Слайд 8

Следующий этап самый интересный -создание макета. Здесь нет границ для фантазии, формы могут быть любыми , от игр до развивающих заданий, размещенных в кармашках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разной формы , рисунках-загадках или просто рисунках.

Слайд 9

Данная форма работы помогает создать педагогам условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Также можно узнать в процессе наблюдения, что вызывает у детей большой интерес, какие задания. В процессе творчества ребенок становится не только создателем собственной книги, но и дизайнером, художником -иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений, конечно, все в соответствии с возрастом. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка .

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук- одна из форм совместной деятельности детей и взрослых.

Лепбук способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме.Помогает мне в организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематичес...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Лепбук- одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Сегодня хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению мето...

Консультация на тему: «Лепбук- одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лепбук интересен и полезен тем, что его делают ...