проект в средней группе детского сада "Волшебница-Вода"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Проект создан для того что бы расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_20152016.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «СОЛНЫШКО»

                         Воспитатель: Романова Е.Н.

П. Савинский

2016

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

средней  «А» группы

МБДОУ «Солнышко»

Проблема

Вода, какая она?

Цель

Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.

Причины

  1. Недостаточно знаний о свойствах воды.
  2. Недостаточно материала для проведения опытов.

Задачи

  1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
  2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
  3. Пополнить уголок материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.

Тема

 «Путешествие в царство воды».

Название проекта

           «Неизведанное рядом».

Тип проекта

Творческий, краткосрочный, межпредметный, групповой.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагога

  1. Изготовить картотеку опытов.
  2. Оформить фотоальбом «Наши открытия».
  3. Пополнить  уголок экспериментирования материалами.
  4. Разработать цикл занятий опытно – экспериментальной деятельности.
  5. Разработать цикл бесед.
  6. Изготовить картотеку художественного слова о воде.
  7. Разработать символы, обозначающие свойства и состояния воды.

Деятельность детей

  1. Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».
  2. Чтение стихов, отгадывание загадок, чтение рассказов о воде.
  3. Прослушивание аудиозаписей: «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», « Ручеек».
  4. Выставка детских работ «Чудо вода».
  5. Опыты с водой.

Деятельность родителей

  1. Проведение опытов дома: «Водяные превращения».
  2. Оформление фотоальбома «Я и вода».
  3. Рисование на тему: «Портрет воды».

Результат

Конспект открытого занятия: «Путешествие в царство воды».

Ресурсы

Кто?

Что?

     Дети, родители, воспитатели, старший воспитатель.

Иллюстрации, аудиозаписи, фотоальбом, экспериментальный материал, бумага, краски, кисточки, цветная бумага, поролон, клей, мятая бумага.

Форма презентации

Открытое занятие: «Путешествие в царство воды».

В ходе реализации проекта формируются следующие ключевые компетенции:

1. участвовать в проведении экспериментов, опытов;

2. уметь делать выводы из полученной информации;

3. уметь делать умозаключения;

4. уметь добиться результата;

5. уметь выслушивать, прийти к общему решению;

6. уметь преодолевать трудности.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

1. Беседа: «Вода вокруг нас».

2. Наблюдения за водой: где видели, как использовали, где можно обнаружить воду, для чего мы её используем.

3. Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе».

4. Опыт № 1 «Вода прозрачная».

    Опыт № 2 «У воды нет вкуса и запаха».

    Опыт № 3 «Вода может течь».

5. Рисование пальчиками «Море».

6. Прослушивание аудиозаписи «Шум моря», «Ручеек».

2 НЕДЕЛЯ

1. Беседа: «Вода – нужна всем».

2. Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».

3. Наблюдения: «Как  влияет вода на рост растения».

4. Опыт № 4 « Вода не имеет формы».

    Опыт № 5 «Легкие предметы в воде не тонут, тяжелые – опускаются на дно».

5. Прослушивание аудиозаписи «Звуки дождя».

6. Рисование пальчиками: «Дождь».

7. Чтение стихотворения А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?».

8.Просмотр презентации «Роль воды в жизни человека».

3 НЕДЕЛЯ

1. Беседа: «Вода вокруг нас» (продолжение).

2. Наблюдения за снегом: выявить свойства снега.

3. Аппликация: «Белый снег, пушистый….»

4. Опыт № 6 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

    Опыт № 7 «Вода может иметь цвет, запах, вкус».

    Опыт № 8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей.

5. Чтение стихотворения Ю. Кушака «Ночное приключение».

6. Рисование «Снежинки».

4 НЕДЕЛЯ

1. Беседа: «Это волшебница вода».

2. Разучить стихотворение: «Речка зимой» В. Фетисова.

3.Просмотр мультфильма «Лунтик. Прорубь».

4. Опыт № 9 «Лёд – твердая вода, тает в тепле».

    Опыт №10 «Лёд – легче воды».

5. Рисование мятой бумагой «Льдинки».

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

5 НЕДЕЛЯ

1. Наблюдение за сосульками.

2. Аппликация «Снеговик».

3. Опыт № 12 «Пар – это тоже вода».

4. Беседа: «Почему воду нужно беречь».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».

5. Просмотр презентации «Водный транспорт».

6. Развлечение «День воды»

6 НЕДЕЛЯ

1. Беседа: «Путешествие капельки».

2. Рассматривание картины «Путешествие капельки».

3. Наблюдения за испарением воды.

4. Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».

5. Наблюдения за облаками.

6. Рисование поролоном: «облака».

7. Открытое занятие: «Путешествие в царство воды».

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Неделя

Содержание

  1. неделя

1.Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».

2.Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

  1. неделя

1.Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

 2.Проведение опытов с детьми дома.

  1. неделя

1.Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

2.Рисование: «Водичка-водичка».

  1. неделя

1.Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

2.Проведение опытов с детьми дома.

5 неделя

1.Семинар  –  практикум  для  родителей по экспериментированию в средней группе «Не бойтесь быть Плюшкиным».

Конспект занятия

на тему: «Путешествие в царство  воды».

средняя группа

Задачи:

  1. Расширять и закреплять знания о свойствах воды.
  2. Формировать представления о важности воды в жизни человека и всего живого.
  3. Развивать умения делать умозаключения.
  4. Стимулировать на самостоятельный поиск решений.

Материал:

- материал для проведения опытов,

- аудиозаписи, эмблемы,

- материал для рисования: краски, альбомные листы, кисточки, карандаши, поролон.

Ход занятия

Дети сидят на мягких подушках, звучит аудиозапись: «Шум моря».

  1. Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: в океанах, морях, реках и озёрах. Вода содержится в земле, вода есть в растениях, животных, даже в человеке.

В.: Скажите, для чего нужна вода человеку?

Д.: Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.

В.: Но вода нужна не только человеку!

Д.: Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.

В.: Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?

Д.: Да!

В.: Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!

Дети садятся в лодку, звучит аудиозапись «Морской прибой».

В.: Что это пред нами? Это же замок!

Капелька: Я весёлая сестричка,

                 Я - подруженька водички!

                 В океане и реке,

                 Ты найдёшь меня везде!

В.: Ребята! Куда мы попали?

Д.: В замок капельки!

Капелька: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть!  Я столько интересного хочу вам рассказать о себе, о своём замке!

В.: Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут.

Дети подходят к столу с опытами.

В.: Ребята, здесь лежат интересные картинки. Что они означают?

Д.: Это свойства воды; вода без вкуса, без запаха, без цвета.

В.: Но вода может быть и другой! Что нужно сделать, чтобы вода приобрела запах и вкус?

Д.: Провести опыт.

В.: Что для опыта необходимо?

Д.: Вода, лимон, сахар, апельсин, ложка.

(Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может быть с запахом, со вкусом, может растворять и не растворять некоторые вещества).

В.: Ребята, какой можно сделать вывод: вода является растворителем веществ. Она может иметь запах, вкус.

В.: Вы, наверное, устали проводить опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?

Д.: Весна!

Физминутка: «Как под наши ворота (повтор 2 раза)

                         Подливается вода…»

Капелька: Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Как вы думаете в море вода солёная?

Д.: Да!

Капелька:  А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?

Д.: Нет!

(Показывает опыт с солёной водой и яйцом).

В.: Какой можно сделать вывод?

Что солёная вода выталкивает предметы на поверхность, растворённые частички сами не дают яйцу утонуть.

В.: Спасибо, капелька! Теперь ребята знают больше о воде.

Капелька: За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки.

В.: Нам пора в путешестви6е! Лодка больше не понадобится. Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт.

В.: Что это за царство? И кто здесь живет?

Льдинка: Льдинки замок украшают,

                 Как кристаллики, звенят,

                 А прозрачные сосульки

                 Так приятно леденят!

                 Во дворце повсюду стужа,

                 Я владею царством льда.

                 И везде снежинки кружат.

                 Лёд, снежинки – всё вода!

В.: Ребята! Где мы оказались?

Д.: В царстве льда.

Льдинка: В моё царство залетела птичка и замёрзла.

В.: Надо скорее освободить птичку из ледяного плена!

Льдинка: Как хотите, можете освободить, а можете и оставить!

В.: Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?

Д.: Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.

В.: Если мы положим на батарею птичку, она будет медленно таять; в руках лёд греть – руки замёрзнут.

Д.: От горячей воды лёд быстро растает.

(Добавляют горячей воды и наблюдают).

В.: Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!

Льдинка: На память о себе я хочу подарить вам льдинки.

В.: Вот наше путешествие подошло к концу.

В каких царствах мы побывали?

Д.: В царстве капельки и льдинки!

В.: Какое царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное?

Д.: Царство пара!

В.: Что такое пар?

Д.: Вода в газообразном состоянии.

В.: Но в это царство мы отправимся с вами в следующий раз!

Приложение 1.

Беседы

  1. Беседа: «Вода вокруг нас».

Цель: показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй.

Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

  1. Беседа: «Вода вокруг нас» (продолжение).

Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.

Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку на самом деле очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Сейчас на Земле осталось мало  чистой воды. Значит, воду надо беречь.

  1. Беседа: «Путешествие капельки».

Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.

  1. Беседа: «Вода нужна всем».

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Обратить внимание на то, что все растения (и в живом уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. Что произойдёт, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут, потому что в них становится меньше воды. Тоже самое происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

Понаблюдать, как вода влияет на рост растений.

  1. Беседа: «Это волшебница вода».

Цель: познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?»

Получается, что вода бывает очень разной. Может быть вода, как волшебница, умеет превращаться? (Дождь, снег, лёд). Сформировать представления у детей о том, что вода может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

  1. Беседа: «Почему воду нужно беречь?»

Цель: научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Объяснить детям, откуда берётся вода в кране.

 Капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Очень много людей должно потрудиться для этого.

Что случится с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми и не будут бережно относиться к воде? (Ответ детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Приложение 2.

Наблюдения

  1. Наблюдения за водой.

Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.

Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду ( в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?

  1. Наблюдения за испарением воды.

Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно?

В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.

3. Наблюдения за ростом растения.

Цель: выявить зависимость роста растений от воды.

В течение некоторого времени не поливать цветок, наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали.

Вывод: без воды цветы погибают.

  1. Наблюдения за снегом.

Цель: выявить свойства снега, как он изменяется в зависимости от природных условий.

Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда снег блести? Когда хорошо лепится?

Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами?

Выяснить, в какой снег легче провалиться: в рыхлый или плотный?

Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

  1. Наблюдения за сосульками.

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются  на солнечной стороне дома.

Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет?

Объяснить детям, почему сосулька такой формы.

  1. Наблюдения за облаками.

Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.

Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?

  1. Наблюдение, как лёд тает.

В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Приложение 3.

Опытническая деятельность

Опыт № 1 «Вода прозрачная!»

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком.

В один стакан положить ракушку, в другой – ложку.

В каком из стаканов они видны, а в каком – нет?

Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 « У воды нет вкуса и запаха».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

Опыт № 3 «Вода – жидкая, может течь!»

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям перелить кисель из одного стаканчика в другой. Кисель не может течь, переливаться, потому что он густой, вываливается из стакана.

Вывод: вода – жидкая, может течь, кисель густой – не может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы».

Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?

Нет, в любом месте он остаётся кубиком.

А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт № 5 « Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».

Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт № 6 « Вода может иметь цвет, запах, вкус».

Вспомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся две пробирки с водой. Дети растворяют краску в пробирках, рассматривают, как изменяется цвет воды. Для того, чтобы вода приобрела запах, предложить детям добавить в один стакан с водой лимон, в другой – розовый тоник. Что изменилось?

Вода приобрела запах лимона и тоника.

Для того чтобы вода приобрела вкус, в один стакан дети выжимают апельсин, в другом стакане – размешивают сахар.

Вывод: вода является растворителем различных веществ, может приобрести запах, цвет, вкус.

Опыт №7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?

Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.

Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.

Опыт № 8 « Вода бывает тёплой, холодной и горячей».

  1. налить в стаканчик воды разной температуры. Дети пальчиками пробуют и определяют, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая тёплая.
  2. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую т холодную воду, попробовать пальчиком. Что получилось?
  3. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Вывод: вода может быть разной температуры.

Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле».

Вспомнить, что лёд – это замёршая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где  медленнее. После того, как лёд растаял, что с ним происходит?

Вывод: лёд – это замёршая вода, тает от тепла.

Опыт № 10 « Лёд – легче воды».

Дети высказывают предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?

Он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?

Поместить в стакан с водой лёд. Лёд плавает в воде.

Вывод: лёд легче воды, поэтому и не тонет.

Опыт № 11 « Пар – это тоже вода».

Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, как пар поднимается вверх. Что нужно для того, чтобы образовался пар?

Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.

Вывод: пар – это вода в газообразном состоянии.

 Приложение 4.

Художественное слово.

«Речка зимой»

   В.Фетисов

Нашу речку – рыбий дом –

Застеклили крепко льдом.

Смотрят рыбы из реки –

По стеклу бегут коньки

И наносят линии

На стекло на синее.

Ходят с вывертом коньки

С края к серединке.

Подо льдом снуют мальки

И глядят картинки.

«Сколько знаю я дождей?»

          А. Тараскин  

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

     

Б. Заходер

Течёт река

Издалека…

Течёт река…

Течёт река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней –пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течёт река…

Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хорошо, река, весной

И осенью,

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому – попробуй угадать! –

Приятней плыть в живой волне:

Рыбятам или ребятне?...

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое?!

Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится пароход

Средь бела дня.

Какой скандал!

Наверное, лоцман маху дал?

Да нет! Далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была. Вот именно – б ы л а.

Была, да, видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем:

Река становится ручьём!

… Уже и лодки на мели…

… Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

       

«Весенний разговор».

С. Погореловский

- куда ты несешься,

Постой, речек,

Побудь, непоседливый, с нами!

- Спешу я. Ребята,

Ведь путь мой далек, -

Бегу я на родину, к маме!

- а кто твоя мама?

- Большая волна,

Волна океана седая,

О бурях неистовых пела она,

Меня на груди колыхая.

Всегда бы ту песню я слушать хотел,

Но солнце пригрело сильнее –

И к страннице – тучке

Я паром взлетел,

Понесся по свету я с нею.

- какой ты счастливец!

Увидел с небес

Всю землю с её чудесами!

- Да, много в пути

Повидал я чудес,

Но помнил, грустил я о маме.

- так что же ты к ней

Не вернулся опять

Веселым сверкающим ливнем?

«Капелька».

        Г. Люшнин

Нависли тучи над селом –

И разразился в небе гром!

Катился гром, гремел, ворчал

На всех,

Кого в пути встречал.

На землю шляпкою гвоздя

Упала капелька дождя.

Она была совсем ничья,

Но стала капелькой ручья.

И вместе с ней бумажный флот

С рассветом двинулся в поход.

И небывалой красоты

Шли канонерки и плоты…

Поила капля целый день

В лугах цветы,

В садах сирень.

Не обошла и огород,

Где зелень разная растёт.

И под небесной синевой

Пропахла солнцем и травой.

В селе закончила дела

И быстро в реку утекла,

И там с мальчишками она

Ныряла весело до дна.

Потом у дальнего причала

Турбинам лопасти вращала,

Чтобы от них по селам тек

По проводам гудящий ток.

В реке закончила дела –

И в море капля уплыла.

От берегов родных вдали

Теперь качает корабли.

 

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня.

(Река)

         В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Без пути и без дороги ходит

Самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Молоко над речкой плыло,

ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман)

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(Узор на стекле)


                                                                                                                      Приложение  5.

Н. А. Рыжова  «Жила-была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.

Приложение 6.

Рекомендации по «организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

-Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

-Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои    суждения.

-Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

-Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь  над ними.

-По возможности путешествуйте с ребёнком.

-Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

-Ходите с ребёнком в музеи.

-Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

-Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

-измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения;

- былины, мифы, легенды;

-часы настенные и календарь;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

-настольные игры – домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендую провести дома с детьми:

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Слепки с природы (от 3 до 5 лет)

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

*******************************************************************

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

 Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

Литература:

1. Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ № 9/2010

2. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: об исследовательском поведении детей и не только детей: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии вузов по специальностям 51100 и 020400 «Психология». М.: Академия, 1998.

3.Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»:             Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.

4.Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.

5. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника / Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. -2001 г. - № 7. 

6.Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»(Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет).

7.Л.Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации».

8.Материалы интернет-сайтов.

9.Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». издательство: "Творческий центр "Сфера".



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...