Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» средняя группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рязанцева Виктория Николаевна
Актуальность и значимость Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по экологии с элементами экспериментальной деятельности

«Маленькие исследователи»

в средней группе

Актуальность и значимость

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать

Новизна

 Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности, как источник самостоятельного познания мира.

Практическое значение программы кружка

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

  • обогащение представлений об окружающем мире,
  • развитие познавательной инициативы (любознательности),
  • освоение культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать выводы.
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников
  5. Дать знания, как и чем, питается растение.
  6. Дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений.
  7. Познакомить с грибами и условиями, необходимыми для их роста.

Продолжительность реализации программы

В данной программе участвуют дети средней группы –
4 – 5 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20 минут, 4 раза в месяц.

Основное оборудование:

  1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;
  2. Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки,  семена;
  4. Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
  5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  6. Красители: гуашь, пищевые красители;
  7. Прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, сито.

Формы и режим занятий

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Перспективный план кружка

«Маленькие исследователи»

Месяц

Тема. Цель

1

Сентябрь

Тема: «Наблюдение и сравнение березы с елью»

Опыт: «Свойства дерева»

Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах

2

Тема: "Путешествие волшебной капли по растению"

Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.

3

Тема: "Солнце, воздух и вода..."

Цель: Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".

4

Октябрь

Тема: «Исследования взаимодействия природных материалов с водой»

Цель: Познакомить детей  с взаимодействием природных материалов с водой.

5

Тема: «Песок и его свойства»

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка: сыпучесть, изменения плотности и вес, а при взаимодействии с песком, способность пропускать воду. - учить анализировать, сравнивать, обобщать

6

Тема: «Исследования свойств почвы. Чьи следы?»

Цель: закрепить у детей представления о свойствах земли (рыхлая, мягкая – на ней могут оставаться отпечатки следов; твёрдая, тяжело копается.

7

Тема: «Удивительная глина»

Цель: познакомить детей со свойствами глины сравнив ее со свойствами песка

8

Ноябрь

Тема: «В гостях у старичка-Лесовичка»

Цель: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов.

9

Тема: «В гости к лесным обитателям»

Цель: обогащать представления детей об окружающем мире.

10

Тема: «Подводный мир»

Цель: Познакомить с обитателями подводного мира

Эксперимент со льдом: Спасение морских обитателей»»

Цель: определить как влияет соль и вода на лед и свойства льда.

11

Тема: «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам, развитие познавательного интереса к родной природе.

Продуктивная деятельность: поделка из шерстяных ниток

12

Декабрь

Тема: «Путешествие Капитошки» 

Цель: знакомство со свойствами воды, исследование воды на вкус, форму, прозрачность

13

Тема: "Друзья Капитошки»

Цель: исследования различного состояния воды. Рассказать о свойствах воды на примере проведения опытов с водой.

14

Тема: «В гостях у Снежной королевы» 

Цель: с помощью опыта подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла

15

Тема: «Защитные свойства снега»

Цель: уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами

16

Январь

Тема: «Сладкие таблетки»

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах.

17

Тема: «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

18

Тема: «Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);

19

Февраль

 Тема: «Угадай-ка»        

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.    

20

  Тема: «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением

21

Тема: «Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

22

Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

23

Март

Тема: «Можно ли пить талую воду»

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

24

Тема: «Огород на окне»

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе мини — огорода на подоконнике.

25

Тема: "Секрет бумаги"

Цель: знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой.

26

Тема: «Может ли камень издавать звуки?».

Цель: познакомить детей с многообразием камней, учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, фактуре поверхности (гладкие, шероховатые); показать возможность использования камней в игре

27

Апрель

Тема: «Как веточка тополя весну встречала» 

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность

28

Тема: «Первоцветы»

Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок (стебель, корень, листья, соцветия), как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе

29

Тема: «Изготовление экологической игрушки- Травянчика»

Цель: развивать любознательность,  наблюдательность, усидчивость, мелкую моторику.  Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло  

30

Тема: «Живые тени»

Цель: понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение; продемонстрировать через перемещение тени движение предмета; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умение сравнивать и делать выводы.

31

Май

Тема: "Любите землю - матушку"

Цель: Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

32

Тема: «Свет повсюду»

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

33

Развлечение: "Мы - друзья природы"

Цель: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике

Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
  2. Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
  3. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова «Опытно —   экспериментальная деятельность»
  4. Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
  5. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
  6.  Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи» (средняя группа)

Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личнос...

Экспериментальная деятельность "Маленькие исследователи"

Большое  удовольствие детям  приносят игры  и эксперементы с мылом и пеной– это нравится всем без исключения малышам.  Игры с мылом и пеной помогают детям поближе познакомиться с б...

Программа кружка По экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» (познавательно-речевое развитие) старшая группа «Солнышко»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти зн...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы « В поисках пяти элементов»

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы« В поисках пяти элементов»Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе детской игры с эксперимен...

Кружок по экспериментальной деятельности «Юный исследователь» старшая группа

Программа кружка предназначена для воспитанников старшей группы и рассчитана на 1 год...

Картотека игр по опытно – экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» для детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка «Маленькие исследователи»  поможет педагогу организовать  проведение с детьми опытно-экспериментальную деятельность  для развития детей к позн...