Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему

Яковлева Наталья Павловна

Проектирование  сюжетно-ролевой игры

с детьми  старшего дошкольного возраста

«Морское путешествие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzh.-rolev_igra_morskoe_puteshestvie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

 Проектирование  сюжетно-ролевой игры

с детьми  старшего дошкольного возраста

«Морское путешествие»

Составила воспитатель:

Яковлева Наталья Павловна

I. Задачи руководства:

1) расширение представлений об окружающем:

  • Закреплять имеющиеся знания о морском и речном транспорте, как средстве передвижения, перевозки грузов и использовании в других целях.
  • Расширить представления детей о профессиях, связанных с этой отраслью, о значимости труда взрослых – работников речного порта для городов и сел страны. Воспитывать уважение к труду работников флота. 
  • Формировать познавательный интерес к развитию водного транспорта в России, на Волге. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу — Россию, страну, в которой мы живем.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  • Способствовать развитию диалогической речи, кругозора, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. 
  • Обогащать словарь, используя термины: капитан, якорь, спасательный круг, штурвал, матрос, кок, палуба, мачта, касса, острова и т.  д.

2) формирование игровой деятельности:

А) Развивать сюжет:

  • в соответствии с игровой ситуацией;
  • совершенствовать технику игры, воспроизводя в игре профессиональную деятельность и иерархию взаимоотношений;
  • приобщить к нормам и правилам социального поведения.

Б) Обучение игровым действиям:

  • формировать представления о сплоченном коллективе;
  • учить соблюдать правила игры: подчинение вышестоящему по званию;
  • способствовать проявлению индивидуальности каждого ребенка в игре и самореализации в выбранной роли;
  • развивать умение подготовить предметно-пространственную среду для игры, использовать игровую атрибутику и предметы-заместители.

3) формирование взаимоотношений:

  • Совершенствовать навыки общения со сверстниками. 
  • Способствовать формированию положительных взаимоотношения детей.
  • Развивать речевое и ролевое взаимодействие.
  • Развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе с четкой иерархией (капитан, помощник, юнга); учить подчиняться старшему по званию.
  • Воспитывать культуру поведения, соблюдение норм этикета и правил поведения в разных местах,  взаимовыручку, умение договариваться.

2. Подготовка к игре

Приемы, направленные на обогащение игры:

  1. Познавательные занятия: «Водный транспорт», «Издалека долго течет река Волга», «Морские путешествия».
  2. Аппликация «Корабль», «На дне морском».
  3. Рисование «Плывет кораблик по волнам», «Ветер по морю гуляет».
  4. Конструирование на тему: «Кораблики из геометрических плоскостных фигур», «Лодочка», «Кораблик в порту».
  5. Выкладывание из природного материала картин на морскую тематику, лепка рыбок и других водных обитателей.
  6. Физкультурное занятие. Выполнение элементов физических упражнений, используемых на флоте (перетягивание каната, «подтянись» и т.д.).
  7. Мультимедийные презентации «Обитатели морских глубин», «Волжские просторы», «В порту», «Водный транспорт» и другие.
  8. Чтение художественной литературы по теме.
  9. Просмотр фильмов и мультфильмов.
  10.  Прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен по морской тематике.

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

Октябрь-ноябрь

Подбор и подготовка декораций: якорь, спасательный круг, флажки, трап, бинокли, подзорная труба, рупор, щетка, канат и т.п.

Чтение А.Некрасов «Маяк», М. Бальшинцов «Новые пароходы», «Пароход «Смелый»», «Бригада осматривает пароход», «Водолазы», «Что решили», С. Козлов «В порту», В. Сутееев «Кораблик», В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», Б.С. Житков «Что я видел?», А.Ляпидевский  «На Север», «Первая радиограмма», С.Сахарнов «Как достали якорь», «Самый лучший пароход»; М.В. Исаковский «Поезжай за моря-океаны».

Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему.

Заучивание стихотворений на морскую тематику;

Отгадывание и самостоятельное придумывание загадок по теме «Водный транспорт».

Знакомство с правилами, принятыми на корабле и морской дисциплиной

Изготовление с помощью родителей костюмов (капитан, доктор, кок, радист, матрос). Сбор тельняшек для изготовления формы

Рассматривание иллюстраций с изображениями старинного и современного видов  речного транспорта, на тему: «Водные виды спорта».

Учить детей вежливому общению друг с другом

Изготовление бескозырок из бумаги.

Просмотр мультфильмов «Веселые путешествия», «Кораблик» (песня «Чунга-Чанга»), «Степа-моряк», «Мореплавание Солнышкина».

Научить выстраиваться на «палубе» и стоять в строю, выполнять команды капитана

Изготовление цепи для якоря из фольги, денег и билетов из бумаги.

Беседа на темы:

-  устройства корабля «На чем я путешествую»

- выбора профессий «Моряки и капитаны»,  «Если бы я был капитаном судна», «Кем быть?»

Беседа-игра: «Кого бы ты взял с собой на корабль?», «Вещи и предметы, нужные в плавании».

Научить отдавать швартовый и спускать и убирать якорь

Рисование карты, флага и погонов

Прослушивание композиций «Яблочко» муз. Глиэра, «На палубе корабля»муз.Ю.Слонова,

марша «Прощание Славянки» музыка В. Агапкина,

 «Шум моря»,   «Катерок», «Я - смелый капитан».

Разучивание песни «Жил отважный капитан» (И.О. Дунаевский).

Научить пользоваться картой

Оформление альбома на тему «Синее море».

Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Кто что услышал?», «Что рассказало море?».

Настольная игра (пазлы) «Парусник».

Научить воинскому приветствию старших по званию

Оформление выставки поделок из бросового материала «Водный транспорт».

Знакомство с историей легендарного крейсера «Аврора». Разучивание песни В.Я. Шаинского «Крейсер “Аврора”».

Просмотр видеофильма «Современный Военно-морской флот».

Формирование чувства гордости за нашу страну, людей.

 Атрибуты к игре: Корабль, декорации: якорь, спасательный круг, флажки, трап, бескозырки, бинокли, подзорная труба, рупор, щетка, канат, костюмы (капитан, доктор, парикмахер, кок, матрос), стаканчики, трубочки, плед, фрукты, атрибуты доктору, коку, атрибуты для игры «Столовая», «Больница». 

Оборудование места игры:

3. Перспективный план подготовки к игре «Морское путешествие»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Подготовка команды к плаванию

Капитан,

Матросы и другие члены судна (кок, врач, радист)

Форма, бескозырки, погоны.

Маршировка, построение,  подъем экипажа на борт судна

Шагом марш!

Равняйсь! Смирно!

Построение на середину.

Так точно!

Отплытие корабля в путешествие

Капитан, матросы.

Пассажиры

Трап, якорь, флаг

Спуск на воду, подъем якоря и флага. Физминутка «Теплоход»

Отдать швартовый!

Поднять якоря! Поднять флаг!

До свидания!

До скорой встречи!

Знакомство с обитателями морских глубин

Капитан

Пассажиры

Обитатели моря – игрушки (осьминог, кит, дельфин, краб, рыбы и др.), презентация обитатели морских глубин

Рассматривание морских обитателей, отгадавание загадок. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Посмотрите

Обратите внимание

Какая рыба!

Какая красота

Расскажите, кто это

Очищение моря от мусора и возвращение в порт

Капитан и

команда корабля

Пассажиры

Мусор – детали мелкого конструктора, пластмассовые ведерки

Сбор мусора командой корабля и пассажирами. Швартовка

Свистать всех наверх!

Благодарю за помощь

Держим курс в порт

Стоп машина!

Спустить якорь!

Опустить трап!

Благодарим за прогулку

Сопутствующие сюжеты

Касса

Кассир

Пассажиры

Стол-касса, билеты и деньги

Продажа-покупка билетов

Можно купить билет?

Сколько стоит билет?

Камбуз

Кок

Колпак, фартук, посуда.

«Все мы моряки» муз. Л.Лядовой

Приготовление пищи, обед.

«Макароны по-флотски», морская капуста.

Каюта доктора

Капитан

Утопающий пассажир

Доктор

Халат, мед. инструменты, очки, бинт.

«Будем моряками» Муз. Ю.Слонова

Осмотр утопающего, раздача лекарства, беседа.

Человек за бортом! Бросить спасательный круг!

Как вы себя чувствуете?

Дышите – не дышите.

Что у вас болит?

Как вы себя чувствуете?

Больному нужен покой

Ход игры.

 Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. А на каком виде транспорта будем путешествовать вы узнаете отгадав загадку.
По волнам дворец плывёт

На себе людей везёт (Корабль)

Воспитатель: Нашему кораблю надо дать название. Например: «Мирный», «Смелый», «Улыбка». На этом корабле мы отправимся в путешествие по  Черному морю. Нужно соблюдать правила поведения. Давайте подумаем, какие это правила:

1.Быть доброжелательным.

2. …

Воспитатель: Ребята! Посмотрите на ваши костюмы. Люди, каких профессий работают на корабле? 

Дети: Я моряк – выполняю команды капитана.
Я врач – слежу за здоровьем экипажа и пассажиров.
Я радист – держу связь с землёй.
Я кок – готовлю вкусную и полезную пищу.
Я кассир – продаю билеты на корабль.
Я пассажир – отправляюсь на морскую прогулку.

Воспитатель: Я тоже буду принимать участие в вашем путешествии. Кем я буду узнаете отгадав загадку.

Он на мостике стоит
И имеет грозный вид
Управляя кораблём,
А бинокль всегда при нём. (
Капитан)

Капитан: Я капитан - слежу за порядком на корабле, отдаю команды экипажу во время плаванья.

Капитан: Внимание! Равняйсь! Смирно! Экипаж, прошу пройти по трапу на борт судна. Занять свои места.  Шагом марш!

Пассажиры приобретайте билеты в кассах речного вокзала. Ждём вас на борту.

Касса
Путешественник:
 Здравствуйте.
Кассир: Здравствуйте.
Путешественник: Можно купить билет.

Кассир: Да.
Путешественник: Сколько стоит билет на морскую прогулку.

Кассир: 30 рублей.

Путешественник: Возьмите, пожалуйста, деньги.

Кассир: Возьмите, пожалуйста, билет. 

Путешественник: Спасибо, до свидания.

Кассир: Пожалуйста. До свидания.

Дети-пассажиры поднимаются трапу на борт. Матросы проверяют билеты.

Капитан: Наш корабль отправляется в морское путешествие. Убрать трап! Отдать швартовый! Поднять якорь!

Прощание с провожающими: 

До свидания!

До скорой встречи!

Прощайте!
Счастливо оставаться!

Пока!
Звучит марш «Прощание Славянки» 

Гудит корабль: У-у-у

Дети: Море, море, море

В нём солёная вода

Кто бывал на море

Не забудет никогда.

Капитан: Уважаемые отдыхающие, дышите глубже морским воздухом (вдох – носом, выдох – ртом).

Капитан: Вы слышите шум волн? (боковые наклоны с одновременным скольжением ладоней вверх-вниз, на выдох произносят звук «ш»)

Капитан: Лево руля, право руля. Держим курс прямо.

Разминка «Теплоход» 

От зелёного причала                 (Шаг вперёд, руки опущены.)
Оттолкнулся теплоход. 
Раз, два -                                 (Два шага назад)
Он назад шагнул сначала. 
А потом шагнул вперёд -         (Два шага вперёд)
Раз, два –
И поплыл, поплыл по речке,         (Руки вытянуты вперёд и сомкнуты –
Набирая полный ход.                 это нос теплохода; движения по кругу
В. Волина                                 мелкими шажками.)

Капитан: Уважаемые пассажиры, слева по борту – дельфины.

Звучит музыка. Включается презентация «Обитатели морских глубин»

Капитан: Обратите внимание на море, как оно спокойно. Солнце переливается в лёгких волнах. Подводные обитатели поднялись выше из морских глубин и греются на солнце. Кто же эти обитатели Чёрного моря вы узнаете из загадок.
Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я осьминог.

Через море-океан 

Плывёт чудо-великан (Кит)

Ловко мусор собирает

Дно морское очищает (Краб)

Дети восторгаются красотой морского дна. Задают вопросы.

Игра «Один-много»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,         (Сложенными вместе ладонями дети 

Рыбке весело играть.                 (Изображают, как плывёт рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,         (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.         (Медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,         (Снова изображают, как плывёт рыбка.)

Крошку хлебную взяла.         (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,         (Снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.                 М. Клокова

Капитан: Приглашаю всех на обед. Наш кок приготовил вкусные «макароны по-флотски», полезный салат из морской капусты.

Дети проходят в столовую. Повар угощает их обедом.

Радист: Товарищ Капитан. Пришло сообщение. Пропал один путешественник.

Крик из-за борта. Спасите, спасите, помогите.

Утопающему бросают спасательный круг.

Капитан: Как вы оказались за бортом? Рад приветствовать Вас на борту нашего корабля.

Доктор проводит осмотр утопающего. Слушает его, дает лекарство.

Кок угощает теплым чаем.

Песня про море.

Капитан: Смотрите, слева по борту, что-то плывёт. Достаёт из воды мусор.

Капитан: Откуда взялся в море мусор? Свистать всех наверх! Уважаемая команда, перед нами стоит важная задача – убрать мусор из воды, помочь морским обитателям.

Команда судна собирает мусор за ботом (детали конструктора), а пассажиры складывают его в ведро.

Капитан: как вы думаете, что произойдёт с море, люди будут бросать мусор в воду?

1.Погибнут морские водоросли.

2.Погибнут усатые киты.

3.Морские черепахи вымрут, поедая пластиковые пакеты, принимая их за медуз.

4….

Капитан: Нужно беречь и охранять природу.
Выношу благодарность экипажу и пассажирам корабля за проявленный героизм при спасении утопающего и очистку Черного моря от мусора.

 Все члены экипажа награждаются медалями.

Капитан: Наше путешествие подошло к концу. Держим курс в порт.

Корабль приплывает в порт.

Дети: Здравствуйте. Приятно вас видеть вновь. Мы рады вам.

Капитан: Стоп машина. Отдать якорь. Опустить трап. Пассажиры и экипаж выходят на берег.

Капитан: Я предлагаю сфотографироваться нам всем на память.

Пассажиры: Благодарим за прогулку!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кого вы увидели в море? Что нового вы узнали?

Предлагаю нарисовать экологическую газету, чтобы привлечь внимание окружающих к проблеме загрязнению моря. Нарисуем газету и прикрепим её в холле детского сада, чтобы познакомить с ней родителей и детей из других групп.

Приемы создания интереса к игре:

  • Большая предварительная работа
  • Совместное изготовление атрибутов
  • Ведущая роль педагога, развивающего сюжет

Сговор на игру:

 а/ совместное определение плана-сюжета: воспитатель и дети;

 б/ планирование игры: совместное;

 в/ распределение ролей: взрослый вместе с дошкольниками обсуждает игровые роли, дети сами берут на себя понравившуюся роль;

г/ создание воображаемой ситуации – групповое помещение превращается в судно корабля, вносятся атрибуты и драпировки (голубая ткань - море), расставляется мебель, предлагается отправиться в путешествие на корабле по Чёрному морю.

Приемы обучения игровым действиям:

  • Образец ролевого поведения: педагог берет на себя роль капитана и руководит действиями команды.
  • Участие в ролевых диалогах: общение команды корабля и пассажиров, обращения к старшим по званию и т.д.
  • Игровая ситуация: человек за бортом, мусор в море

Приемы поддержания и развития игры:

 а/ внесение дополнительных атрибутов: спасательный круг, сообщение радиста, обитатели моря;

б/ показ новых игровых действий: бросить спасательный круг, драить палубу и т.п.;

 г/ вопросы, загадки;

 д/ введение новых игровых ситуаций: покупка билетов, обед на камбузе, спасение утопающего, очистка морских глубин;

 е/ оценка: благодарность экипажу и пассажирам.

Приемы формирования взаимоотношений в игре:

 а/ напоминания о взаимоотношениях со старшими по званию;

 б/ направление на внимание друг к другу, делать все дружно, сообща, в команде;

 в/ поощрение вежливости.

 

4.Окончание игры.

1) Краткий итог  работы в ролях:

Капитан: Выношу благодарность экипажу и пассажирам корабля за проявленный героизм при спасении утопающего и очистку Черного моря от мусора.

 Все члены экипажа награждаются медалями.

Капитан: Наше путешествие подошло к концу. Держим курс в порт.

Корабль приплывает в порт.

Дети: Здравствуйте. Приятно вас видеть вновь. Мы рады вам.

Капитан: Стоп машина. Отдать якорь. Опустить трап. Пассажиры и экипаж выходят на берег.

Капитан: Я предлагаю сфотографироваться нам всем на память.

2)  Перевод интереса детей к следующему виду деятельности:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кого вы увидели в море? Что нового вы узнали?

Предлагаю нарисовать экологическую газету, чтобы привлечь внимание окружающих к проблеме загрязнению моря. Нарисуем газету и прикрепим её в холле детского сада, чтобы познакомить с ней родителей и детей из других групп.

    5. Оценка игры

  1. Оценка взаимоотношений: 

Выход деятельности воспитанников на более высокий уровень развития сюжетной линии, игровых действий и игрового взаимодействия детей. В игре дети помогают друг другу, сто способствует формированию положительных взаимоотношения в коллективе.

  1. Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью:

Общение воспитателя с детьми - в соответствии с ролью. Все дети охотно включаются в игру, берут понравившиеся роли. Взрослый поощряет инициативу детей, не разрушает игровой сюжет, выстроенный и предложенный во время игры детьми самостоятельно. Помогает включиться в игру неуверенным детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие» Образовательная область: Физическая культура, познание , художественно эстетическое.

Форма проведения: игра-путешествие Цель:  • Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему з...

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие»

Учить включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях, пояснять партнерам по игре свои замыслы о развитии событий в игре, разворачивать общий сюжет в игре с учетом мнений всех сторон. ...

Конспект открытого просмотра сюжетно - ролевой игры в группе общеразвивающей направленности (для детей старшего дошкольного возраста) "морское путешествие".

Расширить и активизировать словарный запас детей. Развить диалогическую речь. Продолжить формировать навыки сотрудничества....

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста "Морское путешествие"

Интерактивная игра на развитие логического мышления дошкольников...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...