Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности «День опытов и экспериментов»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бегунова Галина Викторовна

Проведение развлечения в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности. Дети  показывают свои знания в области экспериментирования с воздухом,  водой разной температуры, красками, солью, йодом, крахмалом, лимоной кислотой, воздушными шариками.  Помогает им в этом доктор Знайкина.  Развлечение проходит весело, интересно, познавательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_den_opytov_i_eksperimentov.docx38.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Сценарий

                   развлечения    для старшего дошкольного возраста

                    по экспериментально-исследовательской деятельности.                              

Территория:   Муниципальное образование Темрюкский район

Воспитатель МБДОУ ДС КВ №24:       Бегунова Галина Викторовна

Группа: подготовительная

Тема:   «День опытов и экспериментов»

Цель: привлечь внимание детей  к такому виду деятельности,  как экспериментирование.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды;

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

Развивающие задачи:

- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- развивать умение работать с моделями; 
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; 
- развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы. 

Воспитательные задачи:

- дать детям почувствовать радость открытий,  развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
  Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Речевое развитие»

Словарная работа:  исследователи, ученые, опыты.

 Использование технологий:

 Современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированные;

-здоровьесберегающие технологии (физкультминутка);

- игровые.

 ИКТ:

- Microsoft Word ,

- Microsoft Power Point. 

 Предварительная работа:

1.Беседа о технике безопасности при проведении опытов.

 2.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Оборудование:  емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина,  2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля.

Ход развлечения:

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Доцент Знайкина. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать?  (Ответы детей)

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:

Без разрешения запрещается:

- вставать с места;

- трогать оборудование, приборы и реагенты;

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (ответы детей)

Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

- Мне нужны два помощника.

(Выбирает двух детей из зала, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, Знайкина обращается с вопросами к залу).

 - Что мы видим? (Дети отвечают)

- Откуда берется этот воздух? ( Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)

- Куда деваются пузырьки воздуха? ( Всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)

- Почему пузырьки не остаются в воде? ( Потому что воздух легче воды)

- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.

- Какого цвета воздух? ( Никакого, воздух прозрачный)

- Можно ли услышать воздух? ( Можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные духовые инструменты) Знайкина предлагает одному ребенку надуть шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук)

- Что мы слышим? ( Воздух)

- Предлагаю вам познакомиться еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его.

(Воспитатель предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают объяснить, что происходит с воздухом в процессе опыта).

 Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.

(Физкультминутка: Дети повторяют это свойство воздуха, сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками)

- Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают). Воспитатель побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.

- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дает понюхать  пакет, в котором лежат апельсиновые корки)

- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был (выбрасывает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).

-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (воздух в пакете пахнет апельсинами)

- Вы любите апельсины? А еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают)

- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги

- А, что надо мыть? Уши? Шею? (руки) 

- Это, да! Но профессор Умелкин мне говорил про что-то другое. Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть (воспитатель достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)

- Смотрите,  этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды)

- Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

Проводится игра «Тонет-плавает» (для демонстрации  использовать изображения на мультимедийном экране) 

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть, многие из вас являются регулярными его участниками. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? ( в бассейне,   в море). А где легче всего плавать? ( в море). А почему? ( в море вода соленая, она лучше держит).

 Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом. (В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, Знайкина заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Дети активно помогают в проведении опыта).

- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (синий). Проверим! (Двое детей выходят вперед и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).

- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

(воспитатель растворяет в воде кристаллики марганцовки). 

Какого цвета получился раствор? (малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (ничего, цвет слегка побледнеет). (Воспитатель добавляет пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

- Следующее превращение! (Предлагает добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал).

 Какого цвета получился раствор? (белого). Какой цвет получится, если в него добавить йод? (йод оранжевого цвета, значит, получится светло оранжевый или коричневатый). Дети, приглашенные вперед, добавляют пипеткой йод и размешивают раствор палочкой. Все наблюдают появление сиреневого цвета.

- Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)

- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим воспитателями и родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».

laquo;Наураша в стране Наурандии»: «Электричество».- обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту; - познакомить с понятиями «электричество&ra...

План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Сам...