«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические  основы экологического экспериментирования, как средства  формирования  экологических знаний детей 6-7 лет»

Хамавова Динара Арсенова, воспитатель

ГБДОУ детский сад №58 Колпинского района СПБ

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, которая основывается на его собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора детей, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В развитии экспериментирования и исследовательской активности дошкольников большое значение имеет взаимодействия детского сада и семьи. Часто практикуется взаимный обмен опытом.

Актуальность данной темы неоспорима. Детское экспериментирование – тема неновая. Зарождение идей экологического воспитания дошкольников произошло уже на рубеже второй половины 19 и начала 20 века в работах русских прогрессивных педагогов : Ушинского, Водовозовой, Тихеевой.

Идея Тихеевой о способах приобщения детей к миру природы включает, с одной стороны, «приближение детей к природе» через прогулки, экскурсии, опыты, с другой- «приближение природы к детям»через создание специальных условий в детском саду, т.е. создание развивающей среды.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

        В повседневной жизни ребёнок сталкивается с незнакомыми явлениями в живой и не живой природе. Окружающий ребёнка мир - это удивительная, интересная непознанная страна, где всё происходит для него  впервые.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В 1981 году Поддъяков сказал: Детское экспериментирование– это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты .Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. [10] В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова  отмечает достоинства метода экспериментирования:

-он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

-  формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;)

В настоящее время модернизация Российского образования ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов , позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Научный поиск эффективных средств  развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции   (анализ, синтез, классификацию,  обобщение и др.) , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний , с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавая окружающий мир , он стремиться не только рассмотреть предмет , но и потрогать его руками, языком, понюхать и т.д. В старшем возрасте дети уже начинают задумываться о различных физических явлениях. Таких  как замерзание воды, распространение звука в воздухе и воде, различная окраску объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п.

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта ( эксперимента), находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы( Ю.К  Бабанский , С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова и др.) [8]

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями  природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен в процессе экспериментирования , точно и образно выражать в речи то , что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства ( Н.Ф. Виноградова).

Учитывая тот факт, что основу экспериментов , опытов составляет наблюдение , то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Доказано, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте. Если этот интерес был пробужден в недостаточной мере, то и умственные способности ребенка недостаточно развиваются (П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, А.И. Васильева, Н.А. Рыжова и др.)

Гипотеза исследования- если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность , то это будет способствовать формированию экологических знаний детей .

Цель исследования – изучение влияния детского экспериментирования на формирование экологических знаний детей.

Задачи исследования :

1.Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования                                         2.Провести сравнительный анализ программ по теме исследования.                                  3.Провести диагностику на выявление: выбора деятельности, сформированности экологических знаний детей и уровней сформированности экспериментальной деятельностью.                                                                                                                                4. Разработать комплекс НОД по экспериментальной деятельности.                     5.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.
  2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
  4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.  
  5. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
  6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  8. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
  9. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
  10. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
  11. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.
  12. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80 с.
  13. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и         эксперименты для дошкольников. М., 2010с

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста

Разделы:- критерии сформированности экологических знаний детей;- контрольные задания для определения уровня сформированности экологичских знаний детей;- оценки результатов деятельности;- инструкция к ...

Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».“Детское экспериментирование претендует на роль веду...

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возрастаСодержание  Пояснительная записка………………&helli...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...

CТАТЬЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ , КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.»

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения....

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

 Создание условий для закрепления знаний детей о свойствах воды, посредством экспериментирования

Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.Закрепить знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах).Продолжать формировать умение у детей обобщать, уста...