«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» статья по окружающему миру (подготовительная группа)
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Хамавова Динара Арсеновна

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Теоретические  основы экологического экспериментирования, как средства  формирования  экологических знаний детей 6-7 лет»

Хамавова Динара Арсенова, воспитатель

ГБДОУ детский сад №58 Колпинского района СПБ

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, которая основывается на его собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора детей, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В развитии экспериментирования и исследовательской активности дошкольников большое значение имеет взаимодействия детского сада и семьи. Часто практикуется взаимный обмен опытом.

Актуальность данной темы неоспорима. Детское экспериментирование – тема неновая. Зарождение идей экологического воспитания дошкольников произошло уже на рубеже второй половины 19 и начала 20 века в работах русских прогрессивных педагогов : Ушинского, Водовозовой, Тихеевой.

Идея Тихеевой о способах приобщения детей к миру природы включает, с одной стороны, «приближение детей к природе» через прогулки, экскурсии, опыты, с другой- «приближение природы к детям»через создание специальных условий в детском саду, т.е. создание развивающей среды.

Начиная с 70-х гг. велась работа по изучению экспериментирования. И.С. Фрейдкин и Н. Абакелия исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. Цицхвая - с дидактическими играми и игрушками.

        В повседневной жизни ребёнок сталкивается с незнакомыми явлениями в живой и не живой природе. Окружающий ребёнка мир - это удивительная, интересная непознанная страна, где всё происходит для него  впервые.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В 1981 году Поддъяков сказал: Детское экспериментирование– это активно – преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты .Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова отмечают, что данный метод направлен на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. [10] В ходе экспериментирования ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. А.И. Иванова  отмечает достоинства метода экспериментирования:

-он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;

-  формирует представления о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие;)

В настоящее время модернизация Российского образования ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов , позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Научный поиск эффективных средств  развития исследовательской активности дошкольников- представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции   (анализ, синтез, классификацию,  обобщение и др.) , стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний , с этическими правилами жизни в обществе.

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Начиная с младшего дошкольного возраста, познавая окружающий мир , он стремиться не только рассмотреть предмет , но и потрогать его руками, языком, понюхать и т.д. В старшем возрасте дети уже начинают задумываться о различных физических явлениях. Таких  как замерзание воды, распространение звука в воздухе и воде, различная окраску объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п.

Используя накопленные представления о предметах природы, ребенок в процессе эксперимента выделяет существенные признаки (части, особенности, свойства) предметов или явлений, сравнивает их на начальной стадии и при завершении опыта ( эксперимента), находя отличительные и сходные признаки, умеет правильно определять причины изменений, делать выводы( Ю.К  Бабанский , С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова и др.) [8]

У старших дошкольников активно работает мыслительная деятельность. Они способны находить связи между некоторыми предметами и явлениями  природы. Активно ищут способы ответов на поставленные вопросы. Проявляют большую самостоятельность при решении познавательных и практических задач. Конечно же педагог должен в процессе экспериментирования , точно и образно выражать в речи то , что ребенок узнал, помочь выбрать соответствующие языковые средства ( Н.Ф. Виноградова).

Учитывая тот факт, что основу экспериментов , опытов составляет наблюдение , то именно этому методу, основанному на чувственном познании природных объектов, отводится важное место в экологическом воспитании дошкольников.

Развитию наблюдательности как одному из средств интеллектуального развития личности ребенка придается огромное психолого-педагогическое значение. Доказано, что успешная учеба в школе во многом зависит от того, насколько был пробужден интерес к окружающему миру в дошкольном возрасте. Если этот интерес был пробужден в недостаточной мере, то и умственные способности ребенка недостаточно развиваются (П.Г. Саморукова, Н.Ф. Виноградова, А.И. Васильева, Н.А. Рыжова и др.)

Гипотеза исследования- если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность , то это будет способствовать формированию экологических знаний детей .

Цель исследования – изучение влияния детского экспериментирования на формирование экологических знаний детей.

Задачи исследования :

1.Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме исследования                                         2.Провести сравнительный анализ программ по теме исследования.                                  3.Провести диагностику на выявление: выбора деятельности, сформированности экологических знаний детей и уровней сформированности экспериментальной деятельностью.                                                                                                                                4. Разработать комплекс НОД по экспериментальной деятельности.                     5.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.
  2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2
  4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.  
  5. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.
  6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  8. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
  9. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
  10. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
  11. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.
  12. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 80 с.
  13. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и         эксперименты для дошкольников. М., 2010с

     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений (методическая разработка)

В окружающем нас мире существуют тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных   изменениях у детей не п...

Детское экспериментирование как средство формирования экологических представлений

В окружающем нас мире существует тесные связи между живой и неживой природой. Формировать представления о явлениях в неживой природе, о временных и пространственных изменениях у детей не просто. И з...

«Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет»

Данная статья посвящена теоретическим основам экологического экспериментирования как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет...

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главным фактором остановки деградации биосферы и последующего ее восстановления является формирование экологической культуры народов Земли, ведь если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельнос...

CТАТЬЯ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ , КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.»

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения....

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Птицам нашу заботу" проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширить знания детей о птицах родного края, о образе жизни, повадках.Привлечь внимание детей и родителей к проблемам птиц....