Рыбы Байкала, познание
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Рыбы Байкала, окр. мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рыбы Байкала, познание31.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская                          Подготовительная группа

Тема: «Рассказ воспитателя о промысловых рыбах Байкала с показом иллюстраций».

Цель: Создать условия для обогащения представлений детей о рыбном богатстве озера.

Задачи:

- Организовать деятельность детей для расширения представления о Сибирском комплексе рыб озера. Формировать представление о редких исчезающих рыбах, занесенных в красную книгу.

- Организовать  познавательную  деятельность   через продолжение знакомства детей со строением и физиологическими особенностями рыб: форма, чешуя и скелет;
- Организовать деятельность по формированию умений  размышлять, развивать артикуляционную речь.
- Организовать рефлексивную деятельность.

Материалы и оборудование: картинки с изображением на тему: Рыбы Байкала.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: пальчикова гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице,                                                                                                                                                                                                                    Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)                                                                                                     Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)                                                                                                                                                                                             Мы хотим тебя поймать, (Медленно сближают ладони.)                                                                                                                                                                              Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)                                                                                                                                                          Крошку хлебную взяла, (Делают хватательное движение обеими руками.)                                                                                                                                              Рыбка хвостиком махнула,                                                                                                                                                                                                                       Рыбка быстро уплыла (Снова «плывут».)                                                   

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                    

Я знаю, что вы любознательные дети много играете, изучаете детские энциклопедии. И сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по родному краю. Кто хочет?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная  технология.                                             Как называется наш край? (Сибирь, живем в Иркутской области)
Ребята, а чем знаменита Сибирь? (в Сибири есть озеро Байкал)
Предложить найти Байкал на глобусе.
Байкал изображен в форме молодого месяца.
Что вы знаете о Байкале?
Молодцы. 
Ну, что отправляемся, а отправимся мы на моторной лодке. Проходите, присаживайтесь.

Закрепление детьми знаний.

Отвечают на вопросы. Рассматривают глобус, находят Байкал.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.                                                 Ребята, кто обитает в Байкале? А как можно попасть в подводное царство?

Ответы детей.

Рыбы.

На подводной лодке или с помощью акваланга.

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                                          Мы с вами отправляемся в подводный мир Байкала.  Присаживайтесь в подводную лодку, закрываем двери начинаем погружение. Обратите внимание сколько рыбы. (на столе лежат картинки с изображением рыб.) 

Я вам расскажу немного о рыбах и о пользе этих рыб.  Самой крупной рыбой в Байкале является осетр. Эндемиком Байкала является живородящая рыбка голомянка. Голомянка — уникальная, красивая, полупрозрачная живородящая рыба с большим ртом, крупными грудными плавниками. Уникальность голомянки — она не откладывает икру, как другие рыбы, а рожает мальков, обычно осенью, для чего поднимается с глубины в поверхностные слои озера, где рожденные мальки могут найти себе пищу в виде эпишур — мельчайших организмов, парящих в воде. Голомянка является лучшим кормом для нерпы и омуля. В Байкале, как и в других водоемах области, водится всем известная рыба налим — очень необычная рыба. Ближайшая его родня обитает в морях, это треска. Налимья печень не уступает знаменитой тресковой, налимий жир также не хуже трескового и используется в медицине. Из налимьей кожи можно получать клей. Икру налим мечет зимой, с ноября по январь, для чего заходит в реки. Питается налим донными бычками в ночное время, днем спокойно отдыхает. Налим обитает и в реках, но размеры его там меньше. В Ангаре любители—рыболовы поймали ленка, тайменя, щуку.                         А теперь немного отдохнём.

Ответы детей.

Отгадывают загадки.

Выполняют физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей через беседу.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная и Игровая технологии.    

Звук SOS. Ребята, что – то на берегу случилось. Поднимаемся на  поверхность. На экране картинка с заводом. 
Что же случилось?.
 
Дело в том, что на берегу Байкала расположен  целлюлозно-бумажный завод по изготовлению бумаги.  В настоящее время завод не работает его закрыли  т.к. отходы, поступающие  в озеро,  очень  загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные,  погибать растения.   Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? Посмотрите,  какая вода стала в Байкале. 
Фильтры – это очистительные устройства. 
Чтобы вода  была чистой на заводе необходимо заменить   сломанные фильтры. 
Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы исследователи по очистке воды. Отправляемся в исследовательский институт. Проходим в лабораторию,  одеваем халаты. Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах?  
Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у  вас фильтры. Работать мы будем парами, результаты  заносить в исследовательские журналы.
Дети работают самостоятельно.
Вывод: грязная вода проходя через фильтр очищается.  
Молодцы!   Результаты нашей работы мы отправим директору завода.

Проводят  эксперимент.

Отвечают на вопросы.

Активизировать познавательную деятельность через игру, через эксперимент.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Итог. Ребята, на каком озере мы сегодня побывали? Как мы помогли  Байкалу? Что нового узнали? А сейчас, вам предстоит  высказать, своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рыбы Байкала"

Подводный мир Байкала...

Рыбы Байкала, аппликация

Рыбы Байкала, аппликация...

Технологическая карта (технология системно-деятельностного подхода, автор Петерсон Л.Г.) Вид деятельности познавательно-исследовательская Тема: Промысловые рыбы Байкала

Цель:Создать условия для способствования развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкальяорганизовать деятельность детей...

Презентация для детей "Рыбы Байкала"

Данная презентация знакомит детей с промысловыми видами рыб Байкала...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  «Рыбы Байкала»...

Конспект НОД "Рыбы Байкала"

Создание условий для развития познавательно – исследовательской  деятельности  детей  посредством ознакомления с обитателями озера Байкал и их средой обитания.Создание условий для...

Конспект на тему "Рыбы Байкала"

Конспект на тему "Рыбы Байкала"...