Авторский педагогический проект. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор, Нижегородской области – Мухинским озером»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гладышева Мария Дмитриевна

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.  Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается исторической достопримечательности города Бор – Мухинскому озеру, расположенной рядом с МБДОУ детским садом №3 «Улыбка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_pedagogicheskiy_proekt.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский педагогический проект.

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор – Мухинским озером»

База реализации проекта:

Воспитанники подготовительной группы

МБДОУ детского сада №3 «Улыбка»

Разработчик:

Педагог-психолог Гладышева М.Д.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе.  Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается исторической достопримечательности города Бор – Мухинскому озеру, расположенной рядом с МБДОУ детским садом №3 «Улыбка».

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, природой и т.п.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Бором в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, его природе.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

1 год

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Боре и Нижегородском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Бора.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бора, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап – подготовительный. Рождение проблемы.

  1. Беседа с детьми о том, что они знают о расположенном неподалеку от детского сада озере. Кто из детей гуляли с родителями возле водоема? Что известно о его истории?
  2. Выяснилось, что многие дети никогда не были на озере. И почти ничего не знают о его прошлом и настоящем.

II этап - основной, включает в себя: Поиск способов решения проблемы. Составление плана действий.

Воспитатель предложила детям  обсудить, где они могут найти информацию о историческом месте города Бор – Мухинском озере?

Дети решили обратиться за помощью к родителям. Предложили так же найти информацию: в интернете, в книгах.

Педагог дала  воспитанникам задание: расспросить родителей о том, что они знают об озере, принести семейные фотографии, и наметила план мероприятий.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий Мухинского озера, историческая справка.

Цель. Привлечь внимание детей к озеру. Показать его красоту, необычность, заинтересовать.

2. Посещение – экскурсия к Мухинскому озеру.

Цель. Дать детям понятие о том,  что природу нужно защищать. Привлечь родителей к совместной работе с педагогами  по организации субботника по уборке территории  Мухинского озера. совместные мероприятия с семьями воспитанников.

  1. Акция по уборке территории вокруг Мухинского озера.

Цель: привлечь общественность к проблеме Мухинского озера.

  1. Коллаж с семейными фотографиями «Экскурсия на озеро».

Цель. Привлечь родителей к  активным формам совместной деятельности с детьми. Ориентировать на организацию прогулок и экскурсий по родному городу.

  1.  Дидактические игры: «Люби и знай, свой край», «Назови памятные места Бора»,  «Угадай-ка».

Цель. Обогащать ум ребенка знаниями о природе родного  края. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к окружающему миру, любовь к родной природе, бережное отношение.

  1.    Игры: «Разведчики-следопыты», «Поездки и путешествия».

Цель. Учить детей изучать  и составлять  различные  карты, схемы, уметь  их читать. Развивать  абстрактное мышление, учить ориентироваться в пространстве.

  1. Чтение стихов Борских авторов о природе, родном городе.

Цель. Познакомить детей с  творчеством Борских поэтов.  Показать красоту родного края. Вызвать желание запомнить поэтические строки о родном Боре.

  1. Отгадывание загадок о природе.

Цель. Учить отгадывать загадки. Развивать память, воображение, мышление.

  1. Работа с альбомом «Пословицы о воде».

Цель. Познакомить с народной мудростью.

  1. Рисование «Мухинское озеро».

Цель. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие, творческое самовыражение детей. Учить видеть красоту природы  Мухинского озера, его неповторимость.

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. Выставка рисунков «Мухинское озеро – историческая достопримечательность г. Бор».

            Цель. Познакомить родителей с творчеством детей.

  1. Конкурс макетов среди семей воспитанников на тему: Мухинского озера

Цель. Использовать макеты исторических достопримечательностей для дальнейшей работы по ознакомлению детей с родным краем.

  1. Презентация этапов проекта. Вручение детям значков «Юные краеведы»

Цель: пропаганда изучения исторических достопримечательностей для привлечения интереса остальных дошкольников.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Бора  доступны и интересны не только детям, но и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира).

Консультация для педагогов по ознакомлению с историческим прошлым России и выдающими людьми, на примере личности Князя Владимира....

Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».

Методические разработки. Педагогический проект . Творческий, долгосрочный. Подготовительная группа. ...

Консультация для педагогов Тема: « Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к родной стр...

Педагогический проект "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья"

Познавательно-творческий проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста страдициями и культурой народов Поволжья. Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной ...

Консультация для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми" (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...