Педагогический проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанром портрета».
Актуальность:
Наблюдения показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому стараются избегать этот образ в самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства портрета, побуждают детей взяться за кисть и попробовать себя в роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.
Усвоение данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном восприятии. Поэтому, прежде всего детям предлагается нарисовать портреты близких людей. Рисовать такие портреты лучше с живой модели, но можно использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.
Эмоциональные переживания, связанные с образом близкого человека, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе.
Цель проекта:
Познакомить детей с жанром портрета.
Задачи:
1.Дать знания о различных жанрах живописи; о профессии художника-портретиста.
2.Развивать интерес детей к портретной живописи.
3.Развивать эстетическое отношение при восприятии эмоционального состояния человека, внешнего облика, мимики, позы.
4.Продолжать экспериментирование с различными материалами в изображении портрета.
5.Использовать совместное творчество детей и родителей для углубления знаний об искусстве портрета.
6.Развитие художественного восприятия в процессе рассматривания произведений портретного жанра, понимания какие художественные средства используются художником.
7.Учить детей создавать образ человека в портретах в разных художественных техниках.
Вид проекта:
творческий, долгосрочный, групповой
Гипотеза:
Я предполагаю, что комплексная система работы по углублению знаний детей, формированию различных технических навыков и развитию эстетического отношения к жанру портрета, способна привести к созданию более ярких, выразительных образов.
Адресация:
Проект реализуется в рамках раздела программы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Объект исследования
работы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Создание выразительного образа в портрете человека в разных изобразительных техниках.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня выразительности в изображении портретов,
- развитие творческих способностей и навыков детей,
- создание портретов.
Педагогический мониторинг.
Первичная диагностика выявила, что работа над портретом выявила некоторые затруднения со стороны детей:
- недостаточны знания детей о портрете, как жанре искусства;
- сложность в выявлении и использовании средств художественной выразительности;
- недостаточный уровень овладения техническими навыками.
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Портрет». -Уточнить и углубить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства; -познакомить с разнообразием портретов; -дать знания о профессии художника-портретиста; -учить детей поэтапному рассматриванию портрета; -учить определять эмоциональное состояние изображённых людей; -познакомить со средствами художественной выразительности. | -знакомство с художниками-портретистами и их творчеством; -учить выделять жанровые особенности портрета, отличать от других жанров изобразительного искусства; -посещение выставки портретов, выполненных учащимися художественной школы; -использование обучающих пособий: «Составь портрет», «Фоторобот». | Сочинение рассказов от имени героев, изображённых на портретах; -дид. игра «Найди портрет»; «Зеркало» | Попытки рисования портретов в процессе самостоятельной изодеятельности;
Дидактич. игры: «Волшебники»; «Что забыл художник?» | Подбор фотографий детей для оформления альбома «Фотопортрет». Составление рассказа «Мой портрет» |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Автопортрет». -Обобщать и углублять знания детей о жанре портрета; -познакомить с разновидностью портрета – автопортрет; -показать роль мимики в определении эмоционального состояния человека; -развивать самостоятельность в выборе формата листа расположения изображения. | -Рассматривание автопортретов художников, писателей и детей, выпускников детского сада; -использование дид.игр: «Составь портрет», «Найди эмоцию», «Угадай по описанию»; -закрепить навыки рисования цветными какрндашами. | -Рассматривание своего отражения в зеркале, определение особенностей своего внешнего вида; -дид.игры «Море волнуется»; «Узнай эмоцию»; «Фоторобот»; -обыгрывание эмоциональных этюдов. | Рассматривание альбома «Фотопортрет»; Дид.игры «Составь портрет», «Волшебники», «Водяной». | Родителям предлагается нарисовать автопортрет, а детям предлагается узнать на портретах своих родителей. |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Портрет моего папы». -Развивать интерес к портретной живописи; -экспериментирование с различными изобразительными средствами для передачи выразительного образа; -воспитывать чувства уважения и гордости по отношению к защитникам Отечества, любви к своим близким. | -Составление рассказов на тему : «Мой папа» и «Мой папа в армии служил» ( с использованием фотографий); -Знакомство с позой и жестом, как средством выразительности при изображении портретов; -самостоятельность выбора изобразительных материалов их комбинация; -закрепление знаний о родах войск. | Чтение произведений об армии и защитниках Отечества; Рассказы пап на тему «Как я в армии служил» | Рассматривание тематических альбомов: «Военная техника», «Наши защитники»; Рисование военной техники по трафаретам, изготовление из бросового материала. | Подбор фотографий на тему «Мой папа в армии служил»; Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Мы с мамой улыбаемся». -Учить создавать выразительные образы в парном портрете; -воспитывать любовь и уважение к женщине-матери; -закреплять умение работать с различными изобразительными материалами. | -Рассматривание женских портретов, определение средств выразительности, используемых художником для передачи выразительности образа; -закрепление законов портретного жанра; -Чтение произведений по данной тематике; -знакомство с парным портретом; -закрепление умения рисовать восковыми мелками. | Беседы на темы: «Легко ли быть мамой?»; «Мамы всякие нужны». Разучивание пословиц и поговорок о мамах, их любви к детям. | Изготовление подарков для мам (бусы и браслеты из ракушек, бусин, бисера); Дидактич .игры «Составь портрет»; «Подбери картинки»; «Волшебники»; «Профессии». | Разучивание стихов о маме; Проведение праздника «Лучше мамы не найти», посвящённого 8 марта. |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Мой любимый сказочный герой». -Учить создавать образы сказочных героев; -закреплять умения смешивать цвета для получения оттенков, сочетать тёплые и холодные цвета; -развивать творческое воображение. | -Чтение сказок по желанию детей; - рассматривание иллюстраций художников к сказкам; -викторина «В гостях у сказки»; -закрепление умений рисования акварельными красками; -использование различных материалов для выразительности в передаче сказочных образов. | Составление рассказов-загадок «Узнай героя сказки»; Дид. игра «Фантазёры»; «Узнай сказку», «Волшебный сундучок». | Наст. Игра «Путешествие по сказкам», «Волшебники», «Что перепутал художник?»; Театрализация знакомых сказок с использованием различных видов театра. | Изготовление персонажей сказок для пальчикового театра; Подбор книг со сказками и иллюстрациям для «Книжного уголка» |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Мои эмоции». -Продолжать формировать знания детей об эмоциях человека, о способах их выражения и роли в жизни человека; -учить передавать эмоции в портрете. | -Рассматривание портретов людей с разными эмоциональными состояниями; -изменение мимики лица при передаче эмоций; -закрепление знаний об эмоциях человека; -использование пособия «Мир эмоций» | Чтение стихотворений, описывающих различные эмоциональные состояния, Подбор карточек с отражением данных эмоций. Этюды на выражение эмоциональных состояний. Дид. игры: «Зеркальное отражение», «Угадай эмоцию», «Скажи с заданным настроением» | Дид. игра «Волшебники», «Наши эмоции», «Дорисуй портрет»; Оформление рамок для портретов. | Подбор фотографий детей для альбома «Наши эмоции» |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Пластилиновый портрет». -Закреплять знания детей о портрете; -закреплять умение изображать лицо человека, соблюдая элементарные пропорции; -воспитывать самостоятельность в изобразительной деятельности; -экспериментирование с различными материалами. | -рассматривание портретов, ранее нарисованных детьми; -обобщение знаний детей о жанре портрета; - продолжать развивать умения детей выполнять изображение в технике пластилинографии. | -рассматривание портретов, обсуждение эмоционального состояния героев, -игры: «Зеркало», «Узнай по описанию», «Назови эмоцию» | Игры «Что перепутал художник?» «Составь портрет», «Дорисуй портрет» Экспериментирование с различными материалами. Рассматривание портретов в альбомах и книгах. | Оформление материала для родительского уголка на тему: «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности». |
Тема, задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимосвязь с семьёй | |
Образовательная Деятельность | Режимные моменты | |||
«Портрет моего друга». -Обобщить знания детей о портрете, как жанре изобразительного искусства; -развивать самостоятельность в выборе материала, размера листа, способа изображения; -воспитывать бережное отношение к дружбе и друзьям. | -Чтение художественных произведений о друзьях и о дружбе; -составление рассказов из личного опыта «Друг всегда поможет»; | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе, составление рассказов по ним. Беседы по картинкам по пособию «Что такое дружба?» Игры: «Угадай по описанию», «Зеркало». | Изготовление из бросового материала поделок на тему: «Сюрприз для друга» | Занятие для детей и родителей «Давайте дружбой дорожить», Оформление выставки «Портрет моего друга. |
Выводы.
В результате диагностик были получены следующие результаты по теме: «Ознакомление детей старшего возраста с жанром портрета»:
Первичная диагностика: высокий уровень – 5% (1 чел.)
Средний уровень – 70%(14 чел.)
Низкий уровень – 25%(5 чел.)
Повторная диагностика: высокий уровень – 25%(5 чел.)
Средний уровень – 65%(13 чел.)
Низкий уровень –10%(2 чел.)
На основании этих результатов можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста способны создавать выразительные образы в портретах. Спланированная работа педагога и взаимодействие с семьёй, способствовали выведению детей на качественно высокий уровень.
Знания детей о портрете, как жанре художественного искусства, расширились, восприятие портретной живописи стало более глубоким и осмысленным. Дети научились воспринимать эмоциональное состояние человека на портрете по мимике, позе и жестам.
Портреты, нарисованные детьми, стали более детализированы, появилась схожесть с обликом реального человека.
У детей повысился интерес к жанру портрета.
Приложение № 1
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе.
Тема: Фоторобот.
Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.
Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот»
Ход занятия.
1. Игровая мотивация.
Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.
Мальчик в шляпе голубой,
Любопытный и смешной,
Очень любит он мечтать,
Сочинять и рисовать,
Только ничего не знает
Этот маленький …
^ Дети: …Незнайка.
Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.
Колокольчик, позвони!
В страну искусства позови!
Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?
Д: ответы детей.
Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?
Д: -Пейзажи.
Н: -Верно!
В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?
^ Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.
В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?
Д: ответы детей.
В: - Где надо расположить картину, которую сняли?
^ Д: -Среди натюрмортов.
В: -Почему вы так думаете?
Д: ответы детей.
В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?
Д: - Нет.
В: - А это что за группа картин?
Д: -Портреты.
В: -Что такое портрет?
Д: ответы детей
2. Дидактическая игра «Портреты Незнайки».
^ Цель: Учить различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике.
В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?
^ Д: -У Незнайки было разное настроение.
В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?
Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое.
3. Физминутка.
Незнайка стать художником мечтал,
Поэтому он всюду рисовал.
Ручкой на листе вот так (показ)
Кистью на холсте вот так (показ)
Карандашиком на парте
И мелками на асфальте.
Сапогами на снегу,
Коньками он чертил на льду.
На песочке прутиком,
На дощечке гвоздиком.
^ В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения)
Д: - брови; губы; уши; нос…
4. Дидактическая игра «Фоторобот» ( пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)
^ Цель: обучение последовательному описанию лица человека.
В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?
Д: -Губы и брови
В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.
Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица.
5. Итог занятия
Приложение №2
Алгоритм ознакомления с портретом старших дошкольников.
- Что вы чувствуете, когда видите этот портрет?
- Как вы думаете, какое настроение передано в портрете? Почему вы так решили?
- С помощью чего художник смог передать такое настроение?
- Сколько человек изображено на портрете?
- Кто изображён на портрете?
- Что в этом портрете вам кажется самым ярким? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на этот портрет?
- Что в портрете главное? Что второстепенное?
- Каким вам кажется этот портрет( тёплым или холодным ,светлым или тёмным, ярким или бледным)? Для чего художник сделал его таким?
- Какие цвета и оттенки чаще использует художник?
- Герой изображён в полный рост или нет?
- В какой позе изображён герой?
- На каком фоне изображён герой?
- Какие материалы использованы художником?
- Какую(ие) технику(ки) использовал художник?
- Как вы думаете как называется это произведение?
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт.
В статье раскрывается опыт работы, а также наиболее характерные методы и приемы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанром живописи натюрморт....
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-741066-1611152125.png)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.
Презентация "В гостях у художника Тюбика"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-597977-1432152059.jpg)
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»
Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/29/picture-951849-1506713631.jpg)
Игра для детей старшего дошкольного возраста в жанре квеста "Фрукты и овощи найдем!".
К новым популярным в молодежной среде играм относятся квесты. Понятие «квест» хорошо знакомо тем, кто любит компьютерные игры. Характерная черта таких игр – логическое ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/05/picture-811996-1630851678.jpg)
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-1457932-1676280485.jpg)
Мнемотаблицы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи.
мнемотаблицы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жанрами живописи....