Викторина "Осень" Познавательная деят - ть
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Познание

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская                          Подготовительная группа

Тема: Викторина «Осень».

Цель: Создать условия для формирования  закрепления знания о явлениях живой и неживой природы в осенний период года; развивать память, внимание, логическое мышление, художественный вкус, умение слушать других 

Задачи:

- Организовать деятельность детей для закрепления знаний об осени, её приметах.  

- Организовать  познавательную  деятельность  детей посредством  игры;
- Организовать деятельность по формированию умений  размышлять, развивать артикуляционную речь.
- Организовать рефлексивную деятельность.

Материалы и оборудование:.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика: «Жили-были зайчики ».

Жили-были зайчики                (Показывают руками заячьи уши)

На лесной опушке,                (Разводят руками)

Жили-были зайчики         (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)

В маленькой избушке,

Мыли свои ушки,                (Трут ушки)

Мыли свои лапочки                 (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики,        (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

Надевали тапочки.                (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

                                                   

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                    

Ребята, я хочу вас пригласить поучаствовать в викторине. Хочу узнать, много ли вы узнали и запомнили об осени и её приметах. Поиграем?

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная  технология.                                             Вот и заканчивается осень. И сегодня мы вспомним с вами, что подарила нам осень, вспомним и назовем ее приметы. И об этом нам расскажут две команды. Команда «гусята» и команда «зайчата».

Закрепление детьми знаний.

Дети делятся на 2 команды, придумывают название команды.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.                                                                                          Ребята, как вы думаете, что нам нужно для участия в викторине?    

Ответы детей.

Находчивость, сообразительность, смекалка…

Развитие логического мышления.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                                                                                           Конкурс № 1 «Приметы осени». 

Команды по очереди дают ответы. За каждую правильно отгаданную загадку – одно очко команде.

1. вопрос

А теперь мы вспомним приметы осени, а вернее каждого месяца, но сначала назовите:

. Сколько месяцев у времени года - осени (дети называют).

1б.  Перечислить осенние месяцы по порядку.

2вопрос. 

Сейчас надо назвать приметы каждого осеннего месяца: например месяц сентябрь - еще ярко светит солнце, много ягод и грибов, много овощей и фруктов, еще видны насекомые, птицы не улетают, дни стоят теплые.

2а. Назовите приметы октября (часто идут дожди, листья опадают, наступает «золотая осень», улетают птицы, насекомые и дикие животные готовятся к зиме, становится холоднее, все убрали с полей).

. Назовите приметы ноября (уже холодно, листья облетели, улетели птицы, дикие животные и насекомые спрятались, первые заморозки и первый снег).

Объявляется счет.

 

Конкурс  № 2 – Загадки.

Отгадывают загадки команды по очереди. За каждую правильно отгаданную загадку – одно очко команде.

1а.        Пришла без красок и без кисти,

 А перекрасила все листья.

                                (Осень).

 1б.         Листья желтые летят, 
                Падают, кружатся, 
                И под ноги просто так, 
                Как ковер ложатся! 
                Что за желтый снегопад?                (Листопад).

       

2а.         Без пути и без дороги,
                Ходит самый длинноногий,
                В тучах прячется,
                Во мгле,
                Только ноги на земле.
                                        (Дождь).

2б.         Не снег, не лед,
                       А серебром деревья уберет.    (Иней).

.        Опустел колхозный сад,

      Паутинки вдаль  летят,

 И на южный край земли,                                                                                                         Потянулись журавли.                                                                                            

Распахнулись двери школ.                                                                        

Что за месяц к нам пришел?

                                (Сентябрь).

 3б.         Клесты, чечётки прилетают,

        Все звери шубки поменяли,

        Подходит осень уж к концу,

        Лес приготовился ко сну!

                                (Ноябрь).                                                                                                        4а.        Он в лесу стоял,

        Никто его не брал,

        В красной шапке модной,

        Никому не годный.

                (Мухомор).

 4б.         Бледная она стоит, 
        У нее съедобный вид. 
        Принесешь домой - беда, 
        Будет ядом та еда.                   (Бледная поганка).

5а.         Эту ягодку найдете

                     Не  в саду, а на болоте.

              Круглая, как пуговка,

             Красненькая... (клюковка).

        5б.         Много темно-синих бус

                    Кто-то уронил на куст.

             Их в лукошко соберика.

             Эти бусины —... (черника).

Подводим итоги.                                          

 А теперь немного отдохнём.

Ответы детей.

Отгадывают загадки, играют в игру.

Выполняют физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей через беседу.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная и Игровая технологии.    

Конкурс №3. «Подбери синонимы»

1а. Команде «гусята»: «В лесу идет дождь» - что еще может делать дождь?

Назвать от трех до пяти слов (льет, барабанит, стучит, капает, шумит).

. Команде «зайчата»: «В лесу падают листья» - что еще могут делать листья?

Назвать от трех до пяти слов (шелестят, кружатся, вьются, осыпаются, летят).

За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

Подведение итогов.

Конкурс № 4 «Бывает – не бывает».

Ведущий:

Конкурс называется «Бывает – не бывает». Я вам буду зачитывать предложения про осень. Вы совещаетесь командой и даете ответ: да – если такое осенью бывает, нет – если такого осенью не бывает. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.

  1. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Осенью везде слышится пение птиц. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Осенью люди надевают резиновые сапоги и куртки. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Для того, чтобы собирать чернику, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. В ноябре в лесу можно увидеть змей, которые охотятся на лягушек. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Картофель, свёкла и редиска называются корнеплодами, потому что растут в земле. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

  1.  Медведь во время зимней спячки сосёт лапу, потому что очень хочет есть. Да или нет?

(Ответ и объяснение).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс № 5 «Сбор урожая»

Ведущий:

А сейчас пришло время размяться. Поиграем в игру «Сбор урожая».

Правила игры.

Команды строятся двумя колоннами за обозначенной чертой. По всему ковру разложены муляжи овощей и фруктов. Возле каждой команды стоит пустая корзина. Одна команда собирает в свою корзину овощи, другая – фрукты. По сигналу ведущего эстафета начинается. Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием.

За выигрыш в эстафете команда получает одно очко.

Подведение итога эстафеты.

Конкурс № 6 «Конкурс капитанов».

Каждый капитан будет отвечать на вопросы, которые я задам. Нужно постараться отвечать быстро.

 Начинает капитан команды «»                                                                                                                       - Какого цвета кора у березы?

 - Что ест медведь зимой?

 - Назови перелетных птиц

 - Какой твой любимый цветок?

Теперь вопросы капитану команды «»:

 - Когда птицы улетают в теплые края?

 - Что ест зимой еж?

 - Назови  животных, которые меняют цвет меха во время линьки?

 - Какой твой любимый цветок?

Играют в игру.

Отвечают на вопросы.

Активизировать познавательную деятельность через игру, через беседу.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.

Подведение итогов конкурса.

Заканчивается осень. Мы скоро будем встречать зиму. Молодцы ребята справились со всеми заданиями. Прошли все испытания и у нас победила дружба.

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Выпуск деей в школу"

Материал праздника "Выпуск детей в школу" для детей 6-7 лет. С привлечением сказочных персонажей : бездельников с Планеты лентяев и старухи Шапокляк....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АКЦИИ ПО ПДД :" РОДИТЕЛИ,КУПИТЕ ДЕЯМ ФЛИКЕР!"

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ АКЦИИ ПО ПДД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ :" РОДИТЕЛИ, КУПИТЕ ДЕЯМ ФЛИКЕР!"...

Рекомендации для родителей, воспитывающих деей с нарушениями аутистического спектра

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ВОЛНУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ «ОСОБОГО РЕБЕНКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК БОРОТЬСЯ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯИ РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ?»...

Мой посёлок, конструктивно - модельная деят - ть

Мой посёлок, конструктивно - модельная деят- ть...