Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста к презентации "История возникновения электричества"
презентация по окружающему миру на тему

Абуева Елена Геннадьевна

Конспект НОД с детьми  группы старшего возраста.

 Тема «История возникновения электричества»

Образовательные задачи:

Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.

Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приёмами практического безопасного взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитательные задачи:

Вызывать радость открытий от полученных опытов.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Материал:

Презентация «История возникновения электричества»

Дидактическая игра «Найди пару»

Две электрические свечи (одна  с батарейками, одна без батареек) .

Пластмассовые палочки по количеству детей

Кусочки шерстяной ткани

Воздушные шары

Крупа геркулес

Бумажные бабочки небольшого размера

Предварительная работа

Загадывание загадок об электроприборах

Беседы с родителями

Ход занятия

В группу приходит СМС от Бабы Яги. Она пишет детям: «Я  недавно летала в гости к Кащею Бессмерному в тридевятое царство и увидела там настоящее чудо. Он провёл себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу за него выполняет, он только кнопки нажимает и держит от меня в секрете. Я очень заинтересовалась этим чудом-электричеством и прилетела к вам попросить помощи, может вы  знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?»

А вы ребята знаете, что такое электричество? (слад №2)

Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд№3 и 4)

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№5)

Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?

(опасно, его нужно держать в руках)

- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину . (Слайд№6)

 Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место Под светцем  ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары.  Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.

 Первые свечи появились около 2тысяч лет назад.  Масляными свечами освещали  дома древние греки. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах. (слайд №7)

Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. Затем в 20-м веке французский химик Мишель Шевроль  придумал  твердую свечу, с годами свеча менялась, усовершенствовалась. Этими свечами мы пользуемся по сей день. (слайд №8)

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд керосиновой лампы №9)

Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

 А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)

 (слайд №10) .

 Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (слайд №11)

Почему  горит лампочка, что заставляет её работать  вы узнаете из загадки:

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)

-Затее по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку (слайд №12) .

Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

Электричество рождается на больших электростанциях (слайд электростанций №13) .

-Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.

 

Игра «Ток бежит по проводам»

 

Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)

Вы ребята провода

Змейкой прямо через лес

Вот и к нам он в дом залез

Ну-ка ток замри (замирают)

И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)

Всегда ли электрический ток бывает безопасным?

- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты? (Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)

 

 Игра "Хорошо-плохо"(Триз)

- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, и уровень жизни каждого человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!

-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?

Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим как люди обходились без электричества, чем они пользовались?

Игра "Найди пару". (детям раздаются картинки предметов они должны к старинному предмету найти современный электрический) .

Веник-пылесос.

Корыто- стиральная машина.

Свеча-лампочка.

Русская печь-электроплита.

Самовар-электрочайник.

Котелок- мультиварка.

Яма-холодильник.

Рубель-утюг.

только нужно уметь правильно пользоваться этими приборами.

Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)

Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.

 

А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.

Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловить электричество.

Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.

Открываем глаза, оказались в волшебной стране, попробуем сделать предметы волшебными.

Опыты:

1. Геркулес на шарике. Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не произошло).

Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику потому что на нём появилось электричество из волос)

Вывод: Электричество живет в волосах.

2. Бумажные бабочки. Предложить детям взять счетные палочки и потрогать бумажных бабочек, которые лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить палочки потереть о шерстяные вещи, бабочки стали притягиваться. Почему?

Вывод: Электричество живет в одежде.

3.Свечи. Взять две одинаковых свечки на батарейках.  Посмотреть, что одна светит, вторая нет. почему не светит вторая свеча? (т. к. нет батарейки) .

Вывод: Электричество живет в батарейке.

Спросить какие игрушки есть у вас дома на батарейках?

Физкультминутка

А сейчас немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь!

 

Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию передать Бабе Яге? (ответы детей)

Предлагаю нарисовать ленту времени "История электричества", мы ее отсканируем и по электронной почте отправим Баба Яге.

(дети рисуют историю возникновения электричества)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_vozniknoveniya_eektrichestva_2.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История электричества Подготовили воспитатели: Абуева Елена Геннадьевна Новожилова Светлана Филиповна Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №42 компенсирующего вида Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга 2017 год

Слайд 2

«Я недавно летала в гости к Кащею Бессмерному в тридевятое царство и увидела там настоящее чудо. Он провёл себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу за него выполняет, он только кнопки нажимает и держит от меня в секрете. Я очень заинтересовалась этим чудом-электричеством и прилетела к вам попросить помощи, может вы знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?» А вы ребята знаете, что такое электричество?

Слайд 3

Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе только пищу и воду

Слайд 4

Источником тепла и света был только живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр путем трения древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет.

Слайд 5

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди с помощью палки стали подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете. Как вы думаете, как называют эту палку?

Слайд 6

Время шло и люди более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. В Древней Руси избы освещали при помощи лучин – тонкие щепки крепили над корытом с водой и поджигали – тлея, угольки падали в воду, предотвращая пожар в доме. А пожары случались часто, да и света от лучины было немного, она быстро сгорала, её надо было часто менять.

Слайд 7

Масляными лампами освещали дома древние греки. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах.

Слайд 8

Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. Затем в 20-м веке французский химик Мишель Шевроль придумал твердую свечу, с годами свеча менялась, усовершенствовалась. Этими свечами мы пользуемся по сей день.

Слайд 9

Столетие спустя на смену свече пришла керосиновая лампа. Конструкцию придумали львовские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех в 1853 году. Также в ходу были переносные керосиновые фонари «Летучая мышь». Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или как люстру. Возле настольной лампы можно было шить, вязать и вышивать.

Слайд 10

На смену керосиновой лампе пришла… отгадайте загадку и узнаете что? Дом – стеклянный пузырёк, А живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся.

Слайд 11

В 1872 году электрическую лампочку накаливания изобрёл русский изобретатель – Александр Николаевич Ладыгин

Слайд 12

Почему горит лампочка, что заставляет её работать? (электричество) Откуда приходит к нам электричество? (электростанции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : " В мире прекрасного"

В НОД   дети  знакомятся  и закрепляют  представление о звуке и  букве М и МЬ....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Моя безопасность – в моих руках »

Цель: закрепить правила безопасного поведения  в быту и на улице.Задачи:        1. Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, п...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир птиц»

Формировать представления  у детей  о птицах, как  объектах живой  природы через познавательно-исследовательскую деятельность...