Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Формировать представления  у детей  о птицах, как  объектах живой  природы через познавательно-исследовательскую деятельность

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности детей старшего дошкольного возраста

« Удивительный мир птиц»

Цель: Формировать представления  о птицах, как  объектах живой  природы через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

- Расширять и систематизировать знания о птицах: о внешнем облике, образе жизни, среде обитания, питания,  их  многообразии;

- Формировать представление о взаимоотношении природы и человека;

-Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу Оренбургской области;

- Обогатить словарный запас (растительноядные, плотоядные, насекомоядные);

- Закрепить умение классифицировать птиц по среде обитания, образу жизни.

Развивающие:

 -Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

- Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка.

Воспитательные:

-Воспитывать сознательное и бережное отношение к природе и к проблеме ее охраны;

-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

 Игра-приветствие

   Доброе утро лесам и полям!

   Доброе утро скажу всем друзьям!

   Доброе утро родной детский сад!

   Видеть друзей я своих очень рад!

   ДОБРОЕ УТРО!

В0С-ЛЬ: Посмотрите друг на друга, подарите свои улыбки друг другу! Улыбнитесь и нашим гостям, пусть у них тоже будет хорошее настроение!

(Включается звук голоса птиц)

Ой, ребята, слышите, чьи это голоса?

ДЕТИ: птиц.

Вос-ль : Кто это к нам пожаловал?

На экране птица говорит: «Здравствуйте, ребята! Мы каждый день за вами наблюдаем  и очень много о вас знаем: ваши имена, одежду, любимые игры, голоса. А что вы знаете о нас? Если вы пройдете по волшебному лабиринту, то узнаете много  интересного. И мы подружимся!»

В0С-ЛЬ: Ребята, от кого нам пришло это видеописьмо? Дети: от птиц.

В0С-ЛЬ: Посмотрите, вот волшебный лабиринт, про который   говорила нам птица. Он нам поможет. А вы хотите узнать много интересного о птицах и  с ними подружиться? ДЕТИ:  Да  

В0С-ЛЬ: Ну что, вы согласны  пройти  со мной лабиринт? ДЕТИ:  да.

Ну, хорошо, тогда в путь!

2.Основная часть.

Для начала давайте вспомним, что мы знаем о птицах?  

ДЕТИ: Птицы – животные, которые покрыты перьями….

В0С-ЛЬ: Скажите  ребята,  как вы думаете, птицы живут отдельно сами по себе? Или они являются частью чего то?

ДЕТИ: Птицы - это часть живой природы, часть животного мира.

В0С-ЛЬ:  Правильно, птицы- это часть живой природы, это обитатели планеты Земля.        Ребята, посмотрите  на этот плакат, вы можете сказать, где обитают птицы?

ДЕТИ: Птицы обитают по всей земле.

В0С-ЛЬ:  Мир птиц необычайно удивителен. Птицы населяют  все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах,  и в ледяной пустыне, и в безводных песках, и над просторами океанов.  Сейчас в мире насчитывается около 110 тысяч видов птиц. В нашей Оренбургской области  в настоящее зафиксировано более 280 видов птиц.  Птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов.

Ребята, сейчас нам нужно их разделить. По какому признаку мы их разделим?

1. Птицы южные - птицы северные. 2.Птицы города – птицы леса.

3. Птицы перелетные - зимующие.

В0С-ЛЬ:  Молодцы! Скажите,  как вы думаете, что общее у всех птиц? А поможет нам узнать игра  «Что для чего»   Игра в кругу с мячом.

В0С-ЛЬ:  Хорошо, ребята.  Но у птицы есть часть тела, которая принадлежит только птице. Догадайтесь какая?  Клювы. А сейчас давайте посмотрим, какие необычные причудливые клювы бывают у птиц.  ДЕТИ САДЯТСЯ.

Презентация« Причудливые  клювы».

В0С-ЛЬ:  Ребята, а вы бы смогли узнать птицу по клюву?

 В последнюю очередь показываю клюв синицы. А чей этот клюв вы узнаете, отгадав загадку: 

«Птичка—невеличка, Воробью сестричка: спиною серовата, животиком желтовата»

В0С-ЛЬ:  Правильно синичка! Молодцы мы справились и теперь можем поиграть Физминутка «Скачет шустрая синица»

Вос-ль:   Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

ДЕТИ: Потому что, они питаются по-разному.

Вос-ль: Давайте сейчас мы узнаем, чем же питаются птицы? Дети садятся за столы

Игра «Питание птиц» с помощью кругов Ллулия  за столами

Вос-ль: Как можно назвать птиц, которые питаются комарами, мошками?

Дети: насекомоядные

Вос-ль:  Назовите птиц, которые питаются растениями

Дети: Синицы, снегири, голуби

Вос-ль: Как можно назвать таких птиц?

Дети: Растительноядные

Вос-ль:  А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков? Как они называются?   Взаимопроверка.. Мы справились а теперь можем поиграть    Пальчиковая игра  «Стая птиц»
Ну-ка, посчитай-ка!
(хлопки в ладоши)
Десять птичек — стайка.
(пальцы растопырены)
Вот ворона, галка тут,
(на каждую птицу загибают палец)
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирек
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Вместе с  сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.

Вос-ль: Молодцы!  Ребята, посмотрите, у нас загорелся значок.  Что он обозначает?

Дети: Красная книга.

Вос-ль:  Мы с вами уже с ней знакомы. О ком эта книга?

Дети: О животных, растениях, которых на земле осталось очень мало.

А почему она названа  Красной?

Дети:  Эта книга названа Красной потому, что в нее занесены животные и птицы и растения, которых на земле осталось очень мало и их надо защищать.

Рассказ воспитателя о Красной книге:  Красный цвет книги обозначает опасность, запрет, предупреждение.  У нас в группе есть Красная книга нашей  Оренбургской области.  Давайте вспомним, какие растения мы занесли  в Красную книгу нашей области?

 Дети: Кувшинка, тюльпан Шренка и т.д.

Вос-ль:  А каких животных нашей Красной книги  вы помните?

Дети: бобр, сурок, сайгак.

А теперь я хочу вас познакомить с птицами Оренбургской области, занесенных в красную книгу. Смотрите внимательно и запоминайте.

Презентация «Птицы Оренбургской  области, занесенные в Красную книгу».

Вос-ль:  Каких птиц вы запомнили?? А теперь давайте занесем их в нашу Красную книгу. ( Наклеивают птиц в книгу, кто-то  напишет название).

Ребята, совсем  скоро наступит  зима. Птицам зимой очень тяжело найти себе корм.  Как мы можем им помочь?  - изготовить кормушки, подкармливать птиц, а также нарисовать листовки, чтобы люди не забывали про птиц зимой. Скоро мы с вами этим и займемся.

Вос-ль: Посмотрите, мы с вами  подошли к концу нашего лабиринта. Давайте в конце составим синквейн. Синквейн -  это стихотворение,  состоящее из 5 строк. В нем нет рифмы, но есть смысл. Другими словами все ,о чем сегодня говорили нужно представить в 5 строках. О чем мы сегодня говорили?  Главное понятие у нас – птицы

Птицы, какие?    Быстрые,  пернатые.

Птицы что делают?  Летают, прыгают, чирикают.

Что вы думаете о птицах? - Птиц надо беречь и охранять.  Птицы украшение нашей природы.

Как можно по-другому назвать птиц – Друзья. Пернатые.

На экране появляется птица: «Ребята, какие вы молодцы, вы прошли весь лабиринт, а за это я открою вам наши птичьи секреты».  Видеофильм   «Интересные факты».

  1. Заключительная часть.

  Вам понравилось занятие?  Что нового вы узнали? Что вас удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Удивительный магнит"

Этот конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха»

В конспекте ООД по познавательному развитию для детей старшего возраста собраны увлекательные опыт с песком....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Цветы удивительной красоты"

Развивать интерес к  оригами как виду деятельности: продолжать учить конструированию из  модулей оригами (трилистник), закреплять умение применять на практике знание базовых форм оригами, ра...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста"Удивительная бумага"

В данной методической разработке представлен конспект  ООД по познавательному развитию  для воспитанников старшего  дошкольного возраста.  Подробно  описаны цель, задачи, усло...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста на тему :" Вода-удивительное чудо"

На основе данного материала ребята ребята расширят представления о свойствах воды. познакомятся с понятием "Круговорот воды в природе", сформулируют правила охраны природы....