Конспект занятия по окружающему миру "Огонь - друг, огонь - враг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чернова Мария Юрьевна

Привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon-drug_ogon-vrag.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 7

муниципального образования Усть - Лабинский район

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе  «Огонь - друг или враг?»

Номинация

                                                                                   

                                                                                   Выполнили:

                                                                                    воспитатели

                                                                                       Панкова О. В.

                                                                                        Чернова М. Ю.

ст. Ладожская

2017 г.

Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Задачи:

  1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  2. Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  3. Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.
  4. Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  5. Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.
  6. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг;
  • настоящий огнетушитель или его изображение; музыка
  • макет «Машины времени»;
  • памятки – картинки;
  • ноутбук, презентация.

Предварительная работа:

  1. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
  2. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки»   Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.
  4. Рассматривание иллюстраций к ним.
  5. Беседы: «Огонь наш друг и враг», «Профессия «Пожарный», «Причины возникновения пожаров».

Ход занятия

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель: Ребята я хочу вам сегодня рассказать одну историю. Вам бы хотелось узнать, о чем она? (Вдруг звучит сигнал пожарной сигнализации). Что это? Почему сработало? Как необходимо поступить?

Дети:

Воспитатель: Все молодцы, высказали свое мнение. А вам известно в какое время люди узнали - что такое огонь? Как его добывали в давние времена?

Ответы детей

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествия? А на каком транспорте можно отправиться в дальнее путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие на «машине времени». Вы готовы? Садимся в нашу машину и отправляемся в путь. (Дети с воспитателем садятся в машину (макет))  Внимание – полет. (Звучит фонограмма полёта в «машине времени»)

Ну, вот мы с вами  совершаем первую остановку, называется она «Древний мир». (Подходят к доске)

Сообщение новых знаний:

Слайд 2

Воспитатель: Что вы видите? А знаете ли вы, что первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла. В то время  они боялись огня. Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Тяжело им было в таких условиях? Вам бы понравилось жить в то время? Почему? А нам сейчас лучше живется?

Воспитатель: Молодцы. Нашли мы здесь огонь? Продолжим искать появление огня в другом времени. (Звучит фонограмма полёта в «машине времени»)

слайд 3

А что на этих картинках изображено? Отличаются они от предыдущих? Чем? Постепенно наши далекие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь — это свет, тепло и защита от врагов!
слайд 4

Как вы думаете, что такое кремень? Для чего его используют? Проходило время, и люди научились высекать огонь с помощью кремня.

Кремень — это очень твердый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер. А может быть и нам стать на миг маленьким веселым огоньком?

Физкультминутка с ленточками.

Ты вокруг повернись, в огонек превратись (дети поворачиваются вокруг себя, садятся),

Огонек был маленький, подрастал удаленький (дети медленно встают),

Подрастал, подрастал и огнем большим он стал (машут ленточками),

На него подую справа, а потом подую слева (дуют на ленту),

Огонь гас, гас и погас (прячут ленточки за спину).

Воспитатель: А вам известны ещё способы добывания огня? Чем они отличаются друг от друга?

Слайд 5

 Теперь вы знаете как можно получить огонь если  с собой нет спичек. В наши дни эти способы применяют редко, только в трудные моменты люди ими пользуются (например, заблудились в лесу).

Продолжим путешествие? Вы догадываетесь,  что будет дальше? Полетели?

(Звучит фонограмма полёта на машине времени).

Слайд 6 

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете, в каком времени мы оказались? Вам знакомы эти виды? Правильно, это наш с вами современный мир. Ребята, а как в наше время добывают огонь? Как применяют?

Ответы детей

Слайд 7 -9

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что огонь может быть не только нашим другом, но и нашим врагом! Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли, выплавляем металл. На огне готовят пищу. Для обжига посуды тоже нужен был огонь. Позже люди научились строить дома и чтобы разжечь огонь они стали делать каменные очаги или печи из кирпича и камня. Это помогало согревать дом. С помощью огня совершается много полезных дел, он верно служит людям в быту и на производстве.
Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения.

Слайд 10

 Какие советы и рекомендации вы слышали от своих родных? Очень древними «рекомендациями о безопасном поведении» являются пословицы и поговорки. А вы знаете такие  пословицы и поговорки, где говорится о противопожарной безопасности?

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Спички – не игрушка, огонь – не забава.

Водой пожар тушат, а умом предотвращают.

От малой искры да большой пожар.

Воспитатель: Всем понятен смысл и значение этих пословиц и поговорок? А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» с хлопками.

Кто из вас завидев дым набирает 0-1 (это я, это я.)

Кто из вас бежит с ведром, заливать Кошкин дом? (это я…)

Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над газом? (дети молчат)

Признавайтесь ребятишки, кто берет без спросу спички?

Чирк беспечно и на спичке - огонечек аленький

Смотришь - спичка невеличка - а пожар не маленький. (молчат)

Кто соседской детворе объясняет во дворе

Что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я)

Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор? (молчат)

Кто украдкой в уголке, жег свечу на чердаке,

Загорелся старый угол, еле сам живой ушел (молчат)

Кто пожарным помогает - правила не нарушает

Кто пример для всех ребят? (это я)

Воспитатель: Что же может стать причиной пожара?

Ответы детей:

Слайд 11

Воспитатель. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода,  детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем можно затушить пожар? А как  сделать правильно,  чтобы не навредить себе? Проверите свои знания?

Дидактическое упражнение «Подбери картинку к средству пожаротушения»

Дети берут свою картинку и подкладывают к тому средству, которым можно тушить данный предмет. Например: телевизор - одеяло, диван - вода и т.д. (Воспитатель предварительно объясняет разницу между тушением электрических приборов и обычных предметов.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что опасен не только огонь, но и дым? Как вы думаете, почему? Назовите главные правила пожарной безопасности при возникновении пожара:

Слайд 12

- если огонь небольшой, его можно затушить самому, набросив на него плотную ткань, одеяло;

- если возник пожар, то необходимо вызвать пожарных, позвонив по номеру 01;

- если вызвать пожарных невозможно, то нужно покинуть помещение;

- дым гораздо опаснее огня, поэтому большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на четвереньки и продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

- нельзя прятаться под кровать или в шкаф - так тебя будет труднее найти пожарным.

Воспитатель: Нужно быть очень внимательными и осторожными, чтобы избежать возникновения пожара, обязательно соблюдать правила пожарной безопасности. Ребята отгадайте загадку:     

Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель –
Ваш друг…(огнетушитель)

Слайд 13

Где используют огнетушитель? Какие бывают? А вы знаете как им пользоваться? У нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Им тушат огонь пеной или специальным порошком. Пользоваться современным огнетушителем достаточно просто, но делать это могут только взрослые:

— выдернуть чеку (дернуть за кольцо);

— нажать на кнопку (рычаг);

— направить пистолет на пламя (черное сопло);

— нажать на рычаг;

Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель.)

Воспитатель: А как называются люди, которые тушат пожар? По какому номеру можно вызвать пожарных? Что необходимо сообщить в пожарную службу, чтобы они приехали на вызов? Поиграем в пострадавших и пожарную службу?

Слайд 14

Игра «Вызови пожарных».

Для игры требуется два телефона. Один – диспетчерский, другой – пострадавшего.

Дети набирают номер « 01» и вызывают пожарных. При вызове надо :

- назвать имя;

- сообщить адрес;

- указать, что именно горит.

Диспетчер говорит: пожарная часть слушает. Что случилось? Ваш адрес? Назовите вашу фамилию и имя? Спасибо. Вызов принят.

Пример: «Пожар по адресу: улица Абрикосовая дом 5, квартира 3, горит телевизор».

Воспитатель: Ребята вы были все молодцы. Наше путешествие закончено.

Рефлексия:  В какое время  мы с вами путешествовали? О чем мы сегодня говорили? Когда можно сказать что огонь наш друг? Когда можно сказать что огонь наш враг? Что мы должны делать, если случился пожар?

Что понравилось? Что запомнилось? Какие трудности возникали?

    А я, ребята, надеюсь, что вы будете очень внимательны и осторожны в обращении с огнем. И чтобы ничего не забыть, я вручаю вам вот такие памятки – картинки о правилах пожарной безопасности. Будьте внимательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ на тему: «Огонь – враг, огонь - друг» для детей дошкольного возраста

Цель: 1. Дать понятие о том, что огонь может быть как другом, так и врагом для человека.2.Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.3....

Конспект НОД по окружающему миру "Огонь – друг, огонь – враг"

Конспект НОД по окружающему миру - Огонь – друг, огонь – враг...

Конспект занятия "Костер в лесу: друг или враг"

Конспект занятия по формированию у дошкольников навыков туризма...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"

Соблюдение правил по пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным как соблюдение санитарно-  гигиенических норм. Помочь в этом детям должны мы- взрослые....

Конспект занятия по окружающему миру "Опасный огонь"

Конспект занятия по окружающему миру "Опасный огонь". Цель: предоставить детям информацию об  огне, правилах поведения в быту....

Конспект занятия по окружающему миру «Другом будь природе».

Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей об окружающем мире и охране природы.Задачи:развивать диалогическую речь, слуховое внимание, быстроту мышления;учить правильно вести себя в лесу,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Огонь - друг, огонь - враг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в средней группе "Огонь - друг, огонь - враг"...