Непосредственно образовательная деятельность для детей средней группы Тема: «В гости к бабушке Матрене »
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чертова Мария Николаевна

Познакомить детей с лекарственными растениями Алтайского края, углубляя знания о целебных свойствах некоторых из них. Обеспечить психологический комфорт воспитанников, вызывая эмоциональный отклик на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_babushke_matrene.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Познакомить детей с лекарственными растениями Алтайского края, углубляя знания о целебных свойствах некоторых из них. Обеспечить психологический комфорт воспитанников, вызывая эмоциональный отклик на занятии.

Задачи:

Образовательная: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах. Уточнить знания детей об использовании лекарственных растений в народной медицине.

Развивающая: Способствовать развитию мыслительных процессов. Стимулировать речевую активность. Любознательность, воображение.

Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений, бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

Здоровье, познание, коммуникация, безопасность, социализация, музыка.

Словарная работа: Подорожник, ромашка, крапива, одуванчик, береза, зверобой, мать и мачеха, настой , отвар, лекарственные растения.

Предварительная работа: Рассматривание лекарственных трав, беседа: «Лечит матушка природа», экскурсия в горницу, НОД «Лесная аптека», дидактические игра «Лекарственные растения Алтайского края», Чтение художественной литературы, заучивания загадок,  стихов  о растениях.

Материал: Картинки: береза, подорожник, крапива, одуванчик, зверобой, ромашка, мать и мачеха, настой из лекарственных трав, корзинка с засушенными лекарственными растениями, мешочек с травами, банка варенья, музыкальное сопровождение.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Дети, покажите мне свои глазки. Какие они красивые, добрые. Сколько в них добринок.

Улыбнитесь друг другу поделитесь своими  добринками. Давайте поздороваемся с окружающим нас миром ( пальчиковая гимнастика)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!(Дети садятся)

Дети, скажите пожалуйста как называется наш край?(Алтайский)

А чем же славится наш наш край? ( Красотой, природой)

А сейчас нам Ника расскажет стихотворение про наш край.

Ника:

 Так случилось,

Что наш край

Люди стали звать Алтай

Перевод совсем простой

Это значит -  золотой

Красота вокруг такая-

Неземная, золотая.

Воспитатель: Да, дети наш Алтайский край это настоящая кладовая здоровья У нас растет очень много лекарственных растений которые славятся на всю Россию.

А какие же лекарственные растения растут у нас? (Дети перечисляют)

 А для чего они нужны человеку? ( Помогают справлять с болезнями)

Да, вот такие удивительные растения растут на нашей Алтайской земле.

Есть много трав полезных

На земле страны родной

Помогут справиться с болезнью

Ромашка, мята, зверобой!

Дети сегодня по дороге в детский сад мне встретилась знакомая бабушка Матрена и пригласила нас в гости. Она пообещала рассказать нам  истории о чудо растениях и угостить нас волшебным настоем который оздоравливает организм. Дети, а в гости принято ходить с подарками, я знаю что бабушка Матрена любит заготавливать лекарственные растения, давайте подарим ей картинки с изображением лекарственных растений нашего края. А вот картинки с растениями мы отберем те про которые я вам загадаю загадки .

(Воспитатель загадывает загадки  дети снимают с доски отгадку-картинку)

1.Ах не трогайте меня.

Обожгу и без огня. (крапива)

2.Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.(подорожник)

3.Рос шар бел,

Ветер дунул улетел.(одуванчик)

4.Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.(береза)

5.Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок белые реснички.(ромашка)

6.Говорят, я злой,

Для зверей плохой,

Не брани меня,

Помогаю я. (зверобой)

7.Я знаменита не цветами,

А не обычными листами

То твердыми, холодными.

То мягкими и теплыми (мать и мачеха)

(Дети идут в гости к бабушке  Матрене в горницу, здороваются)

Б.Матрена :День добрый детушки-касатушки! Проходите не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.

Воспитатель

Бабушка, а наши дети принесли для тебя подарки (вручает)

Б.Матрена: Спасибо, ребятки, а что вы можете рассказать мне об этих растениях.(Бабушка показывает картинку с растением ребенок называет растение и рассказывает о нем)

1.Это ромашка. Она сильно пахнет. Настоем ромашки полощут горло. А если отваром ромашки прополоскать  волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.

2.Это зверобой_растение с желтыми цветочками. Если случится беда. Обожжете руку приложите к этому месту листик или цветок зверобоя, и боль пройдет.Настой зверобоя пьют при болях в животе.

3.Это крапива.Отваром крапивы полощут волосы, тогда они растут быстрее.из крапивы варят вкусный суп, а если крапиву добавить при заваривании чая, то получится витаминный напиток.

4.Это подорожник- если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживет, настой подорожника пьют от кашля.

5. Одуванчик- соком молодого одуванчика лечат темные пятна на коже и выводят веснушки. Еще из одуванчиков варят вкусное полезное варенье.

6.Мать и мачеха- листья у мать и мачехи разные верхняя сторона листка холодная это мачеха, а нижняя сторона листа теплая это мать, настой из травы пьют от кашля.

7.Это береза – давным- давно береза приносит человеку пользу это и знаменитый березовый веник в бане, березовый деготь который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания , а еще вкусный березовый сок.

Б.Матрена: Какие вы молодцы сколько много всего знаете.

Дети, о лекарственных растениях люди знают давным -давно.Это сейчас можно пойти в аптеку и купить любое лекарство, а раньше аптек не было и люди лечились только травами, они передавали свои рецепты из поколения в поколение и так эти народные рецепты дошли до наших дней.

Посмотрите сколько у меня разных лекарственных растений в горнице!

Воспитатель: Бабушка, расскажи пожалуйста, а в какое время года ты собираешь лекарственные растения?

-Цветки я собирала когда растение цвело,

 -Корневища поздней осенью - когда плоды уже осыпаются,

 -А плоды - когда поспели.

  -А вы знаете как правильно нужно собирать растения?

Ответы детей:

-нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

-Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды, а то можно отравиться.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки т.к. на руках много пыльцы и грязи.

Б.Матрена: Молодцы ребята никогда об этом не забывайте.  Расскажите дома про наш разговор родителям, давайте будем  беречь и охранять лекарственные растения.

Ребята, а хотите узнать что у меня в корзинке, тогда вставайте в круг ( под музыку дети передают корзинку, когда музыка останавливается ребенок достает из корзинки растение и называет его)

Д/и «Узнай растение»

Б.Матрена: Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Душистый отвар.

Проходите, детки за стол я сейчас вас угощу волшебным настоем.

(Разливает  настой,   угощает детей и гостей)

-А вкусный ли был мой волшебный настой, как вы думаете почему я назвала его волшебным?

-Правильно я приготовила его из лекарственных растений, которые растут вокруг нас это… (дети перечисляют)

Воспитатель сообщает бабушке, что им пора возвращать в детский сад. Бабушка благодарит детей и дарит им мешочек с лекарственными растениями и баночку варенья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике. Тема: «В гости к Незнайке».

Итоговое занятие во второй младшей группе на конец учебного года. На занятии  продолжаем  учить детей считать до 5; закрепляем у детей понятия большой, средний, маленький; учим соотносить пр...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности «Познание» на тему: «В гостях у козы с козлятами» для детей второй младшей группы

Тема: «В  гостях у козы с козлятами».Цель: Формирование представлений детей о домашних животных.Задачи:Обучающая: Обобщить  знания детей о домашних животных и их детенышах,  особе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП ТЕМА: «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»

Конспект НОД по ФЭМП группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ. Тема: «В гости к Антошке».

Помочь детям осознать необходимость сна, подвести к пониманию того, что дневной сон полезен для роста и здоровья.Учить детей соблюдать режим и гигиену сна.Способствовать развитию самостоятельности дет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной деятельности ФЭМП на тему: «В гостях у бабушки Федоры» во второй младшей группе.

Формировать обобщающее понятие «посуда»; учить проводить элементарную классификацию посуды по их назначению; закрепить умение определять и называть цвета; развивать творческое воображение...

Непосредственно образовательная деятельность по русскому языку "В гости к бабушке Алдына"

Тематическое занятие, направлена на развитие речи через театрализованную  деятельность....