Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Деревья лиственные и хвойные».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тулина Мария Сергеевна

Сценарий НОД по образовательной области познавательного развития (окружающий мир) поможет детям старшего дошкольного возраста закрепить умение классифицировать деревья по группам: лиственные и хвойные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 комбинированного вида

 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга

СЦЕНАРИЙ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Деревья лиственные и хвойные».

        Автор составитель: воспитатель ГБДОУ №47

 Тулина Мария Сергеевна

Санкт-Петербург

2017

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Деревья лиственные и хвойные».

Цель:  Создать условия для систематизации знаний детей о деревьях.  

Обучающие задачи:

- закреплять умения классифицировать деревья по группам: лиственные и хвойные.

- продолжать формировать знания о признаках осени;

- закреплять знания о пользе деревьев.

Развивающие задачи:

- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

- развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: хвоя, кедр, лиственница, пихта, туя, кипарис, можжевельник.

 Воспитывающие задачи:

- продолжать формировать интерес к миру природы.

Оборудование: 

- демонстрационный материал с изображением осеннего леса;

- ваза с веточками деревьев, сухие листья деревьев;

- демонстрационный материал с изображением хвойных деревьев: кедр, лиственница, пихта, туя, кипарис, можжевельник;

-  раздаточные карточки с лиственными и хвойными деревьями, желтая и зелёная коробки;

- бумага для рисования, карандаши.

Ход сценария:

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся друг с другом:

Здравствуй, небо!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуй, наша большая семья!

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы угадаете, о чём мы будем сегодня разговаривать:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

Дети сидят на коврике в круг.

Дети говорят приветствие и сопровождают его движениями:

руки поднять вверх;

руками описать большой круг над головой;

плавно опустить руки на ковёр;

дети берутся за руки и поднимают их вверх.

Дети: дерево.

2

Основная часть

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы художники: в одной руке у вас кисть, а в другой – краски и вы рисуете лес.

Выставляется картинка с изображением осеннего леса.

Воспитатель: Откройте глаза. Посмотрите на эту картину. Похожа ли ваша картина на эту?

Воспитатель:  Давайте приглядимся к этой картине, увидеть, что нарисовано на этой картине могут только внимательные и зоркие ребята.

Проводится пальчиковая гимнастика «Бинокль».

Воспитатель:   Возьмите «Бинокли». Что вы видите на картине?

Воспитатель: А давайте вспомним, какие деревья могут расти в лесу?

Воспитатель: Посмотрите у меня ваза с веточками деревьев, не все веточки с листьями. Предлагаю вам разделить ветки на две группы: с листочками поставить в одну вазу, а без листочков в другую.

Во время работы детям задаются наводящие вопросы.

Воспитатель: Почему на этих веточках нет листочков?

Воспитатель: Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья?

Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем это явление?

Воспитатель: А какие признаки осени вы ещё знаете?

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо разделили веточки. Смотрите у меня много листочков, которые я собрала в лесопарке, давайте вы угадаете, с каких деревьев эти листочки.

Игра «С какой ветки детки?»

Воспитатель демонстрирует сухие листья деревьев.

Воспитатель: Какой это лист? С какого он дерева?

Воспитатель:  Молодцы! Все эти листочки были собраны в лесопарке на земле, они опали с деревьев. А как вы думаете, почему с деревьев опадают листья?

Воспитатель: Правильно! Деревья, с которых осенью опадают листочки, называют лиственными. Но некоторые деревья остаются зелеными во все времена года, про них даже загадку придумали, попробуйте отгадать:

Зимой и летом одним цветом!

Воспитатель:  Как вы думаете, зеленые веточки, каких деревьев стоят в этой вазе?

Воспитатель: Возьмите по одной «иголочке»  и рассмотрите, потрогайте, понюхайте её и расскажите об иголочке, какая она?  

Воспитатель: Ребята, «иголочки» ели и сосны — это их листочки, называются они «хвоя», а деревья с хвоей называются хвойными. А ещё их называют «вечнозелёными», благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзают даже в сильные морозы, и поэтому хвоя не опадает. А сейчас мы немножко поиграем.

Физкультминутка:

Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И елки к солнцу потянулись.

Поздоровались друг с другом,

Покачавшись в сторону.

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

Воспитатель: В наших краях чаще всего встречается ель сосна, но существуют и другие хвойные деревья, и сейчас мы с ними познакомимся.

Воспитатель демонстрирует изображения хвойных деревьев и рассказывает о них: кедр, лиственница, пихта, туя, кипарис, можжевельник.

Воспитатель: Ребята у меня есть целая картотека лиственных и хвойных деревьев, но вот беда: кто-то мне все карточки перемешал. Поможете мне разложить карточки?

Проводится игра «Наведи порядок». 

Воспитатель: Давайте будем класть картинки с лиственными деревьями в желтую коробочку, а с хвойными в зеленую коробочку.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Как хорошо вы разобрали картотеку, спасибо.  А давайте вспомним, зачем нужны деревья, какую пользу они приносят людям?

Воспитатель: Верно. Осмотрите внимательно нашу группу и найдите в предметы, сделанные из дерева.

Дети: закрывают глаза.

Предположительные ответы детей: да, не очень, похожа.

Дети складывают руки в «бинокль» и рассматривают картину.

Предположительные ответы детей:  Много деревьев, кустов, трав.

 

Предположительные ответы детей: дуб, береза, клен, тополь, липа, рябина, ель, сосна.

Дети: расставляют веточки по вазам.

Дети: опали.

Дети: листопад.

Дети: осенью.

Дети: становиться холоднее, часто идут дожди.

Дети: березовый, с березы; дубовый, с дуба; и т.д.

Предположительные ответы детей: меньше солнечного света, становится холодней, вода, и питательные вещества медленней движутся по стволу, деревья готовятся к зиме.

Дети: Ель, сосна.

Дети: Ель, сосна.

Предположительные ответы детей: Зеленая, острая, твердая и приятно пахнет.

Дети выполняют движения, согласно с текстом:

описывают большой круг руками;

руки вверх, встать на носочки;

наклоны в стороны;

руки вверх, помахать ими.

Дети: Да!

Дети по одному подходят к столу, берут карточку, называют дерево и кладут её в нужную коробочку.

Предположительные ответы детей:

очищают воздух, с них собирают урожай плодов, они радуют глаз, строят дома, делают бумагу, из деревьев изготавливают различные предметы и т. д.)

Дети оглядывают группу и называют предметы.

3

Рефлексия

Воспитатель: Скажите, какие деревья остаются вечнозелеными?

Воспитатель: Что у них вместо листьев?

Воспитатель: Почему деревья не сбрасывают хвою?

Воспитатель: Как называются деревья, которые сбрасывают листву?

Воспитатель: В какое время года это происходит?

Воспитатель: Почему это происходит?

Воспитатель: Молодцы! Давайте нарисуем любое дерево по вашему выбору. Возьмите листы бумаги и карандаши.

Выполняется творческая работа.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень красивые деревья, расскажите о них.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно. До свидания, ребята!

Дети: хвойные.

Дети: хвоя

Предположительные ответы детей:

в хвое содержится смола, которая не замерзают даже в сильные морозы, и хвоя не опадает.

Дети: лиственные.

Дети: осенью.

Предположительные ответы детей:

меньше солнечного света, становится холодней, вода, и питательные вещества медленней движутся по стволу, деревья готовятся к зиме.

Дети рисуют.

Дети рассказывают о своих рисунках.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий открытого мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну толерантность"

В сценарии подробно указан ход мероприятия с играми на развитие партнерских отношений, на развитие эмпатии и способам поведения с людьми имеющими какие - либо особенности....

Сценарий занятия логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Звуки Т -Ть"

Целью занятия является развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В заанятие включены упражнения на развитие общих речевых и моторных навыков, а также специальные у...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Растения и их среда обитания».

Сценарий НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Растения и их среда обитания" позволит педагогу создать условия для систематизации знани о растениях....

Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Сценарий тематической викторины с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй, Зимушка-Зима!»...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Деревья».

Предшествующая работа: изучение значения символов в мнемотаблицах по теме «деревья»; рассматривание деревьев во время прогулки, рассматривание иллюстраций деревьев, выделение особенностей ...