Конспект занятия по окружающему миру " Вода - волшебница"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Ермолович Ирина Васильевна

Конспек занятия по окружающему миру "Вода- волшебница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Дерезовская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

Имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Конспект занятия по окружающему миру в разновозрастной группе

« Волшебница вода»

Выполнила: Воспитатель

Некрасова И.В.


Программные задачи: 
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.


Активизировать словарь: облака, туман, изморозь, иней, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.


Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями, замораживание воды в формочках.


Материал к занятию: разная стеклянная посуда, бутылки с водой,  зеркальца, чайные ложки, сахар, соль, лимонная кислота, молоко, зеленка, картинки с изображением птиц, домашних животных, зверей, картинки из серии « Для чего человеку нужна вода», магнитофон с записью « Танец дождинок », панно «Волшебница- вода», кубики льда, разноцветные бумажные квадратики.


                                           
Ход занятия:


Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с водой, но перед тем как это сделать, я проведу такой эксперимент, открою немножко кран с водой и подставлю баночку, а потом посмотрим, что будет. Сегодня я буду вашим научным руководителем, а вы  моими учениками. Начинаем наш семинар-практикум. Ребята, вы приготовили загадки, давайте их загадаем нашим гостям.
(Дети по очереди показывают отгадки на панно)


1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)


2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)


3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)


4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет – 
Гвоздь упадет. (Сосулька)


5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)


6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)


Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде!

Воспитатель: Что же такое вода?

1.Вода - это жидкость.
Воспитатель:
 Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 72% поверхности Земли. Посмотрите, пожалуйста, на глобус. Почти вся его поверхность синего цвета, а это и есть вода.  А где в природе встречается вода? ( Ответы детей)

Воспитатель: У воды самая важная роль на планете.

Ребята, а что вы знаете о воде?

 2.  Без воды невозможна  жизнь на земле.

Воспитатель: Кому она нужна?
3. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свой дом, перевозит грузы:  (показ слайдов)

Воспитатель: Да, людям  требуется много воды.

4.Вода нужна животным, насекомым, птицам, рыбам, растениям:(показ слайдов)

5. Вода нужна всему живому на Земле!    
6. Вода нужна фабрикам, заводам, в сельском хозяйстве, в медицине.
                                                                                                                                 
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)

                                        ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ
Воспитатель: А сейчас предлагаю  моим ученикам  занять места в лаборатории для проведения опытов. Итак, мы с вами сказали, что вода это жидкость. Она течет, ее можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Давайте попробуем.
Что произойдет с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода имеет жидкое состояние.
Давайте найдем на панно жидкое состояние воды (роса, дождь, ливень, река)

                                       ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ
 Воспитатель: Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии еще может быть вода. Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром зеркальца, на них образуются капельки воды.
Вывод: Вода бывает в газообразном состоянии: это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса.  В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
Показ на панно  газообразного состояния воды (туман, облако)

                                     ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ

 Воспитатель: Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой. Показать детям ледяные кубики. Вода превратилась в лед. А что произойдет с кубиками льда в теплой комнате? Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед, снег, град, иней, изморозь, сосулька. (показать на панно)

Воспитатель: Итак: Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.  

                                              СВОЙСТВА ВОДЫ:

                                    1. ЦВЕТ
 Воспитатель: Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на квадратик стакан с водой. Рассмотрите его под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Сейчас я в воду добавлю волшебную капельку ( зеленку), посмотрим,  что произойдет с ней? Изменила вода свой цвет? А если добавить молоко? (примеры детей)

Вывод: вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
 

                                     2.ЗАПАХ

Воспитатель: Имеет ли вода запах? Предложить детям понюхать воду в стаканчике.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).

Воспитатель: А если  и заварить кофе, появиться ли запах? (можно заварить душицу, чабрец) Этот опыт вы проведете дома с родителями, а завтра мне расскажите, изменит ли вода запах.

                                      3. ВКУС
Воспитатель: Давайте выясним, имеет ли вода вкус? Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).

Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находиться у вас на столе, хорошо размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Кто что добавил в воду?

Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Значит вода – это мощный растворитель.


Воспитатель: Давайте подведем итоги.
Вывод: Вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха и вкуса, является мощным растворителем.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о воде.  Воды на планете у нас много,  ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь и очищать?  Всем нужна чистая вода - загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
. Как мы можем этому помочь?

Ответы детей:

- не бросать мусор в водоемы,
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения

Воспитатель: А давайте посмотрим, что у нас произошло в умывальнике?

 Капелька за капелькой и баночка наполнилась водой. Какой же вывод нужно сделать?

  (Ответы детей)
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования


Воспитатель:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг, в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда,
Эта волшебница наша – вода!

Воспитатель: Ребята, большое вам спасибо за помощь, за проведение опытов, вы мне все сегодня очень понравились.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по окружающему миру "Вода-водичка"

для детей младшего дошкольного возраста...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру " Вода. Свойство воды"

Выяснить имеет ли вода цвет, запах, вкус....

Конспект занятия по окружающему миру «Вода течет, разливается».

Создание  условий  для развития  младшего  дошкольника,  его  экологическое   воспитание  через  знакомство со  свойствами  воды....

Конспект занятия по окружающему миру "Вода"

конспект занятия по окружающему миру "Вода", дополненный презентацией...

План-конспект занятия по окружающему миру "Вода и ее роль в жизни человека"

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе форм...