Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Африкe»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Щегорцова Екатерина Ивановна

Формировать у детей представление об особенностях природы Африки, продолжать формировать представление о взаимозависимости от среды обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_puteshestvie_po_afrike.docx876.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Путешествие по Африкe»

с детьми старшего дошкольного возраста

( используемые технологии: мультимедийная презентация, здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности.)

Автор – составитель: воспитатель

Щегорцова Екатерина Ивановна

2017

Цель: знакомство с растительным и животным миром Африки

Задачи

Образовательные

  • Познакомить с растениями и животными пустыни и африканской степи.
  • Сформировать представления о взаимозависимости живых организмов и средой обитания.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес к представителям живой природы.
  • Развивать внимание при решении творческих заданий.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Умение выслушивать и дополнять ответы друг друга.
  • Воспитывать уважительное отношение к природе и животным.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Используемые оборудование и материалы:

Ноутбук, мультимедийный проектор, широкоформатный экран, презентация в формате МS PowerPoint. «Кто в Африке живет?». Песок для экспериментирования, карта мира, воздушный шарик.

Предварительная работа:

Рассматривание карт, глобусов. Чтение и рассматривание журналов, энциклопедий по теме «Африка». Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки. Просмотр презентации «Кто в Африке живет?», «Обитатели жарких стран».

 Чтение книг «Бармалея», «Айболит» К. Чуковского. Просмотр мультфильмов «Маугли», «33 попугая»

Этапы

  1. Организационный момент
  2.  Психогимнастика « Дарим настроение»
  3. Загадка про Африку
  4. Стихотворение «Африка! Африка!»
  5. Сюрпризный момент
  6. Беседа о растениях и животных пустыни
  7. Эксперимент с песком
  8. Физминутка
  9. Саванна
  10. Коллаж
  11. Рефлексия

Ход взаимодействия

1.Организационный момент (дети вместе с воспитателем стоят в кругу)

Воспитатель. Дети скажите, какое у вас сегодня настроение. У меня хорошее,  я рада видеть вас.

2. Психогимнастика «Дарим настроение»

(воспитатель хлопает в ладошки, передает настроение другому, а дети повторяют движения делятся своим настроением)

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети. Да

Воспитатель. Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку.

3. Загадка.

Материк лежит большой,

Самый жаркий и сухой

Там и лето круглый год.

Кто его мне назовет?

Дети. Африка

Воспитатель. Да конечно это Африка, самый жаркий материк.

 На экране слайд №1

                C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\африка.jpg

4. Стихотворение

Африка! Африка!

Волшебная страна

Отправляемся мы в Африку.

Давно нас ждет она.

Воспитатель. А как же нам добраться до Африки?

Дети. На самолете, на поезде, на корабле.

Воспитатель. У меня другое предложение. Давайте отправимся в путешествие на воздушном шаре.

5. Сюрпризный момент.

( Появление воздушного шарика, дети берутся за веревочку на воздушном шарике)

Воспитатель. Для того чтобы отправиться нам в путешествие нужно закрыть глаза, произнести слова.

Ра- ра- ра - начинается игра.

Са- са - са – ждут в пути нас чудеса.

6. Беседа о растениях и животных

Воспитатель. Ой, ребята, а где это мы оказались? Здесь сухо и жарко. И почти ничего не растет, только завывает ветер: у-у-у. шуршит песок: ш-ш-ш-ш. Годами не бывает дождей.

Дети. Пустыня

На экране слайд №2

             C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\пус.jpg

Воспитатель. А как называется самая большая пустыня мира?

Дети. Пустыня Сахара.

Воспитатель. Почему так называется? Как вы думаете?

Дети. Потому-что, там ничего нет.

Воспитатель. Правильно, от слова пусто, ничего нет. Как вы думаете, могут в таком месте жить растения?

Дети. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.

Воспитатель. Как же они обходятся без воды?

На экране слайд №3

                C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\slide_7.jpg

Дети. У этих  растений очень длинные корни. Длинные корни нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землей.

Воспитатель. Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но посмотрите, что за чудо. Высокое животное с горбом на спине.

Загадка .

Живет он долго без воды

А еще дольше – без еды.

В еде вообще неприхотлив

Ему не надо сладких слив.

Колючка – лучшее из блюд

А зовут животное…

Дети. Это верблюд.

На экране слайд №4

      C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\верблюд.jpg

Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о верблюде?

Дети. Верблюды очень выносливы. На ногах толстые мозоли. Они спасают от наколенного солнцем песка. Чтобы верблюду было удобно ходить по песку, шерсть густая и длинная. Она помогает переносить дневную жару и ночной холод. Нетребователен к пище, питается колючками.

Воспитатель. А как вы думаете, почему верблюды могут так легко передвигаться по раскалённому песку и не проваливаться?

7. Экспериментирование

Воспитатель. Чтобы ответить, на этот вопрос давайте проведем такой эксперимент. Ребята, проходите за столы.

( у каждого ребенка посуда с песком и карандаши)

- Представьте, что этот острый карандаш - модель ноги человека, а ластик на карандаше - нога верблюда.

-Покажите, как ходит по песку человек, а теперь верблюд.

(дети  выполняют действия на песку)

- Посмотрите на эти следы, что вы можете сказать?

Дети. У человека нога проваливается глубоко-глубоко, ему тяжело ходить по песку, а верблюда остаются только следы.

Воспитатель. Какой можем сделать вывод: широкие мозоли у верблюда для того, чтобы не проваливаться при ходьбе по песку.

На экране слайд №5

Посмотрите,  какие у верблюда мозоли на ногах.

  C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\мозоли.jpg

Воспитатель. Там где на поверхность выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы. В них растут финиковые пальмы. Есть растительность, живут животные и живут люди. Звери приходят на водопой..

8. Физминутка

К реке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре-

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно.

Вместе раз, это брасс

Одной, другой - это кроль.

 Вышли на берег

(движения выполняются по тексту)

9. Ребята, мы с вами попали в африканскую саванну

Слайд №6

Чем покрыта земля в саванне?

     

Дети. Она покрыта травой, здесь она всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя, и зеленая сочная после дождей.

Воспитатель. Кое-где в саванне растут гигантские деревья. Это баобабы.

Слайд №7

Толщина ствола баобаба такова, что для того, чтобы обхватить его нужно взяться за руки целой группе детей детского сада

        C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\бао.jpg

Воспитатель. Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

-Что за зверь рычит?

Дети. Это царь зверей лев.

Слайд №8

- Что вы знаете о льве?

                   

Дети. Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы.

Воспитатель. В саванне живет самое высокое животное на земле. Какое?

Дети. Жираф.

Слайд №9

-У жирафа длинные ноги, длинная шея. Он высокий с двух этажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья.

Самое любимое лакомство жирафа листья акаций.

Еще в саванне живут: зебры, антилопы, газели.

     C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Загрузки\жираф.jpg

Воспитатель. Еще в Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

И петь не поет,

И летать не летает..

За что же народ

Его птицей считает?

Дети. Страус

Слайд №10

- Он не умеет летать. Почему же его называют птицей?

                 

Дети.  У страуса есть крылья. Служат они ему лишь украшением. На голове, как у всех птиц - клюв. Страусы, как и все птицы, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. Яйца у страуса 15-17 см в диаметре. Страусы очень прожорливы. Их еда - это растения, ягоды, зерна.

Воспитатель. А еще в саванне живут африканские гиганты. Я загадаю вам загадку.

Огромный, серый с добрым нравом.

Идет по джунглям величаво

И длинным носом, как рукой

Поднять он может нас с тобой

- О каком животном говорим в загадке?

Дети. Слон

Слайд №11

- ребята, по каким признакам узнали, что это слон?

             

 Дети. У слона есть хобот и бивни. С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев. Он может перенести толстое дерево.

Воспитатель. А теперь отгадайте животное название, какого состоит из двух слов: нос, рог.

Дети. Носорог.

Слайд №12

                     

Воспитатель. В Африке есть очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, уже подходит к концу. И нам пора возвращаться в детский сад. Беритесь за веревочку на шаре и произносим, слова закрыв глаза.

Ад-ад-ад – мы вернулись в детский сад.

10. Коллаж

Воспитатель. Сейчас ребята каждый из вас вырежет понравившееся животное и наклеит на материк Африки там, где оно больше водится.

(дети по трафарету обводят животных и вырезают)

11.Рефлексия.

(дети повторят слова за воспитателем)

Воспитатель.

Я по Африке гулял

И зверей там повидал

Длинношеего жирафа

Высотою аж в три шкафа

И огромного слона

Черепаху, тигра, льва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»

laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный  мир. ·...

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Методическая разработка сценария музыкально-спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Мультипультию»

сценарий музыкально-спортивного досуга на тему отечественных мультфильмовЦель -  Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать творческие способности дошкольниковЗадачи: Укреплени...

Методическая разработка сценария развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам С. Я. Маршака»

Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.Задачи:- Воспитывать интерес к детской литературе и чтению;- Совершенствовать навыки игры в подвижных играх;- Развивать устойчивое...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

laquo;Путешествие в мир природы»Актуальность проведения:         Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не мож...