Конспект по познавательному развитию "Как услышить и увидить воздух!
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чернощек Наталья Валентиновна

развитие интереса к  исследовательской и познаваттельской деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 42

Кировского района Санкт-Петербург

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 (ребенок и окружающий мир)

«Как увидеть и услышать воздух»

(для детей старшей группы)

Воспитатель: Чернощек Наталья Валентиновна

                                                                     

                                                         Санкт – Петербург

                                                             2018

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром. 

Материалы: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, ½ альбомный лист по количеству детей, простые карандаши

                                              ХОД  НОД

Дети сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель:  послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем!

(воздух)

воспитатель - Правильно, это воздух. О нем и пойдет речь на нашем занятии.

Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нашей группе. На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Незнайки. Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они ничего не знают о воздухе. Помогите разобраться! Ваш Незнайка.

Воспитатель: ну что поможем?

Дети: да

В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Что еще бывает прозрачным?

Дети: вода, окно, лед, аквариум, стакан, озеро

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: предлагает детям превратиться в волшебников и самим проделать опыт.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Д: Лаборатория.

В: правильно
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты
Начало путешествия . (Дети встаю, берутся за руки идут по кругу)
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

(Из маленького круга делают большой)

Ждет волшебная страна. ( кружатся, шагают на месте)

Надо нам попасть туда

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся)

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Дети садятся за столы, где лежат на каждого пакет полиэтиленовый.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель:  Ребята, какой мы можем сделать выводвоздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и невидимый.

Опыт№2»: Давайте помашем ладошкой в лицо.

Воспитатель - Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы можем почувствовать.

В: а воздух интересно вкусный?

Д: ответ детей

Воспитатель: А давайте попробуем.

Опыт №3и 4

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух

Дети: безвкусный

В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

В: берет тряпочку, которая пропитана духами и размахивает

В: Что вы чувствуете?

Д: аромат

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
В:. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.

-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем. Вставайте около стульчиков. Давайте вспомним слова и движения физкультминутки, которая называется «Дует ветер нам в лицо»(соотносим слова с движениями).

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!

-Хорошо, ребята, молодцы.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 5 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами наблюдали на улице когда качаются деревья - их заставляет ветер


Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

ИТОГ НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог нашему занятию, и вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о воздухе

Воспитатель: Что ещё мы делали?

Дети: проводили опыты

Показывает схему зарисовку опытов

Воспитатель: Давайте вспомним опыт№1

Воспитатель:  Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Дети: да

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам взять и зарисовать свои наблюдения

Рисуют пакет с воздухом.

В: Воздух можно почувствовать?

Д: да, рисуют качающиеся деревья  или ладошку по желанию

В: может, переносит запахи?

Д: да

В: зарисовывают духи…

В: Воздух можно услышать?

Д: да

Зарисовывают шарик или по желанию детей

Воспитатель: Он-невидимка. Он повсюду: вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Он нужен для дыхания людям, животным и растениям.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали. Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»

«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»на тему: «Как увидеть воздух». Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детски...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"

Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия по исследовательской деятельности: "Как увидеть воздух?"

Дать детям знания о понятии "воздух", с использованием моделирования, опытов....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....