План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Волга – матушка река»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Марина Александровна

Данное занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста и направлено на формирование простейших географических представлений о Волге, любознательности, стремления изучать природу о родном крае.

Предлагаемое занятие направленно на развитие умения общаться  и взаимодействовать детей с взрослыми и сверстниками. С помощью этого занятия у детей будет развиваться умение сопереживать, отзывчивость, уважительное отношение к Малой родине, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

«Волга – матушка река»

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

«Познавательное развитие»

1. Формировать простейшие географические представления о Волге.

2. Формировать любознательность,  стремление изучить природу о родном крае.

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Развивать умение общаться  и взаимодействовать детей с взрослыми и сверстниками.

2. Развивать умение сопереживать, отзывчивости.

3. Формировать уважительное отношение к Малой родине.

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Продолжать формирование эстетического отношения к окружающему миру.

2. Учить воспринимать музыку,  живопись, художественную литературу, фольклор.

Методы и приемы:

- практические: упражнения, игровые ситуации, отгадывание загадок.

- наглядные: наблюдение (демонстрация картин, слайдов).

- словесные: объяснение, рассказ воспитателя, детей, чтение стихов.

Материалы и оборудование:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Народная подвижная игра, физ. минутка,

Игровая

Игровая ситуация, дидактическая игра

Познавательно-исследовательская

Наблюдения

Коммуникативная

Беседа, речевые  ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

 Чтение, обсуждение

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые)


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Формировать любознательность,  стремление изучить природу о родном крае

Игровая ситуация «Отправляемся в путешествие»

Мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по родному краю. А начнем мы наше путешествие с нашей прекрасной реки, на которой и находится наш родной город. Как называется эта река?

Вьется синей  лентой

Волга средь полей
Дорогой и славной
Родины моей.
На холмах у Волги,
Где реки изгиб,
Долго, очень долго
Город мой стоит.
Небольшой, но славный
Город мой родной.

Как называется наш город?

На чем можно  путешествовать?

На пароходе мы плывем

И дружно, хором  все  поем

Дружно сели все на наш пароход

Спрашивает,  кого из сказочных героев мы возьмем с собой? Конечно самого знающего, чтобы он рассказал нам о нашей реке.

Прикрепляет к доске изображение сказочного героя.

Ответы детей

Волга

Пароходе

Упражнение «пароходик» (развитие плавного речевого дыхания).Дети выполняют упражнения «Пароходик» под сопровождение песни «Течет река Волга”

Волга - матушка- река

Глубока и широка

Проходят и садятся на стульчики

Знайку


Деятельностный

Формировать простейшие географические представления о Волге (познавательное развитие).

Развивать умение общаться  и взаимодействовать детей с взрослыми и сверстниками.

Развивать умение сопереживать, отзывчивости.

Формировать уважительное отношение к Малой родине. 

(социально-коммуникативное развитие)

Продолжать формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Учить воспринимать музыку,  живопись, художественную литературу, фольклор.

 (Художественно-эстетическое развитие)

Беседа на пароходе

Пробужден интерес к изучению родного края.

Сформированы простейшие географические понятия о Волге (где берет начало, куда впадает)

А теперь вместе со Знайкой я расскажу Вам о Волге.

Начинает рассказ с показом слайдов.

Волга начинается небольшим ручейком с Валдайской возвышенности у деревни Волгино Верховье в Тверской области

Собирая воды сотен притоков, Волга превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море.

Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Весной, когда тают снега, она широко разливается. Летом река сильно мелеет и это очень мешает судоходству.

Просматривают слайды и карту во время рассказа

Подвижная народная игра “Ручеек”

А теперь давайте поиграем подвижную народную игру «Ручеек». Выходим на палубу парохода.

Знакомство с правилами игры.

Вот так и Волга наша начинается с простого ручейка.

Встают парами друг за другом и поднимают руки.

Образуют ручеек.

Игрок, которому не досталась пара идет к началу ручейка и произносит слова:

“Ручей, ручей, ручеек

Здравствуй миленький дружок

Можно с Вами поиграть?

Дети встают парами друг за другом и поднимают руки.

Образуют ручеек

Игрок, которому не досталась пара идет к началу ручейка и произносит слова:

“Ручей, ручей, ручеек

Здравствуй миленький дружок

Можно с Вами поиграть?

Дети отвечают

“Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай” игрок выбирает пару и становится в конец ручейка. Все повторяется.

Сформировано понимание того, что река начинается с ручейка

Дидактическая игра «Поймай рыбку»

Закреплены знания о речных рыбах

С волжскими речными просторами связаны привычные для нас картины, такие, как радуга, восход и заход солнца.

Волга – это дом для рыб. Предлагаю порыбачить.

(Показ слайдов)

Называют речных рыб.

Физкультминутка «Речка»

Умеют согласовывать движения со словами

Давайте остановимся у берега и поплаваем.

Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди.

Сверху мостик — погляди

Как приятно в речке плавать!

Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?

А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем.

Плавательные движения

Повороты влево, вправо

Потягивания - руки вперед

(Потягивания — руки вверх.)

(Плавательные движения.)

(Ходьба на месте.)

(Потягивания — руки вверх.)

Дидактическая игра «Птицы, живущие на Волге»

Закреплены знания о птицах, живущих на Волге

На берегах Волги живет много птиц, зверей, растут леса. Всех их поит река Волга. Ребята, подскажите, какие птицы живут на Волге?

Называют птиц по карточкам

Отгадывание загадок о реке.

Приучены к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развита способность к анализу, обобщению.

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.

Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая …

Синяя сестрица, быстрая водица
Вдоль дружков, бережков в океан стремится.

Синяя Косица
Меж камней теснится.

Летом бежит, зимой спит, 
Весна настала - опять побежала.

Отгадывают загадки

Заключительный

Игровая ситуация Возвращение»

Закреплены представления о Великой русской реке Волге.

Наше путешествие подходит к концу. Надо спешить в детский сад.

Спрашивает, что же нового узнали сегодня о родном крае? Как называется река, на которой стоит наш город?

Заканчивает путешествие отрывком из стихотворения (автор: А. Яшерова):

Интересной полосою
Вдоль по карте я тянусь,
И богатством, и красою
Прославляю нашу Русь.

Рек в Европе не найдется
Мне подобных по длине,
Целый полк судов несется
По раздольной быстрине…

Отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в 1 младшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели «В стране игрушек» по теме «Любимая игрушка» Подготови

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федера...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке Волге" в старшей группе.

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие по реке Волге» Интеграция образовательных областей:  позн...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Профессий много на земле…» Подготовила : Рафикова Эльмира Тихфятовна, воспитатель 2

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группеТема: «Пр...