План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рафикова Эльмира Тихфятовна

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние питомцы»

«Научим поросенка Хому говорить правильно».

Приоритетная  образовательная область: «Речевое развитие».

Задачи:

- уточнить произношение и артикуляцию звуков «х, хь». Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах, совершенствовать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук) (Речевое развитие);

- дифференцировать звуки « х», «хь» на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память (Познавательное развитие);

- продолжать развивать усидчивость, внимание к речи воспитателя. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу (Социально – коммуникативное развитие).

Интеграции с другими образовательными областями:

- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;

- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Социальнокоммуникативное развитие».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, объяснение, вопросы.

Практические: художественное слово: загадки, дидактические игры: «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».

Наглядные: рассматривание картины «Домашние животные», предметные картинки, опорная картинка, игрушка поросенка.

Материалы и оборудование:  индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал   (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух,  муха, магнитная доска,  опорная картинка (символ звука «х» – ребенок согревает руки дыханием, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.

   

 Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Двигательная

Физ. минутка «Прогулка в лес».

Игровая

Физ. минутка «Прогулка в лес»; дидактические  игры «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».

Познавательно-исследовательская

Рассматривание картины «Домашние животные».

Коммуникативная

Беседа «Ознакомление со звуком «х»,  «хь». Описание воспитателем артикуляции звука «х».

Чтение художественной литературы

Загадки.

 

Логика образовательных областей.

 

Структурные части

 

Деятельность воспитателя

1

2

1.Сюрпризный  момент.

    Дети стоят на ковре:

 

 

 

 

 

 

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер.

«Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома».

- Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка).

А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а.

- Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.

 

2.Беседа: «Ознакомление со звуком «Х», «ХЬ».

 

Сегодня мы познакомимся со звуком «Х» и его братиком «Хь», будем учиться, правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому.

 

3.Предлагает воспитатель  вопросы  пояснения для детей.

Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О.   Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить). Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? Каким цветом мы обозначаем  в схеме синим цветом (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются.

4.Описание   воспитателем артикуляции звука «Х»:

 

Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук «х» язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее,  звуки  произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с воспитателем).

 

5.Проговаривание звуков «Х», «хь» с помощью воспитателя (опорная картинка).

 

(«х» - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, «Хь» - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за воспитателем индивидуально и хором. Игра: «Два квадрата»:  воспитатель показывает синий квадрат – дети произносят «Х», зеленый квадрат – «х» (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат.

 

6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики.

«Прогулка в лес» (дети двигаются по круг).

 

Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья  (ходьба с высоким подниманием коленей). Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох! ». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом – «Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах! »

 

7.Звуковой анализ слога «ах».

Игра «Живые звуки».

Цель: Развивать логику, мышление, сообразительность.

 

Какой первый звук? – «А», какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – «х», какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места по порядку.

•самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми,

•чтение схемы  (воспитатель показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук «а», показывает на синюю фишку – «х», проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: ах.

8. Определение  звуков «х», «хь» на слух и в произношении в словах:

Игра «Подарки»:

 

У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – «х», духи – «хь») – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка.

9. Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цель: Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь.

Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите?

- Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите:

У хозяина был (петух).

У хозяина были (петухи).

Хозяин кормит своего (петуха).

Он ухаживает за одним (петухом).

Хозяин ухаживает за своими (петухами).

Хозяин рассказывает о своем (петухе).

 

10.Итог.

Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. – «х», «хь». А, чтобы хотели вы еще узнать? Что больше всего вам запомнилось?

Хоме понравились ваши ответы.

- Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки «х», «хь». Теперь я знаю, что меня зовут Хома.

 

 

 Список литературы:

1.   Агеева М.Д. // Веселые загадки и пословицы,  загадки обманки.

- Творческий центр Сфера М.- 2004.

2. Воровская М. А.  Дидактические  игры в детском саду - 2005г.

3.Ожегов С.И. Словарь.

4.Петрова  Н.Н., Новоярцева  Н.В. // Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. - 2009.

5.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г.

6.Петрова В.И. Развитие речи в детском саду. Просвщение.-2005г.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyat_zkr_homa.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние питомцы»

«Научим поросенка Хому говорить правильно».

Приоритетная  образовательная область: «Речевое развитие».

Задачи: 

- уточнить произношение и артикуляцию звуков «х, хь». Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах, совершенствовать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук) (Речевое развитие);

- дифференцировать звуки « х», «хь» на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память (Познавательное развитие);

- продолжать развивать усидчивость, внимание к речи воспитателя. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу (Социально – коммуникативное развитие).

Интеграции с другими образовательными областями:

- по задачам и содержанию психолого – педагогической работы: «Познавательное развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»;

- по средствам организации и оптимизации образовательного процесса: «Социально – коммуникативное развитие».

Методы и приемы:

Словесные: беседа, объяснение, вопросы.

Практические: художественное слово: загадки, дидактические игры: «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».

Наглядные: рассматривание картины «Домашние животные», предметные картинки, опорная картинка, игрушка поросенка.

Материалы и оборудование:  индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал   (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух,  муха, магнитная доска,  опорная картинка (символ звука «х» – ребенок согревает руки дыханием, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.

   

 Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Двигательная

Физ. минутка «Прогулка в лес».

Игровая

Физ. минутка «Прогулка в лес»; дидактические  игры «Подарки»; «Закончи предложение»; «Живые звуки».

Познавательно-исследовательская

Рассматривание картины «Домашние животные».

Коммуникативная

Беседа «Ознакомление со звуком «х»,  «хь». Описание воспитателем артикуляции звука «х».

Чтение художественной литературы

Загадки.

Логика образовательных областей.

Структурные части

Деятельность воспитателя

1

2

1.Сюрпризный  момент.

    Дети стоят на ковре:

Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер.

«Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома».

- Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка).

А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а.

- Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.

2.Беседа: «Ознакомление со звуком «Х», «ХЬ».

Сегодня мы познакомимся со звуком «Х» и его братиком «Хь», будем учиться, правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому.

3.Предлагает воспитатель  вопросы  пояснения для детей.

Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О.   Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить). Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? Каким цветом мы обозначаем  в схеме синим цветом (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются.

4.Описание   воспитателем артикуляции звука «Х»:

Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук «х» язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее,  звуки  произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с воспитателем).

5.Проговаривание звуков «Х», «хь» с помощью воспитателя (опорная картинка).

(«х» - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, «Хь» - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за воспитателем индивидуально и хором. Игра: «Два квадрата»:  воспитатель показывает синий квадрат – дети произносят «Х», зеленый квадрат – «х» (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат.

6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики.

«Прогулка в лес» (дети двигаются по круг).

Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья  (ходьба с высоким подниманием коленей). Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох! ». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом – «Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах! »

7.Звуковой анализ слога «ах».

Игра «Живые звуки».

Цель: Развивать логику, мышление, сообразительность.

Какой первый звук? – «А», какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – «х», какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места по порядку.

•самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми,

•чтение схемы  (воспитатель показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук «а», показывает на синюю фишку – «х», проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: ах.

8. Определение  звуков «х», «хь» на слух и в произношении в словах:

Игра «Подарки»:

У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – «х», духи – «хь») – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка.

9. Дидактическая игра: «Закончи предложение».

Цель: Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонационально выразительную речь.

Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите?

- Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите:

У хозяина был (петух).

У хозяина были (петухи).

Хозяин кормит своего (петуха).

Он ухаживает за одним (петухом).

Хозяин ухаживает за своими (петухами).

Хозяин рассказывает о своем (петухе).

10.Итог.

Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. – «х», «хь». А, чтобы хотели вы еще узнать? Что больше всего вам запомнилось?

Хоме понравились ваши ответы.

- Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки «х», «хь». Теперь я знаю, что меня зовут Хома.

 Список литературы:

1.        Агеева М.Д. // Веселые загадки и пословицы,  загадки обманки.

- Творческий центр Сфера М.- 2004.

2. Воровская М. А.  Дидактические  игры в детском саду - 2005г.

3.Ожегов С.И. Словарь.

4.Петрова  Н.Н., Новоярцева  Н.В. // Развивающие игры для
дошкольников. Ярославль, Академия Холдинг. - 2009.

5.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва, Просвещение, 2011г.

6.Петрова В.И. Развитие речи в детском саду. Просвщение.-2005г.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Весна»

Формирование умений у детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, представлений детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мнемотаблице)».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: речевое развитие( развитие речи) Тема: «Заучивание стихотворения: « Снежок». ( по мне...