Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Долотина Татьяна Валерьевна

Формирование умений у детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, представлений детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_gruppadolotina_t.v.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Весна»

Подготовила воспитатель:

Долотина Т. В.

р.п.Шатки, 2021г.

Цель: 

формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей.

2. Развивающие: развивать связную речь, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3.Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Оборудование: магнитофон, ноутбук, проектор, экран, указка-сосулька, мяч, письмо в конверте, воздушный шар.

Демонстрационный материал: презентация, мнемосхемы, аудиозапись пения птиц.

Методы и приемы:

—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов с помощью мнемосхем, слушание пения птиц.

- наглядный: рассматривание мнемосхем.

-игровой: игровые упражнения («Составь словосочетание»«Придумай предложение»).

- практический: рисование картин о весне.

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны»;

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна», беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.

•дидактические игры: «Когда это бывает?»«Нарисуй портрет весны»«В гости к весне».

Ход  НОД:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

В: Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (доброе)

В: Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас! Все вместе: Доброе утро!

В: У нас сегодня много гостей, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

В: Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетел воздушный шарик. Здесь письмо! Хотите узнать, что в нём написано? - Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста!» Пингвинёнок.

Проблемная ситуация.

В: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям? (поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки, нарисовать рисунки)

В:Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

В: Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

В:Молодцы, правильно!

В:А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что там всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Звучит аудиозапись «Пение птиц».

В: Ребята, вы слышите, кто-то поет, Кто же это (Птицы). Давайте присядем и послушаем.

(Дети с воспитателем переходят на стульчики к экрану (Презентация). На экране картинка на весеннюю тему)

В:О чем она рассказывает? (о весне) А сколько месяцев у весны (Три)

В: Назовите их. (Март, апрель, май).

В: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какой месяц на ней изображен? Почему? (Это март, снег начинает таять, появляются проталины)

В: Правильно ребята, это март. А еще его называют Март - Протальник, потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины. Снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного, и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода.

В: А сейчас посмотрите на следующую картинку. Какой месяц на ней изображен? (апрель) Как вы догадались (снег почти растаял)

В: Апрель - Снегогон, потому что быстро, разливаясь ручьями тает снег. Ну-ка, приглядитесь к веточкам, на них маленькие пушистые комочки. Это почки, из них скоро появятся первые листочки. Снег почти растаял, а кое-где, на открытых участках, уже появилась зеленая травка. На лесных полянах синеют подснежники.

(На экране слайд картинка Май)

В: Какой месяц на ней изображен? (Май) Как вы догадались? (От снега ничего не осталось)

В: Май - Травень, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Вот и полностью очистилась природа от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг раскрываются венчики цветов. Расцветают деревья и кустарники. Птицы заливаются в весеннем лесу, радуются солнцу.

II. Основная часть

В: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька).

В: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть. (Дети встают)

Игра «Волшебная сосулька».

В: Тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. (Дети встают полукругом).

В: Весна (какая): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.

В: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

Игра «Скажи наоборот».

В: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

• Зима ушла, а весна – … (пришла).

• Зима холодная, а весна – … (тёплая).

• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

В: Все правильно ответили, молодцы!

Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,

Улыбнулись (улыбаются)

Потянулись (тянутся)

Раз – росой умылись (умываются)

Два – изящно покружились (кружатся)

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают)

А четыре – полетели (бегают)

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

(Дети садятся на стульчики).

В: А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвинёнок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

В: В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждое окошко это новое предложение.

1. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 1.

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

2. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 2.

Наступила весна. Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую. Я очень люблю весну!

3. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 3.

Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко. Тает снег и появилась первая зелёная травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Прилетают первые птицы с юга и вьют гнёзда. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Девочки и мальчики радуются солнцу.

4. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 4.

Наступила весна. Солнышко стало ярче и теплее пригревать. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую. Дети пускают в ручейках кораблики. Появляется первая зеленая трава. Из под снега пробивается травка. На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Появляется первая травка. Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

5. Рассказ по мнемосхеме «Весна» № 5.

Наступила весна. Весной день длиннее, а ночь короче. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь. Весной на деревьях распускаются листочки. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов. Снег становится тёмным, рыхлым, тает и по земле бегут ручьи. На земле появляются проталины, а прямо из под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.

6. Рассказ по мнемосхеме «Весна» №6.

Весной в лесу просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки. Белка и заяц меняют цвет шубки. Белочка становится рыженькая. Зайчик становится серый. Весной днём становится жарче. Снег тает, и бегут ручьи, На земле появляются проталинки. В лесу вырастают подснежники. Весной на деревьях распускаются первые клейкие листочки. С тёплых стан прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов. Первыми прилетают грачи. Все рады приходу весны.

В: Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы о весне и отошлём их пингвинам.

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

(Установка на дальнейшую деятельность)

В: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

В: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила (Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т. д.)

В: Сегодня в свободное время вы самостоятельно нарисуете весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Георгин» Область «Познавательное развитие» Тема: «Земля - наш общий дом»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Образовательные з...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего возраста в области «Познавательное развитие». Тема: «Страна знаний и умений» ( с использованием ИКТ)

1.     Развивать у детей представления о цвете, о длине.2.     Формировать навык понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.3....

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе Познавательное развитие Речевое развитие Тема: Составление рассказа об игрушке

Непосредственно-образовательной деятельности в средней  группе     Познавательное развитие  Речевое развитие Тема: Составление рассказа об игрушке        ...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие  Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ ...

Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе по познавательно - речевому развитию Тема: «Дружат дети всей земли»

Основная образовательная деятельность:  познавательная деятельностьИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,речевое развитие, физическое развитие.Цель: Формировать...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию Тема « Усатый -полосатый»

Цель:. развитие любознательности и активности в процессе собственной деятельности в создании выразительных и интересных образов в рисункахЗадачи:Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельнос...

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому развитию. Тема «Путешествие в прошлое – День Победы»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Форма про...