Проект по экологическому воспитанию "Зеленые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Залевская Елена Юрьевна


Использование данного проекта по экологическому воспитанию позволит создать условия для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологического воспитания через знакомство с жизнью растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_v_sredney_gruppe.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект  в  средней группе                  «Зеленые друзья»

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания детей о растениях: комнатных и цветущих травянистых;
  2.  Учить замечать красоту окружающих растений, дать представления о клумбе, о растениях, которые человек высаживает для красоты;
  3. Воспитывать доброе отношение, отзывчивость, любовь ко всему живому, в том числе и к растениям;
  4. Развивать интерес к природе, знакомить с правилами поведенияв природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев).

Сроки реализации проекта: с 2 по 13 апреля 2018г.

Этапы:

  1. Подготовительный – 2 апреля;
  2. Основной – 3 – 12 апреля;
  3. Заключительный – 13 апреля.

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  1. Чтение стихов Чтение стихов, потешек, загадок о растениях
  2.  Оформление фотовыставки «Цветы: комнатные, полевые, садовые».
  3.  Продуктивная деятельность: лепка «Цветочная поляна»
  4. Продуктивная леятельность: аппликация «Тюльпаны – весенние цветы»
  5. Продуктивная деятельность: рисование Красивые цветы»
  6. Тематическое занятие: «Комнатные растения»
  7.  Посев семян настурции на рассаду.
  8.  Консультация для родителей: «Нужны ли растения в доме»

Исполнители проекта педагоги и дети средней группы, родители.

Ожидаемые конечные результаты:

  1.  Расширять кругозор детей о растениях: комнатных, полевых, садовых.
  2.  Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  3.  Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достяжении общей цели воспитания гармонически развитых детей.
  4.  Поисковая работа и ее результат: печатная продукция (альбомы «Комнатные растения», «Садовые цветы», «Полевые цветы», Лото «Части растения») пополнение уголка природы новыми «зелеными питомцами».

Актуальность темы:

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Дети 4-5 лет сенситивны к разным видам предметной деятельности, прежде всего к игровой.

В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающим мире. Дети средней группы любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем.

Этот возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования осознанного отношения к растениям, животным, предметам, к себе как части природы. Воспитатель должен быть сам носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой, приучать детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитывать взаимодействия с живыми существами.

Система работы с детьми средней группы предусматривают разнообразную деятельность с литературными произведениями (чтение вслух, инсценировки, заучивание стихотворений, иллюстрировании). Чтение и обыгрывание произведений, рассматривание авторских иллюстраций в книгах, собственная изодеятельность - все это поможет ввести детей в мир «окружающей среды», в мир литературно-художественного искусства.

Проблема: необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, учить быть доброжилательными и наблюдательными. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о растениях.

Целевые группы проекта и их интересы:

Дети 4 – 5 лет – развитие познавательного интереса к окружающему миру;

Родители – участие в жизни группы;

Педагоги – реализация творческого потенциала, привлечение внимания к проблеме экологического воспитания дошкольников, повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный (2 апреля)

Второй этап – основной (3 – 12 апреля)

Третий этап – заключительный (13 апреля)

  • Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
  • Поиск различных средств достижения целей.

  • Чтение стихов Чтение стихов, потешек, загадок о растениях
  •  Оформление фотовыставки «Цветы: комнатные, полевые, садовые».
  •  Продуктивная деятельность: лепка «Цветочная поляна»
  • Продуктивная деятельность: аппликация «Тюльпаны – весенние цветы»
  • Продуктивная деятельность: рисование Красивые цветы»
  • Тематическое занятие: «Комнатные растения»
  •  Посев семян настурции на рассаду.
  •  Консультация для родителей: «Нужны ли растения в доме»

  • Оформление выставки «Цветы: комнатные, полевые, садовые»
  • Анализ и классификация собранного материала.

Ожидаемые результаты:

  • Расширять кругозор детей о растениях: комнатных, полевых, садовых.
  •  Обогащение и активизация словарного запаса детей.
  •  Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достяжении общей цели воспитания гармонически развитых детей.
  • Учасие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Оценка результатов:

Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился интерес к окружающему миру, к родной природе. Возникло и укрепилось желание проявлять заботу о «зеленых питомцах».

Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/Пособие дляруководителей и практикующихработников ДОУ/Авторы-составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, М,Б.Зуйкова/Издательство Аркти Москва 2006г.
  3. С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Приложение

Дидактические игры

Экологическая игра «ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН»                      Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.                                                                     Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.     (Вариант 1)                                                                                                                                     На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.                (Вариант 2)                                                                                                                             Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.                                                                                                                            (Вариант 3)                                                                                                                                    Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Экологическая игра «ЦВЕТЫ»

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т.д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.


Экологическая игра «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

(вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

Экологическая игра  «Назовите растение»

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

-  Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Загадки для детей

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики.

НОД по художественному творчеству (лепка)                                                                                                            «Цветочная поляна»                                                                                Задачи: Учить детей лепить цветы по выбору (тюльпан, ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, роза).                                                                                              Учить лепить бутон цветка из шара способом сплющивания, лепестки - способом вытягивания, прищипывания.                                                                           Дать представления о внешнем виде цветов, уточнить цвет, форму, величину.                                                                                                             Развивать у детей чувство формы, наблюдательность, умение договориться и создавать коллективный сюжет.                                                                       Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: Пластилин, стеки, трубочки (для сока, зеленый картон в форме овала, салфетки, дощечки.

Ход занятия                                                                                                  Воспитатель загадывает детям загадки о цветах:

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож.

(Тюльпан)

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки -

Только тронь мои цветки!

(Роза)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

(Колокольчик)

Стоят в поле сестрички -

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

В красный шелк я одеваю степи

И даю название конфете.

(Мак)

После каждого правильного ответа воспитатель выставляет дидактическую картинкуцветка. Далее показывает детям заранее приготовленную "полянку" с трубочками. Вместе с детьми уточняет строение цветка и предлагает подумать, как лепить цветок. Педагог показывает шар из пластилина желтого цвета и спрашивает: "На какой цветок похож?".

Дети отвечают: "Одуванчик".

Воспитатель сажает сверху на трубочку пластилиновый шар.

Спрашивает у детей: "Чтобы цветочек стал красивым, что еще надо сделать?".

Дети отвечают: "Лепестки".

Воспитатель подсказывает детям, как оформить лепестки с помощью стека. Можно стеком разделить лепестки и нанести штрихи.

После педагог показывает еще один шар из пластилина. Затем сплющивает его испаршивает: "Какой цветок получится?".

Ответы детей выслушивает и уточняет, что можно различные цветы. Демонстрирует способы лепки венчика:

- пальцами вытягивает лепестки;

- по краю прищипывает;

- стеком делает надрезы.

Уточняет с детьми, что для ромашки надо взять белый пластилин, для одуванчика - желтый, для тюльпана и мака - красный, колокольчик - синий, для розы - любой. Когда цветы будут готовы, их надо укрепить на стебельках (трубочках). Дети выбираю нужный цвет пластилина и лепят цветы. Закончив работу, ребята прикрепляют с помощью зеленого пластилина на общую "полянку" свои цветы. В завершении воспитатель с детьми любуются "цветочной полянкой" и отмечают каждую работу. После воспитатель приглашает на физминутку "Цветок".

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание,

Дружно под землей дают корешки.

НОД по художественному творчеству (аппликация) «Тюльпаны – весенние цветы»

Цель: формирование экологического восприятие детей  4 – 5 лет средствами художественного творчества.

Задачи:

— развивать представления детей о весенних цветах;

— познакомить детей с частями цветов;

— напомнить технику наклеивания; вырезания по контуру;

— получить радость от собственного творчества.

Предварительная работа:

— рассматривание весенних цветов,

— знакомить с названиями весенних цветов,

— поиск различий и сходства весенних цветов,

— рассматривание частей цветка.

Материалы: клеенки для наклеивания, тканевые  салфетки, кисточка,  клей, готовая ваза из цветной бумаги для  детской работы, готовые формы тюльпана,  основа для аппликации,  иллюстрации цветов весенних, иллюстрация частей цветка, образец  тюльпан в вазе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались? По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

Дети: Светит солнышко, по тает снег, идут дожди, набухают на деревьях почки появляются первые весенние цветы.

Воспитатель показывает детям вазу и предлагает ее рассмотреть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня красивая ваза. Что на ней изображено?

Дети:  Цветы.

Воспитатель: А зачем нужна ваза?

Дети: Ставить цветы.

Воспитатель: Посмотрите, на картинках цветы разного цвета и формы – это весенние цветы. Как вы думаете, почему их называют весенними цветами?

Дети: Потому что появляются весной.

Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете?

Дети: Подснежник,  нарцисс,  ландыш, тюльпан.

Воспитатель: Молодцы, ребята, знаете весенние цветы. Ребята, сегодня мы с вами будем «ставить» тюльпаны в ваши вазы. Давайте вспомним части цветов (показывает бутон) как называется эта часть цветка?

Дети: Бутон, цветок.

Воспитатель: Молодцы, тогда назовите эту часть (показывает стебель).

Дети: Стебель. (если дети затрудняются, то воспитатель старается вопросами подвести детей к правильному ответу)

Воспитатель: Хорошо, тогда последний вопрос, а как же называется эта часть (показывает листья).

Дети: Листья.

Воспитатель: У вас в тарелочках лежит  образец  листка и стебелька  тюльпана, вам необходимо  вырезать по контуру, посмотрите все ли  у вас части цветка давайте определим, какую часть цветка мы будем наклеивать первой?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель: Правильно, сначала надо наклеить стебель  и листок цветка, затем что?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы будем пользоваться кисточкой?

Дети: Вызванный ребенок объясняет как будет набирать клей кисточкой, убирая лишний клей об край чашечки.

Второй ребенок, а затем намазывать на клеенке стебель и листок цветка. Затем приклеиваем цветок.

 Третий ребенок рассказывает, что с помощью салфетки уберет лишний клей, затем приклеим вазу так чтоб цветок был в вазе.

Воспитатель помогает во время объяснения и показа детьми техники наклеивания.

Физкультминутка «ДОМ»

Я хочу построить дом,       Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём, 
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,    
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.

Рядом чтоб сосна росла     Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,  
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.        
Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.

Солнце было,         Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,      
 «Стряхивающие» движения
И тюльпан в саду расцвёл    
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

После — выполнение задания всеми детьми.

Воспитатель:  Посмотрите сколько цветов в вазах у нас появилась, весна пришла в нашу группу и украсила её.

Воспитатель:  предлагает рассмотреть все работы детей, полюбоваться собственной работой и работами сверстников.

Итог занятия: Что мы делали сегодня на нашем занятии?

Дети: Вырезали листок и стебелёк цветка, наклеивали  вазу на основу.

Воспитатель: Какие весенние цветы вы знаете?

Дети: Подснежник,  нарцисс,  ландыш, тюльпан.

Воспитатель:  Давайте вспомним части цветов?

Дети:  Бутон, листок и стебелёк.

Воспитатель: На этом наше занятие подошло концу, спасибо за внимание.

НОД  по художественному творчеству (рисование)  

«Красивые цветы»

Цель: Учить детей рисовать цветы, передавая в рисунке строение цветка (стебель, листья, лепестки) и используя различные приемы: примакивание в разных направлениях, рисование круглых и овальных форм. Закреплять умение рисовать всем ворсом и концом кисти. Развивать наблюдательность, умение воспринимать красоту окружающего мира; воспитывать чувство сострадания, вызвать желание помочь игровым персонажам.

Ход:

  1. Раздается стук в окно. Влетает бабочка.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, к нам залетела бабочка. Она такая испуганная, замерзшая. Милая бабочка, что случилось?»

Бабочка: Я родилась и жила в замечательном волшебном саду, где всегда светило ласковое солнышко, цвело много красивых цветов. Но вдруг прилетела злая волшебница, подула ледяным ветром, и поникли нарядные цветы, все бабочки разлетелись по белу свету, надеясь снова найти цветущий сад. А меня порывом ветра подняло высоко вверх, потом бросило вниз, и я оказалась около вашего окна, заглянула в него, и мне почудилось, что я снова очутилась в своем волшебном саду. Только цветов в моем волшебном саду было гораздо больше, и росли они на клумбах.

Воспитатель: «Давайте поможем бабочке! Вы ведь тоже можете быть волшебниками. Не расстраивайся, бабочка. Сейчас наши маленькие волшебники возьмут свои волшебные кисти, и на наших клумбах зацветут волшебные цветы».

  1. Показ педагога.

Воспитатель приглашает детей подойти к доске, где показывает образец рисования цветка. 3 листа:

  1. Педагог показывает несколько приемов рисования лепестков: всей кистью, концом, примакиванием. «Так рисуем мы цветочки, серединку, лепесточки»: нарисовать круглую серединку – вокруг ее 4 лепестка: вверху, внизу, слева, справа – мазками-лепестками заполнить пространство между ними (кисть полностью прижимается к бумаге, но не сильно).
  2. На 2-ом воспитатель рисует стебель кончиком кисти.
  3. На 3-ем дорисовывает зеленые длинные листья также кончиком кисти: начинать подальше от стебля и, нанося мазки, продвигаться к нему. Или же второй способ – изобразить листики с помощью овала, если пририсовать сверху маленький треугольник.

Таким образом, получается схема последовательного рисования.

Также педагог напоминает детям приемы работы концом кисти и рисование ворсом кисти плашмя. Напоминает, как держать кисть, как должен быть расположен лист бумаги, стебель, листья, бутоны.

  1. Воспитатель: А теперь пройдите на свои рабочие места и приступим к рисованию. А, чтобы у нас получились красивые цветы, давайте разомнемся.

Физкультминутка «Цветы»

(Дети сидят на корточках)

1,2,3 – выросли цветы! (медленно поднимаются)

К солнцу потянулись - (тянутся на носках)

Высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелек качал. (наклоны в стороны)

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не ломай! (грозят пальцем)

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут. (развести руки в стороны)

  1. По окончании работы, бабочка рассматривает цветы на «клумбах», радуется, что их так много и они такие красивые. Дети делятся впечатлением. Отметить удачные работы, выполненные аккуратно концом кисти и использование приема примакивания.

НОД «Комнатные растения»

Цель: Обобщить знания детей о комнатных растениях.

1. Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.

2. Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадкикомнатного растения.

3. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.

Словарь: комнатное растение, садовые цветы, фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, амарилис, лейка, рыхлитель.

Предварительная работа: беседы о комнатных растения; уход за комнатными растениями: поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения.

Интеграция образовательных областей: «Познание»«Физическое развитие»,«Коммуникация».

Методы и приемы:

1. Игровой.

2. Наглядный.

3. Словесный.

Оборудование:

• Кукла.

• Комнатные растения: фикус, фиалка, кактус, хлорофитум, герань, лимон, щучий хвост (сансевьера, папоротник, амарилис.

• Инструментарий для ухода за комнатными растениями (карточки с изображением лейки, губки для протирания, палочки для рыхления, распылитель, бутылочки с удобрением).

• Отросток – герань.

• Горшок, земля, лейка с водой.

• Дидактическая игра «Покажи и назови части растения» (карточки с изображением частей растения).

• Дидактическая игра «Растения комнатные и садовые» (карточки с изображениемкомнатных растений и садовых цветов, картинка цветочного горшка и клумбы).

Ход занятия

1. Игровой сюрпризный момент

В гости к детям приходит кукла Таня.

Воспитатель: Ребята, кукла Таня не знает, что такое комнатные растения и как за ними ухаживать. Давайте ей поможем и научим ее всему, что знаем о комнатных растениях?

(ответы детей).

Воспитатель: Для начала давайте научим куклу Таню отгадывать загадки. Слушайте:

Без рук, без ног, но двигается,

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. (Растение)

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Цветы)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения и показывают их.)

2. Дидактическая игра

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете растения кроме комнатных? (садовые) Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.

3. Беседа о комнатных растениях

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужныкомнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво –комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло?(ухаживать за комнатным растением) Давайте расскажем, как мы ухаживаем зарастениями.

4. Физминутка «На окошечке в горшочках»:

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись,

К солнышку листочки

Повернут цветочки,

Развернут бутоны.

В солнышке утонут.

Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.

5. Игра «Что бы было, если бы…»

-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?

- Что бы было, если бы растение забыли полить?

- Что бы было, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?

(Ответы детей).

6. Посадка растения

Воспитатель: Давайте с вами посадим герань. Что нужно, чтобы посадить растение?(цветочный горшок, земля, вода для полива).

Дети участвуют в посадке растения.

Воспитатель: Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В цветочный горшок мы насыпаем землю, делаем лунку для цветка.) После того, как мы насыпали землю, что делам дальше? (Садим цветок в землю и присыпаем ее.) Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше прижилось).

7. Психогимнастика «Я – растение!»

- Воспитатель:

- Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Ложитесь на ковер. Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

- Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе, чтобы они не болели. А чтобы вы не болели и чувствовали себя хорошо кукла Таня приготовила для вас сюрприз – витаминки!

Кукла Таня благодарит детей за то, что они ее многому научили.

НОД « Посев семян на рассаду»

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

«Труд» (труд в природе)

«Познание» (ознакомление с природой)

«Коммуникация» (формирование словаря)

«Музыка»

Программные задачи:

расширение и уточнение представлений детей о растениях сада;

формирование навыков культуры поведения в природе;

развитее творческого воображения, способности совместно развертывать игру;

воспитывать доброжелательность, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Словарная работа:

Скафандр, космический корабль (космический аппарат), парашютисты, благоприятное время, однолетнее растение, воронкообразный цветок.

Оборудование:

Мультимедийная установка. Магнитофон, диск с записью муз. произведений:

Глазунов А. из балета «Времена года», Весна. Оркестр Парижской консерватории. Дирижер А.Вольф;  

И.Штраус Вальс «Весенние голоса», соч. 216 Фестивальный штраусовский оркестр. Дирижер А.Ленард.

Демонстрационный материал: видеоролики: «Старт ракеты», «Земля, вид из космоса», «Парашютист». Слайды: «Клумба», «Цветы настурции».

Раздаточный материал: стаканчики с землей, палочки для посадки, лейки с водой, влажные салфетки, фартуки, семена настурции (сухие и проросшие).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему «Космонавтика».

Рассматривание географических карт, глобуса.

Чтение книги «Почемучка»  под  ред. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова.

«Зачем лететь в космос?»

«Почему в космос летают на ракете?»

«Как устроена ракета?»

«Зачем космонавту скафандр?»

«Почему космонавтов называют героями?»

Наблюдение за посевом цветов «лобелия»; подготовка стаканчиков к посеву семян; рассказы детей из личного опыта: «Как мы ухаживали за цветами на клумбе». «Как мы ухаживаем за комнатными растениями».

 Ход занятия

- Ребята, 12 апреля – День космонавтики, а не отправиться ли и нам в  космическое путешествие.

- На чем мы отправимся в космос? (на ракете)

- Что одевают космонавты, отправляясь в космическое пространство? (скафандр)

- Давайте наденем скафандры и отправимся на космодром.

(имитация одевания скафандра)

- Вот наша ракета.

(стулья полукругом перед экраном – имитация космического корабля)

- Присаживайтесь на стульчики – это наши кресла.

- Проверить скафандр!

- Пристегнуть ремни!

- Начинаем отчет!

- 10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1 – старт!

     Включается видеоролик – запуск ракеты (20 сек.)

- И вот мы с вами уже в космическом пространстве.

     Включается видеоролик – Земля, вид из космоса. (3.20 мин.)

- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (наша планета)

- Как называется наша планета? (Земля)

- Как звали первого космонавта, побывавшего в космосе? ( Юрий Алексеевич Гагарин)

- Когда Ю.А.Гагарин поднялся в космос, он сказал: «Я вижу Землю. Она очень красивая!»

- Что украшает нашу планету? (реки, моря, океаны, леса, поля, цветы…)
- А вы хотите побывать в открытом космосе? Только учтите, там нет земного притяжения.

( Дети встают со стульчиков и плавно под музыку движутся, имитируя движения в космосе). Во время движения общаюсь с детьми:

- Вот это высота!...

- Ребята, у вас не кружится голова?...

- Вам не страшно в открытом космосе?...

- Ну, что же нам пора возвращаться, занимайте свои кресла.

- Вот и мы с вами увидели, как красива наша планета.

- Наш космический аппарат возвращается в зону притяжения земли. Спускаться на землю мы будем на парашютах.

- Приготовились к прыжку! Прыжок!

     Включается видеоролик – «парашютист»(20сек.).

- Мы совершили посадку и ступили на землю. Все ли удачно приземлились? Теперь можно снять скафандр.

   Слайд – клумба д/с.

- Ой, ребята, что это за место такое знакомое и родное?

- Да ведь это наш детский сад, наша клумба, которая так украшает территорию летом.

- Какое сейчас время года? (весна)

- Какой месяц весны? (апрель)

- Апрель – самое благоприятное время сеять семена цветов на рассаду, чтобы с наступлением лета, наша клумба радовала нас яркими цветами.

- Как вы думаете, почему время благоприятное? (весной день становится длиннее, солнце поднимается выше и дольше задерживается на небе).

- Какие условия необходимы для роста и развития растений? (свет, тепло, вода).

 Я приготовила семена цветов настурции. Чтобы было удобно, давайте сядем за столы, где дежурные приготовили все необходимое для работы. Фартуки, которые вы видите на стульчиках, надо одеть, чтобы случайно не испачкаться.

(Дети садятся за столы, где все готово для работы: стаканчики с землей, палочки, лейки с водой, влажные тряпочки, семена настурции)

   

      Слайд – цветы настурции.

     Настурция - это  яркий,  красивый  воронкообразный  цветок  (цветок  похож  на  воронку).  Очень  теплолюбивое,  светолюбивое  однолетнее  растение  с  яркими  бархатистыми  цветками  (от  бледно – желтого  до  темно – бордового).  Цветы  простые  и  махровые,  душистые.  Растение  напоминает  древнее  вооружение  воина – листья  похожи  на  щиты,  а  цветки  на  шлемы.  Используется  для  украшения  веранд,  стен,  цветников.  Цветет  до  поздней  осени.  (Слайды - презентация цветы настурции).

 - Давайте  рассмотрим  семена. Какие они? (большие,  округлые,  с  бороздками,  светло – коричневого  цвета).  

А, вот у меня проросшие семена (показать  детям  проросшие  на  вате  семена  настурции). На экране слайд с проросшими семенами.

 В  семечке  пробуждается  жизнь,  стоит  лишь  дать  ему  влагу  и  тепло. Семечко  набухает,  вбирая  воду,  затем  его  кожура  трескается  и  из  нее  проклевывается  белый  росточек  корня,  а  за  ним  выйдет  стебелек,  он  будет  тянуться  к  свету,  а  корешок  разветвляться  и  уходить  в  землю.

     Показ  посадки  семян  настурции.

     Сажать  семена  нужно  во  влажную  землю.  Палочкой  сделать  лунку на глубину отметки  вперед – назад, влево – вправо. Положить по одному семечку в лунку, большим и указательным пальцами прикрыть ее землей, слегка вдавливая.

 Вытереть  руки  салфеткой.  Полить.  Чтобы  не  вымыть  семена  из  земли, на конце мысика надето ситечко.  Если  случится,  что  некоторые  семена  окажутся  на  поверхности,  нужно  засыпать их землей.  После  полива  поставить  этикетку  с  изображением  настурции.

  При  посеве  надо  быть  очень  внимательным  и  аккуратным,  чтобы  нечаянно  не  толкнуть  друг  друга  и  не  просыпать  землю.  Из  этих  маленьких  семян  вырастут  красивые  цветы.

     - Ребята, кто запомнил название цветов, семена которых я  приготовила для посадки? (настурция)

     - Что мы сделаем сначала? (лунку)

     - Как мы будем делать лунку? (палочкой на глубину отметки вперед – назад, влево – вправо)

     - Сколько семечек будем класть  в лунку? (по одному)

     - Как вы думаете, для чего мы будем поливать землю после посадки? (дать дополнительную влагу).

(Поощрять детей за полные «красивые» ответы).

    Прежде, чем приступить к работе, давайте подготовим пальчики.

 (Пальчиковая гимнастика)

Наши  алые  цветки                       Ладони  соединены  в  форме тюльпана.  

Распускают  лепестки.                           Пальцы  медленно раскрываются,

Ветерок  чуть  дышит,                    плавно  покачиваются.

Лепестки  колышет.                      

Наши  алые  цветки                        

Закрывают  лепестки.        Затем  они  медленно  закрываются.                        

Тихо  засыпают,                                    Кисти  рук  покачиваются.

Головками  качают.

 

     

     Самостоятельная работа  детей.  

     Во время самостоятельной работы детей звучит музыка:

Глазунов А. из балета «Времена года», Весна. Оркестр Парижской консерватории. Дирижер А.Вольф;  

     Детям, которые быстро справились с работой, предложить  посадить  дополнительно семена в отдельные стаканчики.

   - Дети,  вы  очень  хорошо  потрудились.  Мы  будем  ежедневно  наблюдать  и  по необходимости  поливать наши посадки,  а  когда  вырастет   рассада еще и рыхлить.   Цветы  украшают  нашу  жизнь,  делают  ее  радостной.  

     Женя П. знает хорошее стихотворение и сейчас вам его прочитает.

(Ребенок читает стихотворение на фоне музыки И.Штраус Вальс «Весенние голоса», соч. 216 Фестивальный штраусовский оркестр. Дирижер А.Ленард.)

     Если  я  сорву  цветок,        Слайд: «Земля в цвету».

     Если  ты  сорвешь  цветок…

     Если  ВСЕ:  и  я  и  ты –

     Если  мы  сорвем  цветы,  

     То  окажутся  пусты                   Слайд: «Пустая земля».

     И  деревья,  и  кусты…

     И  не  будет  красоты.

     Без надобности цветы рвать нельзя! Нужно беречь природу!

    Слайд: «Цветочная поляна».

Давайте поставим наши посадки на подоконник, ближе к солнышку, а дежурные помогут навести мне порядок на столах.

Консультация для родителей: «Нужны ли растения дома» 

Комнатные растения создают благоприятный микроклимат в квартире, хорошее настроение, да и просто украшают квартиру. Однако, не стоит превращать жилую комнату в оранжерею. На подоконниках хороши невысокие комнатные растения - кактусы, фиалки, занимающие не более 10-15 % оконного проема: не следует загромождать окно разросшимся фикусом или многоярусными полочками с горшками цветов. А фикус, пальму, лавр и другие высокие комнатные растения лучше всего поставить на низкие скамеечки или специальные подставки.

Многие комнатные растения обладают способностью повышать влажность воздуха в помещениях, а это чрезвычайно важно и ценно, так как в отопительный сезон влажность воздуха в квартирах заметно снижается. Количество углекислот газа в помещении, где есть цветы, не повышается так, как ночью растения выделяют его во много раз меньше, чем поглощается днем. Подсчитано, что несколько сот комнатных растений выделяют за ночь примерно столько же углекислого газа, сколько один человек.

Некоторые виды комнатных растений наделены фитонцидными свойствами, т. е. способностью выделять летучие вещества, убивающие микроорганизмы воздуха или замедляющие их рост. К таким комнатным растениям относятся лимонное дерево, туя, герань, бегония. Пахучие эфирные масла, выделяемые комнатными растениями, не только освежают и очищают воздух, но и отпугивают вредных насекомых. Например, запаха герани не выносят мухи, комары, моль.

Очень важно правильно выбрать комнатные растения, решить, что подойдет для вас и вашей квартиры. Прекрасно сочетаются в интерьере вечнозеленые тропические и субтропические растения: фикус, лавр, пальмы, папоротники, аспарагус, традесканции, плющи, кактусы. Экзотические, с яркими листьями и цветами. Их сочная зелень создает атмосферу лета. Нужно постараться так подобрать растения, чтобы цветение продолжалось круглый год. Начинает его паунсеттия - "рождественская звезда". Затем наступают луковичный амариллис, розан китайский, бегонии. Летом наступает пора бальзаминов, к. колокольчиков, фуксии, герани. И, наконец, "декабрист". Знаменитые комнатные фиалки цветут весь год.

Комнатные растения встречаются почти в каждой квартире, в каждом доме, они не только очищают воздух и насыщают его кислородом, они украшают интерьер, делают домашнюю атмосферу намного уютнее и милее. Более того, есть растения, польза которых особенна, и для благоприятной атмосферы в доме нужно обязательно поставить пару вазонов на подоконник.

 

Чем полезны комнатные растения?

 

Пользу комнатных растений можно оценивать по-разному. Одни растения обладают мощными целебными свойствами и вполне могут заменить домашнюю аптечку (как например алоэ.Полезные свойства алоэ позволяют использовать его листья при лечении массы заболеваний). Другие растения выделяют полезные фитонциды, очищают воздух от примесей и тяжелых металлов (например, герань, хлорофитум, мирт, аспарагус и др.). Некоторые растения способны выделять такое количество фитонцидов и эфиных веществ, что воздух в квартире становится поистине целебным (кипарис, туя, криптомерия Польза следующей категории в их красивом и оригинальном внешнем виде, который украшает интерьер. Если учесть, что многие виды растений съедобны, и их можно выращивать в горшках на подоконнике, то их польза становится еще более очевидной. К таким растениям можно отнести: петрушку, укроп, кинзу, лук, чеснок, мяту, мелиссу, базилик, эстрагон, розмарин и др. наличие вазонов с этими травками не только насытит квартиру благоуханием, но и позволит расширить диапазон кулинарных блюд, которые вы готовите.

 

Полезные комнатные растения:

 

Аспарагус, белопятнистая бегония и монстера – уменьшают концентрацию солей тяжелых металлов и вредных микроорганизмов в воздухе.

Герань. Полезные свойства герани известны издревле, это растение обладает уникальными свойствами уничтожать в воздухе бактерии и вирусы (стрептококки, стафилококки). Помимо этого герань выделяет в воздух вещества, обладающие антистрессовой активностью. В летнюю пору растение убережет помещение от комаров, мошек и мух.

Драцена – неприхотливое растение, которое приживется в любой квартире, выделяет фитонциды, убивающие многие болезнетворные бактерии.

Кактусы – замечательные защитники от электромагнитного излучения, поэтому чаще всего кактусы ставят рядом с работающей техникой (телевизором, монитором компьютера).

Хлорофитум – способен очищать воздух от многих токсичных веществ, которые выделяют предметы мебели из ДСП и некоторые полимеры (бензол, ксилол, толуол, этилбензол, формальдегид и др.), отличное место для хлорофитума – кухня, более двух третей угарного газа, который выделяется при сгорании газа, будет поглощено этим растением.

Спатифиллум, плющ, фикус Бенджамина – удаляют из воздуха частицы фенола и формальдегида.

 

Свойства комнатных растений:

∙ Снимают напряжение и способствуют нормализации сна мелисса, монстера, лаванда, герань, базилик, жасмин – эти растения можно смело ставить в спальне.

∙ Дезинфицируют воздух лаванда, чабрец, эвкалипт, шалфей, корица,

∙ Улучшают память и тонизируют лимон, бергамот, чабрец, розмарин, мята, базилик.

∙ При заболеваниях дыхательных путей полезно вдыхать фитонциды, выделяемые розмарином.

∙ Убивает вирусы и бактерии – лавр, герань, пеперомия, кипарис.

∙ Многие растения считаются энергетическими очистителями, так например, улучшает энергетику в доме нефролепис, пеларгония, плющ, пассифлора. Считается, что если посадить косточку авокадо, то в дом придет любовь.

 

Вредные и опасные комнатные растения:

 

Большинство комнатных растений приносит пользу, однако есть ряд растений, которые опасно держать в доме, особенно если у вас есть дети или домашние животные. Например, растения семейства молочайных – их листья содержат токсичные млечный сок, вызывающий сильнейшие отравления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

Экологический проект "Деревья - наши верные друзья"

Экологический проект "Деревья- наши верные друзья"...

Проект по экологическому воспитанию "Наши младшие друзья"

В наши дни культура обращения с животными, их содержание недостаточно гуманны, об этом свидетельствуют брошенные животные. Отношение взрослых людей к животным, как красивой игрушке, при первых же труд...

Проект по экологическому воспитанию дошкольников на тему "Овощи-наши друзья"

В настоящее  время главной задачей является воспитание экологически грамотного человека...

Экологический проект "Деревья - это наши друзья"

Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года во второй младшей группе проводился анализ познавательного развития дошко...

Летний экологический проект "Лунтик и его друзья насекомые"

Проектно - исследовательская деятельность с детьми 4 - 6 лет....

экологический проект "Деревья наши зеленые друзья"

детско-родительский проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ.Цель проекта: Способствовать созданию условий для организации совместной деятельности детей и родителей, с целью ф...