Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Познавательная деят - ть "Берегите природу родного края"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Познавательно – исследовательская  группа Подготовительная

Тема: Рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций о природных объектах сибирского края; Красной книги Иркутской области.

Цель: Создание условий для систематизации, представления детей об основных группах растений разных сообществ, о росте и развитие растений сибирского леса, его ярусности.

Задачи:

1. . Организация деятельности детей по закреплению материала про озеро Байкал, о природных объектах сибирского края.

2. Организация деятельности  по развитию детской инициативы, формирование знаний о природных объектах сибирского края и их местонахождения.

3.Организовать  рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: Красная книга, иллюстрации птиц и чем можно их накормить.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес. (Разводим руки в стороны.)                                                                                                                                                                   Полон сказочных чудес! (Повороты.)                                                                                                                                                                                                 Мы идём гулять сейчас (1 рука - в сторону, 2-ая рука.)                                                                                                                                                                                 И зовём с собою вас! (Руки к груди.)                                                                                                                                                                                                  Ждут вас на лесной опушке (1 рука - в сторону, 2-ая)                                                                                                                                                                                  Птички, бабочки, зверюшки,                                                                                                                                                                                                              Паучок на паутинке, (Присесть.)                                                                                                                                                                                                                   И кузнечик на травинке! (Выпрыгнуть.)                                                                                                                                                                                      Птички в гнёздышках проснулись, (Руки сзади, ладошками друг к другу.)                                                                                                                    Улыбнулись, встрепенулись: (Повороты.)                                                                                                                                                                                        «Чик-чирик, всем привет!                                                                                                                                                                                                                       Мы летаем выше всех!» (Машут крыльями.)                                                                                                                                                                                                          До свиданья, старый лес, (Помахивание руками.)                                                                                                                                                                           Полный сказочных чудес! (Повороты с вытянутыми руками.)                                                                                                                                                              По тропинкам мы гуляли, (Ходьба.)                                                                                                                                                                                                                На полянке поскакали, (Прыжки. Разводим руки в стороны.)                                                                                                                                      Подружились мы с тобой, (Обнять себя за плечи.)                                                                                                                                                                     Нам теперь пора домой. (Ходьба на места.)

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Ребята, сегодня почтальон принес для нас необычное письмо. Как вы думаете, что же нам с ним делать? (открыть, прочитать) 
- Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём. (Картинка леса и слово Берегите).
(дети открывают и достают листок) 
- Да здесь только листок с картинкой и всего лишь с одним словом. Кто прочитает это слово? (один ребёнок читает) 
- А где же остальные слова? Они стёрлись. 
- Почему они могли стереться? (может, дождь намочил; может, их забыли написать, может снег был сырой) 

Внимательно слушают. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

   Как вы думаете, а что могло быть здесь написано, если внимательно рассмотреть картинку? (предположения детей) 
- Что же нам теперь делать? (догнать почтальона, позвонить на почту, узнать как-нибудь, в интернете посмотреть) 
- Я предлагаю вам за ответом на этот вопрос отправиться в путешествие в весенний лес. 
- Наверное, все вы любите путешествовать? Почему? (можно много узнать интересного, побывать где-нибудь) 

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Вы сможете?

- вы хотите узнать, что же написано в письме? (Да)

- Как вы сможете узнать, где можно посмотреть?

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

Ну вот, мы и в лесу. Как здесь красиво! (Звучит фонограмма звуков весеннего леса) - Что вы слышите? (Лес шумит, шевелится, разговаривает, он живой). Предлагаю детям рассмотреть картинки с изображением леса весной. - Расскажите, что вы видите в весеннем лесу? (рассказы детей) .
- Как вы считаете, может ли человек жить на Земле один: без птиц, без животных, насекомых, рыб, ягод, грибов и цветов? (нет). 
- Почему? (ему было бы скучно, не было бы красоты, есть нечего будет) 
- А что мы с вами должны для этого сделать? 
- Как мы можем защищать природу? (ответы детей) 
- Природа нашего края красива и многообразна, но беззащитна. 
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни. 
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда. 
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом. 
Сейчас я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопайте в ладоши, 
а если не согласны – топайте ногами. 
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо) 
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо) 
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо) 
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо) 
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо) 
Если мусор уберу, 
Банку закопаю? (Хорошо) 
Я люблю свою природу, 
Я ей помогаю! (хорошо) 
Молодцы, на все вопросы ответили правильно. 

А теперь давайте немного отдохнем.

Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают картинки.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

Смотрите, на опушке леса показался домик. Кто знает, что это за дом в лесу? Правильно, это - сторожка (иллюстрация сторожки). В ней живёт лесник – человек, который следит за порядком в лесу. Лесник ушёл проверять свои владения, но оставил нам несколько заданий, чтобы узнать, как мы заботимся и бережём природу родного края. Вот первое задание:
Экологическая игра «Птицы на кормушке»
- Отгадайте загадку: Что за стол среди берез, 
Под открытым небом? 
Угощает он в мороз 
Птиц зерном и хлебом (кормушка) 
На столе лежат карточки с изображением птиц: попугай, воробей, снегирь, синица, сова, голубь, клёст, ласточка и карточки с изображением корма. 
- Дети, посмотрите, перед вами карточки. Скажите, какие птицы могут прилететь на кормушку в городском парке? 
(дети выбирают: воробей, снегирь, синица, голубь, клёст) 
- Зачем люди развешивают кормушки? Давайте и мы в нашей птичьей столовой покормим каждую птичку. (синице – сало, крошки; клесту – еловую шишку, голубю – семечки, крошки; снегирю – ягоды рябины и калины; воробью – пшено, крошки) .
- Почему клесту не положили сало? Почему воробью не дали еловую шишку? (ответы детей) 
- Как вы думаете, что страшней зимой для птиц: холод или голод? (голод, так как от холода можно укрыться) 
- Молодцы! Я думаю, вы будете помогать зимой нашим птицам, а летом они поблагодарят вас своим чудесным пением. 
А вот второе задание, которое оставил нам лесник. 
- Что это за книга? 
Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

- Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда.

Красная книга - очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. Страницы у неё разных цветов. На белых листах книги помещены сведения о растениях и животных, которых осталось очень мало – их так и называют «редкие». На жёлтых – «уязвимые» виды: они ещё могут выжить сами, без помощи человека. На красных листах – о видах находящихся под угрозой исчезновения, и которые уже не смогут спастись сами без помощи человека. На зелёных – «спасённые», находящиеся теперь уже в безопасности. Чёрными страницы стали тогда, когда это животное или растение исчезло с лица Земли навсегда.

Цвет имеет книга красный. 
Много в ней названий разных. 
Здесь живут лиса, синица
И растение медуница. 
Подскажите мне, друзья. 
Книга для чего нужна? 
(ответы детей: люди должны знать тех животных и птиц, которых нужно охранять) 

Задания лесника мы выполнили. А как вы думаете, что же было написано в нашем письме? (берегите природу, охраняйте природу) 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап      (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Ребята, с какой важной книгой мы с вами сегодня познакомились? Для чего она нужна? Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающих нас растений и животных? (соблюдать Правила поведения в природе). Помните, что природа очень ранима и чувствительна к поступкам людей и нуждается в особой защите. Надо спасти и сохранить этот удивительный и разнообразный мир.

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.  Знакомство  с понятием музей и его назначением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

Технологическая карта ООД Познавательное развитие Старшая группа Развитие познавательного интереса к природе родного края.

Тема: «Как Дед Мороз весну встречал»Цель:  создание условий для развития  познавательного интереса к природе родного края. Программные задачи: 1. Расширение представлений о ...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...

Конспект НОД по познавательному развитию "Знатоки природы родного края"

Конспект НОД по  познавательному развитию в старшей группе " Знатоки природы родного края"...