Проект "Времена года" П.И.Чайковского для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баландина Наталья Михайловна

         Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу». Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать, восхищаться, радоваться, гордиться и увидеть то, чего ранее не замечал.  Проект «Времена года» П.И.Чайковского рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.Основной его целью является знакомство детей с выдающимся русским композитором и его творчеством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»

                                                               Г. Смоленск

Проект                                                                                          «Времена года»

Для детей подготовительной группы

Составитель: музыкальный руководитель МБДОУ № 67 «Виктория» Баландина Н.М.

2015 г.

г. Смоленск

Актуальность проекта: у детей недостаточно представлений о периодичности времен года и последовательности месяцев, а так же слабо сформированы восприятие музыки, эмоциональный отклик и культура слушания классической музыки.

Цель: сформировать у детей знания о временах года, их последовательности и отличии, познакомить с музыкой П.И.Чайковского и пробуждать интерес к классической музыке.

Задачи:

  •  расширить и систематизировать знания детей о временах года;
  •  помочь понять детям язык музыки, его выразительность;
  •  учить детей выражать свои знания и впечатления от услышанного музыкального произведения в разнообразных видах и формах творческой деятельности;
  •  обогащать словарный запас.

Вид проекта:

  • По направленности: музыкальный
  • По области интеграции: художественно – творческий
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По количеству участников: коллективный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Ресурсы, необходимые для обеспечения проекта:

  • информационные (методические материалы);
  • материально-технические (ПК, проектор, музыкальный центр).

Сроки исполнения: ноябрь 2015 г. – январь 2017г.

 Предполагаемые результаты:

1. Ребенок, обладающий развитым познавательным интересом, расширенным представлением о музыке.

2.Ребенок, обладающий сформированным представлением о временах года.

3. Ребенок с положительно-эмоциональным и осознанным отношением к музыкальным произведениям классической музыки.

4. Ребенок готовый воспринимать классическую музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

5. Ребёнок, вовлеченный  в творческую деятельность.

Основные направления работы с детьми. 

  1. Организованные формы обучения на занятиях.
  2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
  3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
  4. Художественная литература.
  5. Изобразительная, конструктивная деятельность.
  6. Игра.
  7. Наблюдение.

                                 Этапы реализации проекта

Этап

Задачи

Содержание

деятельности

Срок

реализации

1

Диагностический этап

Разработать диагностический инструментарий (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней развития детей  по теме проекта

Проведение педагогической диагностики:

1.Определение исходного уровня познавательных знаний детей по  теме проекта, через беседу.

2. Определение уровеня способности детей слушать музыку, эмоционально  откликаться и характеризовать её, через восприятие музыки.

3.Определение уровня творческого потенциала детей.

2015 год

ноябрь

2

Подготовительный этап

1. Подборка необходимого методического материала.

Изучение музыкального материал  музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года», истории создания музыкального альбома,  художественную характеристику пьес.

2015 год

декабрь

 

2. Разработать цикл занятий в соответствии с названием пьес музыкального альбома.

Цикл комплексных занятий, включающая  в себя этапы:

Слушание музыка;

Музыкально ритмические движения;

Творческая деятельность детей.

3

 Основной этап

Реализовать цикл занятий на практике.

Реализация цикла занятий «Времена года» с корректировкой методов и

средств достижения поставленных задач при необходимости.

2016 год

4

Заключительный этап

Провести оценку уровня музыкально – образовательной деятельности детей по итогам реализации цикла занятий «Времена года».

Проведение педагогической диагностики знаний детей по результатам реализации цикла занятий:

Провести итоговое занятие «Времена года».

Организовать выставку работ детей «Мое любимое время года».

2016 год

Январь

            Цикл занятий «Времена года»

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Январь

Тема занятия:

«Январь» (1 занятие).

Тема занятия:

«Зимняя фантазия»

(2 занятие).

Тема комплексного занятия (3 занятие):

 «За что мы любим зиму».

Содержание: слушание произведения «У камелька», показ  слайдов.

Содержание:

Пластическая импровизация детьми под пьесу “Танец огня” муз. М.де Фалья.

Повторное слушание произведения «У камелька».

Содержание:

Загадывание загадок, пословиц о зиме. Чтение стихотворений о зиме.

Повторное слушание музыкального произведения «У камелька».

Февраль

Тема занятия:

«Февраль» (1 занятие).

Тема занятия:

«Февраль» (2 занятие).

Тема комплексного занятия (3 занятие):

 «Масленица на дворе – весело детворе».

Содержание: слушание музыкального произведения «Масленица», показ слайдов

Содержание:

Разучивание закличек; песни «Ой, блины»;   хоровода «Вот уж зимушка проходит»

Содержание:

Повторное слушание музыкального произведения «Масленица»;

Рисование по теме «Масленица».

Март

Тема занятия:

«Март». (1 занятие)

Тема занятия: «Жаворонок» (2 занятие).

Тема комплексного занятия (3 занятие): «Жаворонки прилетели»

Содержание: слушание произведения «Жаворонок», в фортепианном исполнении.

Показ слайдов

Содержание:

Оркестровое исполнение песни «Жаворонок».

Разучивание хоровода «Ой, бежит ручьем вода»»

Содержание:

Повторное слушание музыкального

произведения «Жаворонок».

Изготовление по технике оригами жаворонка и украсить группу.

Апрель

Тема занятия:

«Апрель». (1 занятие).

Тема занятия: «Подснежник» (2 зангятие).

Тема комплексного занятия (3 занятие): «Маленький разведчик, посланный весной».

Содержание: слушание произведения «Подснежник», показ слайдов

Содержание:

Повторное слушание музыкального произведения «Подснежник».

Загадки, стихотворения о подснежнике.

Танцевальное творчество. Вальс с подснежниками. Муз. Ф.Шопена

Содержание: Повторное слушание музыкального произведения «Подснежник»

Танцевальное творчество «Подснежник проснулся»

Аппликация «Подснежник»

Май

Тема занятия: «Белые ночи» (1 занятие).

.

 Тема занятия: «Весеннее пробуждение» (2 занятие)

Тема занятия: «Ночная фантазия» (3 занятие).

Содержание:

Слушание произведений «Белые ночи» и

« Баркаролла»

Показ слайдов.

Содержание:

Повторное слушание

музыкального произведения  «Белые ночи» и          « Баркаролла».

Загадки о ночи

Музыкально –дидактическая игра «День – ночь»

Сравнение музыкальных произведений.

Содержание:

Повторное слушание музыкального

произведения  «Белые ночи», «Баркаролла».

Игра на воображение «Ночная фантазия»

Рисование по теме

«Ночная фантазия»

Сентябрь

Тема занятия: «Лето будем вспоминать» (1 занятие).

Тема занятия: «Лето будем вспоминать» (2 занятие).

Тема комплексного занятия: «Лето позади»

(занятие 3)                          

Содержание:

Слушание музыкальных произведений «Июль. Песня косаря» и

« Август. Жатва».

Загадки, стихи о лете.

Содержание: повторное слушание музыкального произведений «Песня косаря» и Жатва».

Танцевальное творчество.

Танец – игра «Жнеи»

Танец косарей. рус нар мел.

Содержание:

Слушание музыкального произведения «Охота»

Показ слайдов.

 Рисование по теме  «Охота».

Октябрь

Тема занятия: «Октябрь» (1 занятие).

Тема занятия: «Золото осени» (2 занятие)  

 

Тема занятия:

 «Золото осени» (3 занятие)  

Содержание:

Слушание музыкального произведения «Осенняя песня».

Показ слайдов

Содержание:

Слушание музыкальных произведений «Охота» и «Осенняя песня».

Содержание:

Слушание музыкального произведения «Осенняя песня».

Танец с листьями

«Листик, листопад»

Коллективная аппликация «Листопад».

Ноябрь

Тема занятия:

«Ноябрь» (1 занятие)

Тема занятия:

«Ноябрь» (2 занятие)

 

Тема занятия:

«Ноябрь» (3 занятие)

Содержание:

Слушание музыкального произведения  «На тройке».

Показ слайдов.

Содержание:

Повторное слушание музыкального произведения  «На тройке».

Танец с бубенцами. Муз. В.Моцарта «Бубенцы»

Дидактическая игра «Бубенцы»

Содержание:

повторное слушание музыкального произведения  «На тройке».

Танец «Дружные тройки»

Муз. И. Штрауса

Лепка из тестопластики колокольчика.

Декабрь

Январь

2017 г.

Тема занятия: «Декабрь» (1 занятие). Святки.

Тема занятия: «Декабрь» (2 занятие).

Тема комплексного занятия «Веселье в Рождество» (3 занятие).

Содержание:

Слушание музыкального произведения  «Святки».

Показ слайдов.

Готовим веселые святки.

Разучивание колядок «Коляда – маляда», «Тетенька, добренька».

Разучивание хоровода «Как на тоненький ледок» р.н.м.

Содержание:

Слушание музыкального произведения  «Святки».

Слушание рождественских колядок.

Рисование на тему «Святки».

Итоговое мероприятие

Викторина

Тема:

«Музыка круглый год»

Диагностика уровня развития детей

В диагностическом исследовании приняли участие 26 воспитанников.

Критерии

усвоения

программы

Сформированность представлений о временах года

Восприятие музыки и эмоциональный отклик на нее

Умение выражать свои знания, впечатления в самостоятельной творческой деятельности.

Н.п.

К.п.

Н.п.

К.п.

Н.п.

К.п.

оптимальный

47%

  76%

      39%

75%

52%

78%

допустимый

51%

24%%

44%

25%

47%

22%

критический

2%

0%

17%

0%

1%

0%

Таким образом, можно сделать вывод:  преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных и творческих способностей детей  к концу проекта свидетельствует об успешном его внедрении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...